Конфликты в современной практике государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – конфликты, типология и способы их разрешения.

Задачи курсового проекта следующие:

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт по вопросам конфликтов в государственном управлении;

- исследовать причины возникновения конфликтов в государственном управлении; закономерности развития конфликтов; методы и способы управления, решение конфликтов в государственном управлении.

Содержание

Введение…………………..………………………………..………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении.

1.1. Конфликт – история и современность……………………………….….……..4

1.2.Конфликт в государственном управлении……………………………………..8

Глава 2. Конфликты в современной практике государственного управления.

2.1. Кризис как вид конфликта…………………………………………..………...12

2.2. Типология конфликтов, пути их решения……………………………...…….18

Заключение………………………………………………………………….………31

Список используемой литературы………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая, последний вариант.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     7. Конфликт между чиновниками и  гражданами. Государство реализует  свои функции через государственную  службу. Обеспечивая результативность  органов государственной власти, содействуя реализации законов, защищая права и законные интересы граждан и тем самым связывая общество и государство, госслужба призвана отвечать за прочность и стабильность государственной жизни, реализацию на деле демократической сущности государства, поддержание жизнедеятельности и устойчивости общества в целом. Но когда государственные чиновники подменяют служение общенациональным интересам своими корпоративными интересами, мы получаем один из самых значительных видов конфликтов в системе государственного управления - конфликт между гражданами и госслужащими, поскольку нарушается система обратных связей между обществом и государством.

     Главный источник данного вида конфликтов заключается  в объективно существующем и постоянно  воспроизводящемся противоречии между  плюрализмом политической сферы общества и целостностью (единством, суверенностью) государственной власти. Если бы удалось грамотно контролировать его и регулировать наиболее взрывоопасные участки взаимоотношений, возможно, удалось бы сделать более привлекательным имидж власти и значительно укрепить ее.

     Важно учитывать не только источники, но и  непосредственные причины, порождающие недоверие граждан к органам власти. Они могут быть разбиты на несколько групп.

     Назовем условно первую группу причин «техническими». Представители власти в силу тех  или иных обстоятельств не могут толково разъяснить гражданам цели и мотивы деятельности органов власти, не могут дать им адекватное представление о характере и содержании своей деятельности и условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

     Вторая  группа - причины культурно-исторического типа, суть которых заключается в особенностях формирования политической структуры. Например, хорошо известно стремление русского народа почти на генетическом уровне противостоять власти, его нигилистическое, бунтарское отношение к ней. Но это лишь в крайнем случае. В основном же русский народ, по словам Л.Н. Толстого, склонен передавать ответственность за все происходящее власти.

     Третья  группа - причины организационного характера, связанные с неумением государственных служащих (в силу своей низкой компетентности, непрофессионализма и пр.) организовать практическое выполнение принимаемых политическими лидерами и руководителями решений. Среди причин организационного характера есть смысл особо выделить те из них, которые определяют стиль и методы госслужбы: стремление к закрытости, подавление гласности, проявление корысти и т.д.

     Четвертая группа - причины социального характера, обусловленные тем, что госслужба  работает в основном «на себя»  и в угоду своему руководству, отодвигая на второй план реальные потребности общества и граждан, или проводит в жизнь политические решения, не соответствующие интересам граждан, в полной зависимости от работодателя-государства в образе травящих элит.

     Поиску  путей урегулирования конфликтов в  государственно-административной сфере всегда придавалось особое значение, поскольку государство является символом стабильности и гарантом порядка. И этот поиск всегда находился в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. В последнее время в государственном управлении значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, когда упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтной ситуации до открытого противостояния.

     При анализе способов урегулирования государственно-административных конфликтов следует помнить, что  институциональной, юридической процедуре отводится решающее значение. Так, конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Ведь именно конституция описывает с достаточной полнотой компетенцию каждой из властей и тем самым представляет собой базу для разделения их функций. Что касается техники предупреждения и разрешения конфликтов между властями, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.), обмен документами, работу согласительных комиссий и т.п.

     Разрешение  нормативно-юридических конфликтов компетенционного характера происходит путем согласования правовых актов. Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта. Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи и переписка между представителями законодательной и исполнительной властей, достижение компромиссов между точками зрения государственных учреждений. Полезную роль играет деятельность министерства юстиции, которое регистрирует все ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием действующему законодательству. Не меньшее значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов федерации. Именно здесь зарождается большее число конфликтов, для разрешения которых нередко требуется вмешательство Конституционного Суда. Согласно ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостановить действие актов субъектов РФ, если они противоречат действующим законам, а ст. 115 дает право Президенту отменять постановления и распоряжения федерального правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам

     В урегулировании внутриорганизационных  конфликтов в государственных учреждениях преобладающим должен быть метод рационализации. Поскольку административные организации отличаются прежде всего рациональным распределением власти и компетенции в организации, постольку создание продуманной системы рациональных правил часто гасит и ослабляет напряжение (но до конца не снимает конфликт). Улучшение действия механизма правил, норм, приказов, продуманная система ротации или служебного роста, наличие третейского суда способствуют снятию конфликтных трений и улаживанию споров. Но следует помнить, что рациональные методы срабатывают главным образом в организациях с хорошо поставленной дисциплиной, а также при относительно уравновешенном общественном сознании, при не очень интенсивном течении конфликта. Когда конфликт приобретает слишком резкую форму противостояния, обычно прибегают к самому радикальному организационному методу - изменению структуры организации, что влечет за собой ликвидацию старых и создание новых отделов, пересмотр отношений между подразделениями, перевод сотрудников в различные отделы. Этому всегда сопутствует смена руководства, назначение естественных лидеров вместо формальных.

