Конфликты в современной практике государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – конфликты, типология и способы их разрешения.

Задачи курсового проекта следующие:

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт по вопросам конфликтов в государственном управлении;

- исследовать причины возникновения конфликтов в государственном управлении; закономерности развития конфликтов; методы и способы управления, решение конфликтов в государственном управлении.

Содержание

Введение…………………..………………………………..………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении.

1.1. Конфликт – история и современность……………………………….….……..4

1.2.Конфликт в государственном управлении……………………………………..8

Глава 2. Конфликты в современной практике государственного управления.

2.1. Кризис как вид конфликта…………………………………………..………...12

2.2. Типология конфликтов, пути их решения……………………………...…….18

Заключение………………………………………………………………….………31

Список используемой литературы………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая, последний вариант.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение…………………..………………………………..………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении.

1.1. Конфликт – история и современность……………………………….….……..4

1.2.Конфликт в государственном управлении……………………………………..8

Глава 2. Конфликты в современной практике государственного управления.

2.1. Кризис как вид конфликта…………………………………………..………...12

2.2. Типология  конфликтов, пути их решения……………………………...…….18

Заключение………………………………………………………………….………31

Список используемой литературы………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Следовательно, объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

     Актуальность  темы данного курсового проекта несомненна как с практической, так и теоретической точки зрения, потому что любая организация будь то, производственные, финансовые, коммерческие, системы, в нашем случае государственное управление – главная ячейка в структуре современного общества, где основой являются люди, без которых функционирование любой из систем невозможно.

     Объектом  исследования курсового проекта является государственное управление.

     Предмет исследования – конфликты, типология  и способы их разрешения.

     Задачи  курсового проекта следующие:

     - проанализировать отечественный и зарубежный опыт по  вопросам  конфликтов в государственном управлении;

     - исследовать причины возникновения конфликтов в государственном управлении; закономерности развития конфликтов; методы и способы управления, решение конфликтов в государственном управлении.

     При написании данного курсового проекта использована различная научно-методическая и практическая литература. 

     Глава 1. Теоретические  аспекты конфликта  в государственном  управлении

     1.1.Конфликт  – история и  современность

     История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывают целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекают большие и малые социальные общности, третьи происходят между отдельными людьми. С древнейших времени люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликта.

       Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных взаимоотношений, социального взаимодействия [18, 3]. Конфликты, по сути, являются одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

     Конфликт  – естественное состояние общества, источник его развития и функционирования. Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, – если умело управлять конфликтами, возможно, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

     Конфликты  вездесущи и универсальны. От конфликта  можно уйти, его можно  подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р. Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами [9, 27]. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

     Под управлением конфликтом современная  наука понимает целенаправленное, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов [5, с. 135].

       Конфликтность таится уже в самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Первичный источник их находится в иерархичности структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления. Вторичным источником государственно-административных конфликтов являются нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих. Отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице тоже может порождать серьезные трения, как и отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах, в результате чего конфликт может разрастись. Еще один источник конфликтов – расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий. Как правило, они затрагивают проблемы путей реформирования общества и государства, справедливости или обоснованности принятого решения. Данные конфликты характерны для переломных и переходных эпох, когда ценностно-нормативная система еще не сложилась, и критерии оценки не имеют общепринятого характера. Серьезный источник конфликтов мы находим и в технологиях управленческой коммуникации, прежде всего – в недостатке или ошибочности информации или намеренном манипулировании ею. Любое искривление информации может вызвать конфликт в рамках описания типологии конфликтов в сфере государственного управления.

       Серьезной проблемой в настоящее время является то, что зачастую руководители не понимают механизма возникновения и развития конфликтов, не умеют управлять ими, отсутствуют знания о путях их мирного решения. Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования государственного управления. Это одно из важнейших условий успешной деятельности. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:

     - осознание руководителем вероятных  предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;

     - понимание механизма развития  конфликта как  процесса;

     - умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

       Конфликты в государственно-административной сфере носят системный характер и представляют собой естественную форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Государственно-административную сферу можно рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Именно поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой - если умело управлять конфликтами, можно добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

     В рамках описания типологии государственно-административных конфликтов в поле зрения должны находиться следующие реалии:

     • конфликты между государством и  обществом (проблема легитимности);

     • конфликты между различными ветвями  власти (законодательной, исполнительной и судебной);

     • конфликты между государством и  отдельными институтами политической системы (например, между государством и политической партией);

     • конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

     • конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека).

     Специфику таких конфликтов от собственно политических отличает, прежде всего, то, что любой  конфликт по поводу государственного управления возникает и заканчивается  в юридической форме и, так  или иначе, связан с правовыми отношениями сторон. И, следовательно, субъекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия. Природа конфликтов в сфере государственного управления многоаспектна, как, собственно, сложна природа и всех политических конфликтов, но «лидерство» нормативно-юридического начала в этих конфликтах очевидно.

     Помимо  этого надо всегда учитывать исторические традиции и особенности менталитета того или иного народа, нации. Например, в США исторически государство и чиновничество распоряжались значительно меньшей долей национальных ресурсов, чем в странах Восточной Европы и России. Это в немалой степени обусловило способность американцев, сочетая систему разделения властей с культурой разрешения большинства конфликтов путем судебного разбирательства, в основном избегать насильственных форм развертывания конфликтов в сфере государственного управления. В России же с ее многолетним опытом абсолютистско-бюрократического правления государство поглотило общество, не дало возможности сформироваться гражданской культуре и ее структурам, т.е. гражданскому обществу. В России, как правило, слабы легальные каналы для выражения недовольства, недостаточно авторитетны официально оформленные институты и механизмы для управления социальным конфликтом. Поэтому основными формами выражения последнего выступали бунты, революции, гражданские войны, а также другие, менее острые и разрушительные, но всегда конфронтационные формы протестных действий.

      1.2. Конфликты в государственном управлении

     Одной из конфликтологических доминант является баланс конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти. Особенность демократических политических систем в том, что наиболее органичным для них принципом политико-правового устройства является разделение властей, и, следовательно, запрограммированность политических конфликтов. Конституционно закрепленные полномочия каждой из ветвей власти, а также приверженность основных политических сил общим правилам демократической игры способствуют сохранению общественно-политической стабильности, предохраняя как от авторитаризма и монополизации власти, так и от анархии и неуправляемости [19, 104].

Информация о работе Конфликты в современной практике государственного управления