Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Само явление инфляции возникло ещё в древнем Риме и древнем Китае и связано с введением в оборот денежных знаков с установленным государством номиналом. Необходимо отметить, что для металлических денежных систем инфляция была нетипична, носила, как правило, эпизодический характер. Нарушения устойчивости денежных единиц приходились в основном на периоды войн и социальных катаклизмов, с окончанием которых восстанавливалась характерная для домонополистической стадии тенденция относительного снижения уровня цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1 Сущность инфляции…………………………………………………………. 5
1.1. Понятие инфляции……………………………………………………… 5
1.2. Концепции инфляции………………………………………………….. .6
1.3. Последствия инфляции……………………………………….. ………. 8
2 Модели инфляции ………………………………………………………….. 11
2.1 Концепции инфляции………………………………………………….. 11
2.2 Модели инфляции…………………………………………………….... 14
2.3 Математические модели инфляции………………………………….....15
3 Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РБ……………18
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 475.50 Кб (Скачать)

Но это бывает далеко не всегда. Гораздо чаще государство, стараясь подстегнуть производство, закрыть дыры в бюджете или преследуя иные цели, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Стремление быстрее покончить с сиюминутными текущими проблемами с подключением к этому Центрального банка, государство наводняет экономику излишними денежными знаками и способствует ускорению инфляции.

Что бы остановить инфляцию, необходимо определить, какие именно действия государства отнести к  антиинфляционным и какую инфляцию оно способно победить.

Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию  не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства  состоит в переключении подавленной  инфляции на открытый ее тип.

Решая проблему борьбы с  инфляцией, следует уяснить два  момента:

а) рыночная экономика, в  которой обращаются бумажные деньги, инфляционная по своему устройству. Требовать  же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;

б) борьбу с инфляцией  нельзя сводить к выполнению некой  программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

Мировая практика знает  немало эффективных методов, используя  которые, можно успешно бороться с инфляцией.

В стратегическом плане  первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия. Первое – укреплялись механизмы рыночной системы:  ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен;  осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения.

Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени  вне зависимости от состояния  бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких денежных ограничений относится к разряду  сильнодействующих регуляторов  экономики. Стоит только денежным ограничения хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен,  как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

Решая эту проблему, следует  заметить, что увеличение доходов  бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращение поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы поболь8е брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Четвертая задача антиинфляционной политики – свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.

Поскольку движение капиталов  получает концентрированное выражение  в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный  эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.

Таковы основные направления  антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они  большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы  на время умерить инфляционное напряжение.

Поскольку инфляция проявляется  в темпах роста цен, обусловленных  разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика может  дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг,  либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:

- проведение разумной  приватизации государственной собственности;

- массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;

- установление повышенных  процентных ставок по срочным  вкладам с целью граничить  текущий спрос; 

- и другие методы.

Правильно применяемые  долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию дают желаемые результаты. Однако следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.

 Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

Ортодоксальная программа  чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в Росси в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержания плавающего курса национальной валюты.

Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства  в регулировании экономики, включая  временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

 Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования  соцально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической  и другой политики в 1990-х годах  и 2000-2003 гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие  и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

Всю совокупность мер  антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (Рис. 3.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3.2 - Примерная блок-схема системного решения проблем снижения уровня инфляции (по трем направлениям)

 

Первый комплекс включает меры:

1) По регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

2) Поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

3) Снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

4) Реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции. Налоговых ставок и обязательных платежей;

5) Сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

1) По регулированию объема и структуры денежной массы;

2) Проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

3) Сокращению скорости оборота денег;

4) Регулированию доходов населения;

5) Сокращению бартерных операций, неплатежей;

6) Стабилизация белорусского  рубля и др.

Третий комплекс предусматривает  меры:

1) По государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

2) Государственному регулированию цен на товары монополистов;

3) Регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

4) Регулированию уровня рентабельности;

5) Стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

6) Ограничению инфляционных ожиданий

7) Ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются  в правительствах программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска  на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики принята в 2003г.).

Основные задачи антиинфляционной политики в РБ

Задача 1. Основной способ остановить инфляцию – научиться  выдавать новые кредиты исключительно  после возврата старых. Так работают все безынфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозврате кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к без эмиссионной политике не удастся [12, с.9]. .  Общий объем выдачи банками долгосрочных кредитных ресурсов (без учета финансового лизинга)  за январь-сентябрь 2006 года составил 4,71 триллиона рублей по всем видам валют. Это в 1,48 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года. Общий объем выдачи банками краткосрочных кредитов в январе-сентябре 2006 года составил 18,45 триллиона рублей, что в 1,3  раза превышает выдачу краткосрочных кредитов в соответствующем периоде 2005 года [13, с.8-9] .

Поэтому первейшая задача была следующая: добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции было непросто), возможно, даже и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий. Это касается и валютных кредитов, выданных перерабатывающим предприятиям агрокомплекса [14, с.12].

Задача 2. Неукоснительный возврат кредитов касается и заимствований государства посредством облигаций. Главная проблема рынка ГКО – недоверие Министерству финансов. Стабильное функционирование рынка ГКО в национальной валюте – предпосылка стабильности белорусского рубля. Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями – существенный фактор снижения инфляции. Минфин реализовал в августе 2006 года облигаций на 267,8 млрд. рублей, что больше, чем июле примерно в 3,4 раза [15, c.73].

Информация о работе Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная политика