     Помимо  общих принципов и методик  разрешения социальных конфликтов должны существовать структуры, обеспечивающие государственное управление ими. Обратимся в этой связи к американскому опыту. В начале XX в., когда в этой стране наблюдался значительный рост трудовых конфликтов, администрацией президента создается Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения. В 1950-60-е гг., с выходом на первый план межэтнических конфликтов, формируется межгосударственная Служба общинных отношений. С обострением международных конфликтов в середине 1970-х гг. возникает Академия мира и разрешения конфликтов под эгидой Конгресса США. Таким образом, каждому уровню и каждой сфере конфликта соответствовали определенные органы и процедуры для его урегулирования.

     Некоторое движение в данном направлении есть и в нашей стране. Так, откликом на многочисленные конфликты в сфере действия СМИ стало создание Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ. Предотвращать либо способствовать прекращению забастовок призвана Служба по разрешению коллективных трудовых споров при Министерстве труда и социального развития. Для контроля за соблюдением заключенного в 1994 г. Договора об общественном согласии была создана так называемая

     Согласительная  комиссия. Однако говорить о серьезной  разветвленной налаженной системе конфликтологической службы внутри российского государства рано...

     Особую  роль при урегулировании конфликтов в сфере государственного управления должен играть Конституционный Суд  РФ. Его можно отнести к числу  тех механизмов «сдержек и противовесов», которые поддерживают баланс трех ветвей власти и играют важную роль в сохранении и укреплении принципов демократического правового государства. Он выполняет важную предупредительную, сдерживающую функцию в разрешении государственно-правовых конфликтов.

     В целом, конфликты в государственно-административной сфере играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и тем самым обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям. Ведь дестабилизация возникает не потому, что существуют конфликты, а из-за неумения разрешать назревшие общественные противоречия или из-за их игнорирования. Немецкий конфликтолог Р. Дарендорф, считал, что человеческая свобода вообще и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта» [11, 235]. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием нормального развития общества и всех его институтов.

     Во  второй главе курсового проекта  были рассмотрены: политический кризис, конституционный кризис, правительственный кризис, парламентский кризис, а также, виды, формы и способы разрешения конфликтов. 
 
 
 

     Заключение

     В государственно-административной сфере конфликты являют собой естественную форму взаимодействия институтов, организаций и индивидов.

     В целом, конфликты в системе государственной службы играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.

       По нашему мнению, целесообразна разработка и внедрение в деятельность государственного управления «Кодекса поведения в конфликте». Где будут установлены нормы поведения при разрешении конфликта. Создание подобного норматива поведения, обучение руководителей всех уровней государственного управления, контроль за его соблюдением является важной задачей формирования благоприятного сотрудничества государственной структуры с различными слоями населения.

       Избежать конфликтов, как в организациях, так и в структуре    государственного управления невозможно, так как они являются постоянным спутником нашей повседневной жизни и деятельности. Но и оставлять конфликты без внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, они могут привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям.

     Поставленные  цели и задачи выполнены, приведен теоретический анализ причин конфликта, основных видов конфликтов в системе государственного управления; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендаций успешного взаимодействия в системе государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.: Феникс. 1992. 
  2. Абрамов Ю. В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия // Кентавр. 1994. № 4.
  3. Антикризисное управление: Учебник/под ред. Короткова Э.М. М.: ЮНИТИ, 1999, − 351с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел VIII, гл. 37, 38.
  5. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов.  – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
  6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.
  7. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж, 1997.
  8. Горгес Р. Так работают правительство и парламент. - М, 1993.
  9. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. /Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л. В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001, - 215 с.
  11. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. 1
  12. Дарендорф Р. Классы и классовые отношения в индустриальном обществе. - М.: Наука. - 1994.
  13. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.
  14. Дмитриев А. В. Кудрявцев В. Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. (Юридическая конфликтология) - М. - 1993.
  15. ЗеркинД.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 199814. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Аспект Пресс, 1996.
  16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000, − 346 с.
  17. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. С. 355. 2
  18. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. Методические рекомендации для руководителей. М.: РАН. Институт психологии. Международный институт психологии, социологии и экономики труда, 1994.
  19. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  20. Конституции стран мира о высших ценностях государства: российская рефлексия. Материалы научного семинара. Выпуск № 4. М.: Научный эксперт,
  21. 2007. — 136 с.
  22. Кубушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие/ Н. И. Кабушкин – 4-е изд. – Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с.
  23. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. – М., 1997
  24. Пригожий А.И. Социология организаций. - М., 1994. Россия: политические противоборства и поиск согласия. - М., 1998. , Современная конфликтология: Учебное пособие. - М., 1999.  Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). - М., 1999.
  25. Пронкин, С.В. Институты государственной власти в зарубежных странах: история и современность. / С.В. Пронкин. - М., 2001. - С. 219.
  26. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. - М., 1996. Хрестоматия по конфликтологии. - М., 1999.
  27. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: Юристъ, 2002. 320 с.
  28. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 1995. Юридическая конфликтология. - М., 1995. Юридический конфликт: сферы и механизм. Ч. 2. - М., 1994. Юридический конфликт: процедуры разрешения. Ч. 3. - М., 1995.
  29. http://lib.4i5.ru/cu262.htm

Информация о работе Конфликты в современной практике государственного управления