Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 07:19, курсовая работа
Предмет исследования – конфликты, типология и способы их разрешения.
Задачи курсового проекта следующие:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт по вопросам конфликтов в государственном управлении;
- исследовать причины возникновения конфликтов в государственном управлении; закономерности развития конфликтов; методы и способы управления, решение конфликтов в государственном управлении.
Введение…………………..………………………………..………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении.
1.1. Конфликт – история и современность……………………………….….……..4
1.2.Конфликт в государственном управлении……………………………………..8
Глава 2. Конфликты в современной практике государственного управления.
2.1. Кризис как вид конфликта…………………………………………..………...12
2.2. Типология конфликтов, пути их решения……………………………...…….18
Заключение………………………………………………………………….………31
Список используемой литературы………………………………………………...33
Оглавление
Введение…………………..……………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении.
1.1. Конфликт
– история и современность……………………………….….……
1.2.Конфликт в государственном управлении……………………………………..8
Глава
2. Конфликты в современной
2.1. Кризис
как вид конфликта…………………………………………..………
2.2. Типология
конфликтов, пути их решения……………………………...…
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………..
Введение
Конфликты
в сфере государственного управления
по своей природе представляют собой
одну из самых многочисленных разновидностей
социально-политических конфликтов, которые
возникают из-за различий интересов, соперничества
и борьбы всевозможных институтов и государственных
структур по поводу перераспределения
и реализации публичной власти. Следовательно,
объект конфликтов в сфере государственного
управления – распоряжение властью, а
предметно-содержательную основу образует
пересечение политико-правовых, социально-экономических,
организационно-
Актуальность темы данного курсового проекта несомненна как с практической, так и теоретической точки зрения, потому что любая организация будь то, производственные, финансовые, коммерческие, системы, в нашем случае государственное управление – главная ячейка в структуре современного общества, где основой являются люди, без которых функционирование любой из систем невозможно.
Объектом исследования курсового проекта является государственное управление.
Предмет исследования – конфликты, типология и способы их разрешения.
Задачи курсового проекта следующие:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт по вопросам конфликтов в государственном управлении;
- исследовать причины возникновения конфликтов в государственном управлении; закономерности развития конфликтов; методы и способы управления, решение конфликтов в государственном управлении.
При
написании данного курсового проекта
использована различная научно-методическая
и практическая литература.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта в государственном управлении
1.1.Конфликт – история и современность
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывают целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекают большие и малые социальные общности, третьи происходят между отдельными людьми. С древнейших времени люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликта.
Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных взаимоотношений, социального взаимодействия [18, 3]. Конфликты, по сути, являются одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
Конфликт
– естественное состояние общества,
источник его развития и функционирования.
Конфликты в сфере государственного управления
представляют собой форму взаимодействия
государственно-политических институтов,
организаций и лиц, осуществляющих власть
в рамках определенной государственной
системы, но занимающих в ней различные
позиции. Конфликты в сфере государственного
управления следует рассматривать как
сложную систему, которая изначально заключает
в себе целый ряд противоречий. Однако
это дает ей возможность приспосабливаться
к постоянно меняющимся условиям и развиваться.
Поэтому конфликты являются основой механизма
адаптации государственно-
Конфликты вездесущи и универсальны. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р. Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами [9, 27]. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
Под управлением конфликтом современная наука понимает целенаправленное, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов [5, с. 135].
Конфликтность таится уже в самой природе
государственной власти, призванной согласовывать,
координировать различные интересы людей,
определять четкие стратегические и тактические
цели, распределять дефицитные ценности
и блага. Отсюда множественность возникновения
конфликтов в сфере государственного
управления. Первичный источник их находится
в иерархичности структуры управленческих
статусов и ролей, закладывающей противоречие
между властвующими (управляющими) и подвластными
(управляемыми) и порождающей неравенство
в распределении власти между самими субъектами
управления. Вторичным источником государственно-
Серьезной проблемой в настоящее время является то, что зачастую руководители не понимают механизма возникновения и развития конфликтов, не умеют управлять ими, отсутствуют знания о путях их мирного решения. Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования государственного управления. Это одно из важнейших условий успешной деятельности. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:
-
осознание руководителем
- понимание механизма развития конфликта как процесса;
- умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.
Конфликты в государственно-
В
рамках описания типологии государственно-
• конфликты между государством и обществом (проблема легитимности);
• конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);
• конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (например, между государством и политической партией);
•
конфликты между
• конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека).
Специфику таких конфликтов от собственно политических отличает, прежде всего, то, что любой конфликт по поводу государственного управления возникает и заканчивается в юридической форме и, так или иначе, связан с правовыми отношениями сторон. И, следовательно, субъекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия. Природа конфликтов в сфере государственного управления многоаспектна, как, собственно, сложна природа и всех политических конфликтов, но «лидерство» нормативно-юридического начала в этих конфликтах очевидно.
Помимо этого надо всегда учитывать исторические традиции и особенности менталитета того или иного народа, нации. Например, в США исторически государство и чиновничество распоряжались значительно меньшей долей национальных ресурсов, чем в странах Восточной Европы и России. Это в немалой степени обусловило способность американцев, сочетая систему разделения властей с культурой разрешения большинства конфликтов путем судебного разбирательства, в основном избегать насильственных форм развертывания конфликтов в сфере государственного управления. В России же с ее многолетним опытом абсолютистско-бюрократического правления государство поглотило общество, не дало возможности сформироваться гражданской культуре и ее структурам, т.е. гражданскому обществу. В России, как правило, слабы легальные каналы для выражения недовольства, недостаточно авторитетны официально оформленные институты и механизмы для управления социальным конфликтом. Поэтому основными формами выражения последнего выступали бунты, революции, гражданские войны, а также другие, менее острые и разрушительные, но всегда конфронтационные формы протестных действий.
1.2. Конфликты в государственном управлении
Одной из конфликтологических доминант является баланс конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти. Особенность демократических политических систем в том, что наиболее органичным для них принципом политико-правового устройства является разделение властей, и, следовательно, запрограммированность политических конфликтов. Конституционно закрепленные полномочия каждой из ветвей власти, а также приверженность основных политических сил общим правилам демократической игры способствуют сохранению общественно-политической стабильности, предохраняя как от авторитаризма и монополизации власти, так и от анархии и неуправляемости [19, 104].
Информация о работе Конфликты в современной практике государственного управления