Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Важное место занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах. Ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в Республике Беларусь.
Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей. Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.
Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта [11].
Хотя такие системы
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.
В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов [1].
2 Необходимость и проблемы развития коммерческого кредита в условиях РБ.
Коммерческий
кредит сыграл положительную роль в практике
хозяйственного развития РБ. Он использовался
в переходные периоды развития экономики.
Так, этот кредит сыграл положительную
роль в восстановлении народного хозяйства
после гражданской войны и интервенции.
При отсутствии полноценной кредитной
системы и недостатке кредитных ресурсов
коммерческий кредит обеспечивал поддержание
непрерывности кругооборота и оборота
средств в промышленности и торговле.
Он широко применялся не только в сделках
частных предприятий, но и при продаже
продукции государственного сектора.
Коммерческий
кредит пока не достиг в Республике Беларусь
должного развития по причине слабой развитости
экономических связей производств и фирм
внутри страны и их завязанности на бывший
Советский Союз. Это нашло свое отражение
в развитии бартера, который может быть
понят как своеобразная форма предкоммерческого
кредита.
Надо заметить, что развитие рынка коммерческих кредитов до 1998 г протекало на фоне перманентного кризиса в экономике и производственной сфере. Основных причин такого положения несколько [5].
Первая
причина - это «обезденеживание» реального сектора
экономики: вымывание оборотных средств,
сведение их к минимуму.
Сначала предприятия-производители, повышая
цены, могли компенсировать эти потери.
Поэтому уровень недостаточности оборотных
средств повышался относительно медленными
темпами. Но со снижением уровня инфляции
этот компенсатор исчез, и произошли кардинальные
изменения в структуре национального
богатства страны.
По данным исследований, в 1990 г. на 66% основных средств приходилось 17% оборотных, и это было более или менее нормально. В 1997 г. этот показатель составил 2,1%, а это уже серьезный провал. Иными словами предприятия должны были выживать, не имея оборотных средств
[5].
В настоящее время отношение оборотных фондов предприятий к объемам выпускаемой ими продукции (в денежном выражении) составляет по Республике Беларусь менее 45% при экономически обоснованном нормативе 65%. Объем неплатежей в промышленности достиг 3,5% от валового внутреннего продукта. Доля государственного бюджета в сумме дебиторской задолженности предприятий (в названном объеме неплатежей) составляет более половины указанной цифры. Отсюда возникает вторая причина [5].
Вторая причина - эффект «бюжетно-налогового бумеранга». Каждый рубль не выполненных государством обязательств оборачивался потерей бюджета на 3-4 руб. Невозможно рассчитывать на бесперебойные поступления в бюджет «живых» денег, если они в свою очередь не даются государством в экономику.
Третья
причина - государственный долг. В таких условиях
коммерческий кредит не мог быть востребован
по причине нестабильности и крайней рискованности
операций такого рода. Экономика не нуждалась
в коммерческом кредите, который как мы
уже отмечали, возникает только на базе
производственных процессов и призван
обслуживать расширенное производство.
Более того,
основой любой сделки по коммерческому
кредитованию является доверие сторон
и единое информационное поле. Это достижимо
только при создании мощной современной
инфраструктуры, в основу которой должны
лечь последние достижения в области телекоммуникаций
и цифровых технологий, тем более что технически
такие сети уже созданы и могут на физическом
уровне быть использованы сетью коммерческого
кредитования.
Для того
чтобы кредитный механизм заработал, необходимо
создать определенные условия. К коммерческому
кредитованию следует подходить с неменьшим
вниманием, чем к системе банковского
кредитования. Необходимо создать систему
коммерческого кредитования, которая
логически должна включать в себя две
составляющие. На физическом уровне это
должна быть мощная современная транспортная
сеть, замыкающаяся на центральной базе
данных, с информацией, доступной всем
участникам сети. Логически, система коммерческого
кредитования должна опираться на упорядоченную
нормативную базу и взвешенный подход
со стороны соответствующих государственных
органов, например, органов налогового.
Выделим
два основных направления, по которым
необходимо начинать работу.
Первое - правовое. Достаточно сравнить нормативную
базу по банковскому кредитованию и коммерческому
кредиту, чтобы убедиться, что правовой
вакуум сопутствует коммерческому кредитованию
с момента его реанимации в 1991 г. Правовые
нормы должны быть собраны воедино и представлены
в законодательстве в виде закона о коммерческом
кредите, так как он уже давно в мировой
практике выделился в отдельную экономическую
категорию.
Отдельная
часть этого закона должна быть посвящена
векселю, как основному инструменту коммерческого
кредита. Существующее вексельное законодательство
содержит массу белых пятен и должно быть
полностью пересмотрено.
