Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Само явление инфляции возникло ещё в древнем Риме и древнем Китае и связано с введением в оборот денежных знаков с установленным государством номиналом. Необходимо отметить, что для металлических денежных систем инфляция была нетипична, носила, как правило, эпизодический характер. Нарушения устойчивости денежных единиц приходились в основном на периоды войн и социальных катаклизмов, с окончанием которых восстанавливалась характерная для домонополистической стадии тенденция относительного снижения уровня цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1 Сущность инфляции…………………………………………………………. 5
1.1. Понятие инфляции……………………………………………………… 5
1.2. Концепции инфляции………………………………………………….. .6
1.3. Последствия инфляции……………………………………….. ………. 8
2 Модели инфляции ………………………………………………………….. 11
2.1 Концепции инфляции………………………………………………….. 11
2.2 Модели инфляции…………………………………………………….... 14
2.3 Математические модели инфляции………………………………….....15
3 Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РБ……………18
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 475.50 Кб (Скачать)

 Поэтому вторая  задача – восстановление доверия  к облигациям государства. Для  этого нужно добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража. Кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке. Национальный банк всеми своими действиями, а это и рефинансирование только под залог ГКО, и прекращение практики валютных свопов и депозитов, и, возможно, разрешение частично покрывать обязательные резервы ГКО, должен стимулировать покупку ГКО банками. Для увеличения емкости рынка ГКО также целесообразно пойти на снижение уровня обязательных резервов.

Задача 3. Снижение эмиссии  и инфляция снизит доходность банковского  сектора, что создает значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

Поэтому третья задача –  повышение эффективности банковского  сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных  банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Главный стимул для привлечения новых акционеров – рост индекса акций того или иного банка. Поэтому нужно наладить нормальный фондовый рынок хотя бы для акций банков.

Задача 4. Анализ обнаруживает большую зависимость монетарной и производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена (РКО), который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый “панический” курс и в ценообразовании ориентируются на него. Для предотвращения ориентации предприятий в процессе ценообразования на “панический” курс при отсутствии информации о девальвации национальной валюты Национальному банку необходимо объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции (что, собственно, и сделано на 2006г.) и добиваться их максимального выполнения. Прогнозировать реальный курс обмена можно с помощью разных моделей. Две из них разработаны учеными экономического факультета БГУ и имеют вид:

 

РКО=-31,37134-0,67913*М3-0,17853*ГР+2,54534*ГД+

+2,75159*РЕНТ+0,07693*ОТМВБ.                                                            (3.17)

 

РКО = 1,742-0,82226*М3-0,07698ГР+0,0258ГД+0,01722РЕНТ(-1)+

+0,5731РВП-0,05515ПРОЦ.                                                                         (3.18)

 

Здесь РКО – месячный темп роста реального курса доллара, ГР - месячный темп роста реальных госрасходов, ГД – месячные изменения в процентных пунктах дефицита бюджета в долях к ВВП, РЕНТ(-1) – среднемесячная рентабельность, ПРОЦ – доля обязательной продажи [14, с.12] .

Задача 5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги (М3, М4), устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в 2000 году в отношении совокупной рублевой массы М3 на 4% в месяц, а затем на 6,2% , представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1. К тому же применение современных методов эконометрического анализа с использованием данных за 7 лет показало существование устойчивой связи между агрегатом М1 (в 2006 году он достиг размера 5,754 трлн. руб.) и индексом потребительских цен [15, с.73].

 

Таблица 3.3 - Широкая денежная масса, млрд. рублей

 

 

01.01.2006

01.01.2007

01.02.2007

01.03.2007

01.04.2007

1. Наличные деньги в обороте – М0

2 016.4

2 818.3

2 548.5

2 603.7

2 637.6

2. Переводные депозиты

2 929.4

4 204.9

3 356.5

3 365.8

3 514.5

2.1. Физических лиц

938.2

1 313.3

1 181.8

1 291.6

1 286.0

2.2. Юридических лиц**

1 991.2

2 891.5

2 174.6

2 074.2

2 228.4

Денежный агрегат – М1

4 945.8

7 023.2

5 905.0

5 969.6

6 152.0

3. Срочные депозиты

3 520.0

5 298.1

5 240.1

5 504.2

5 541.0

3.1. Физических лиц

2 721.1

4 023.5

3 986.4

4 048.7

4 129.1

3.2. Юридических лиц **

798.9

1 274.6

1 253.7

1 455.5

1 411.9

Денежная масса в  национальном 
определении – М2

8 465.8

12 321.3

11 145.1

11 473.8

11 693.0

4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) 
в национальной валюте

129.1

94.3

93.9

112.5

115.9

Рублевая денежная масса – М2*

8 594.9

12 415.6

11 238.9

11 586.3

11 808.9

5. Депозиты в иностранной валюте

3 951.9

5 050.9

5 238.6

5 547.0

5 639.7

5.1 Переводные депозиты

1 860.2

2 284.9

2 356.0

2 410.7

2 388.6

5.1.1 Физических лиц

113.0

150.1

141.5

144.0

143.4

5.1.2. Юридических лиц**

1 747.3

2 134.9

2 214.5

2 266.7

2 245.2

5.2. Срочные депозиты

2 091.7

2 765.9

2 882.6

3 136.3

3 251.1

5.2.1. Физических лиц

1 746.9

2 331.3

2 489.4

2 630.2

2 725.5

5.2.2. Юридических лиц**

344.8

434.7

393.1

506.1

525.6

6. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота) 
в иностранной валюте

20.1

35.4

33.0

33.4

34.6

7. Депозиты в драгоценных  металлах

3.6

4.0

4.1

4.4

4.4

Широкая денежная масса – М3

12 570.6

17 505.9

16 514.7

17 171.0

17 487.7


 

Задача 6. Необходимо дедолларизация расчетов, по крайне мере с Россией. Поэтому не исключено, что нужно (и аргентинский опыт это подтверждает) разрешить субъектам хозяйствования даже внутри республики производить расчеты в российских рублях. Также можно сохранить валютную розничную торговлю за российские рубли, чтобы население привыкало к ним. Безусловно, эти меры целесообразны, если найдут поддержку российской стороны в виде беспроцентного технического кредита на данные цели. Это будет первый и очень серьезный шаг к интеграции денежных систем. Возврат такого кредита должен предусматриваться лишь в случае отказа Беларуси от перехода на единую валюту. Разрешение использовать при безналичных расчетах российские рубли выведет из оффшоров многие трансакции и будет способствовать прозрачности и росту операций банков.

Задача 7. Поощрение конкуренции, отмена правил, ограничивающих развитие рынков, отказ от регулирования цен  на большую часть товаров. Моделирование инфляции с помощью моделей Леонтьева в условиях ограниченной конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены.

Задача 8. В 2006 году планировался относительно стабильный  курс белорусского рубля по отношению к доллару США  (+/- 1,5%) и небольшая, по белорусским меркам, инфляция (0,6-0,8% в месяц).

Действие этих факторов выровняет условия хозяйствования для всех и покажет истинную рентабельность предприятий. Некоторые из них окажутся в критическом положении, поэтому нужны будут быстрые и жесткие методы по их санации или банкротству. Закон о банкротстве вступил в силу в феврале, и важно было, чтобы он сразу начал эффективно применяться, что было нелегко из-за  отсутствия профессиональных антикризисных управляющих. Вместе с тем поддерживать такие предприятия за счет льгот по налогам, безвозвратных кредитов разумно только в крайне редких случаях (если это градообразующие предприятия или у кого-то временные затруднения). Ведь каждое из таких предприятий ложится бременем на всю экономику и вносит свой вклад в инфляцию.

Таблица 3.4 - Изменения индексов номинального курса белорусского рубля

 

Показатели

Февраль 2007 
к февралю 2006

Февраль 2007 
к декабрю 2006

Январь–февраль 2007 
к январю–февралю 2006

к российскому рублю

6.61

-0.12

6.57

к евро

8.76

-1.07

7.76

к фунту стерлингов

11.44

4.97

9.85

к польскому злотому

6.02

-3.16

5.64

к литовскому литу

8.75

-1.07

7.75

к латвийскому лату

8.24

-1.34

7.38

к украинской гривне

0.02

0.07

-0.07

к доллару США

-0.42

0.07

-0.48

эффективный

6.70

-0.26

6.35


 

 

Задача 9. Единый курс при  высокой цене нефти потребует  увеличения цен на жилье, транспорт  и, как следствие, - зарплаты в долларовом выражении. Она действительно может превысить порог 330 долларов в 2007г. Однако предприятия и бюджет смогут существенно увеличить зарплату лишь при повышении производительности, то есть сокращении избыточной рабочей силы. А чтобы занять ее, нужен бурный рост негосударственного сектора, чего, увы, пока не наблюдается. Поэтому в начале нового тысячелетия Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров  и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Как видим, основные причины  инфляции лежат за пределами сферы влияния Национального банка и вне сферы действия его инструментов. Это стало особенно ясно, как только ему разрешили приглушить эмиссию.

 

 

1 промышленность

8 социальное обеспечение

2 сельское хозяйство

9 образование

3 транспорт

10 культура и искусство

4 связь

11 наука и научное обслуживание

5 строительство

12 банки

6 торговля и общепит

13 страхование

7 здравоохранение

 

 

Рисунок 3.3 – Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики в январе-марте 2006 года, тыс. рублей

 

Задача 10. Следующая антиинфляционная задача направлена на снижение ставки рефинансирования.

Процентная политика в Республике Беларусь ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных условий в размещении средств в банках, государственных ценных бумагах и других активах, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.

Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 году будут починены необходимости повышения финансовой стабильности и достижения целевого уровня по инфляции. В условия благоприятного развития ситуации в денежно-кредитной сфере, прежде всего отсутствия повышения ставки рефинансирования для достижения конечного целевого ориентира по инфляции, прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования к концу 2007 года составит 8-10%. По мнению Национального банка, у нашей страны есть возможности по выходу к концу года на уровень инфляции 6%, и это, может быть, самый низкий показатель  среди стран СНГ.

Кроме того, представляя  программу деятельности правительства  на 2006-2010 гг., премьер-министр Беларуси С. Сидорский отметил, что инфляция в 2010  году может снизиться до уровня не более 5%.Следует отметить, что до 2005 года В Республике Беларусь отмечались самые высокие темпы инфляции среди стран СНГ, в 2005 году они находились на среднем уровне, но были ниже, чем в России и Украине [16, с.69-70] .

Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимосвязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В ежегодных прогнозах  социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 

Заключение

 

В настоящее время  инфляция - один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Информация о работе Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная политика