Второе
направление - это создание экономических
условий функционирования коммерческого
кредита.
Логически основой сети должна стать единая информационная база. Содержимое базы должно формироваться путем сбора и анализа региональных информационных потоков и быть доступно всем участникам системы коммерческого кредитования.
Управление
сетью должно быть децентрализованным,
т. е. большая часть решений должна приниматься
на местах, с учетом особенностей местного
хозяйства. В отличие от клиринговых центров,
осуществляющих взаимозачеты между банками,
в настоящее время отсутствует порядок
лицензирования для проведения взаимозачетов
между хозяйственными органами.
Можно также
сказать, что коммерческий кредит внутри
страны развит менее слабо, чем за ее пределами.
Данный вид кредита используется в настоящее
время во внешнеэкономической деятельности
субъектов хозяйствования гораздо чаще,
чем в их деятельности на территории Республики
Беларусь.
Особенностями коммерческого кредитования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь являются:
¾ установлены нормативные сроки осуществления внешнеторговых операций, на продление которых необходимо разрешение Министерства внешнеэкономических связей РБ (МВЭС РБ).
¾ данные операции попадают по валютному регулированию в категорию текущих или связанных с движением капитала, на осуществление которых требуется лицензия Национального Банка РБ.
¾ обязательным
является выставление в пользу продавца
банковской гарантии.
¾ ограничены суммы авансовых
платежей в иностранной и национальной
валюте в пользу нерезидентов, превышение
которых требует специальных гарантий.
¾ ограничена роль вексельного обращения при предоставлении коммерческого кредита [6].
Субъекты хозяйствования должны обеспечить поступление:
¾ выручки от реализации продукции по экспортному контракту – не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг – не позднее 60 дней со дня выполнения работ и оказания услуг.
¾ товаров по импортному контракту – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.
¾ товара по импорту согласно бартерному контракту – не позднее 60 календарных дней от даты выполнения экспортной части этого контракта [6].
Для продления сроков расчетов по внешнеэкономическим сделкам требуется разрешение МВЭС. МВЭС может продлевать сроки проведения внешнеторговых сделок по причинам длительности сроков транспортировки, реализации продукции через агентские и дилерские фирмы, низкой конкурентоспособности продукции, наличия форс-мажорных обстоятельств и других причин.
Проведение резидентами текущих валютных операций не требует разрешения НБ РБ, если срок осуществления экспортно-импортных операций не нарушен.
Вместе
с тем, в случае предоставления коммерческого
кредита резидентом нерезиденту на срок
более установленного НБ РБ, данная операция
подпадает под категорию валютных операций,
связанных с движением капитала в товарной
форме, а именно:
¾ осуществление авансовых
платежей по импортным операциям на суммы,
превышающие установленный НБ РБ максимальный
размер авансовых платежей в пользу нерезидентов
(на срок более 180 дней и сумму более 100
тыс. долларов США);
¾ предоставление коммерческого кредита резиденту РБ в пользу нерезидента по экспортным контрактам на срок, более установленного НБ РБ, от даты отгрузки товаров;
¾ исполнение экспортных контрактов, оказание услуг (в том числе, на консигнационной основе), предусматривающих осуществление нерезидентом платежей в пользу субъекта хозяйствования РБ в сроки, превышающие установленные НБ РБ, от даты отгрузки товаров, оказания услуг;
¾ исполнение бартерных, товарообменных и компенсационных сделок, срок платежа или встречной поставки товаров, по которым превышает установленный НБ РБ от даты отгрузки товаров;
¾ исполнение реэкспортных контрактов, если срок платежа в пользу субъектов хозяйствования РБ превышает установленный НБ РБ от даты осуществления платежа;
¾ исполнение импортных контрактов в случае, если не предусматривающаяся поставка товаров (работ, услуг) оплачивается субъектом хозяйствования РБ в иностранной валюте на таможенной территории РБ, т.е. поставка в третьи страны [6].
Кроме
того, в случае предоставления коммерческого
кредита и осуществления экспортно-импортных
контрактов, предусматривающиеся сроки
платежей в пользу субъектов хозяйствования
более установленных НБ РБ, дополнительно
предоставляется обоснование необходимости
предоставления коммерческого кредита
и его выгодности для субъекта хозяйствования
РБ. А также гарантии оплаты товаров нерезидентом
по истечении срока коммерческого кредита
или отсрочки платежа (залоговые и платежные
гарантии иностранных банков и юридических
лиц).
Осуществляемый авансовый платеж производится
в сумме, не превышающей 100 000 долларов
США. Превышение этой суммы требует специальных
гарантий банков с высокой репутацией.