Коммерческий кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Важное место занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах. Ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

коммерческий кредит.docx

— 77.51 Кб (Скачать)
  • значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков;
  • боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой.

Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей. Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.

Основными принципами участия государства  в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта [11].

Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между  развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

Система финансирования экспорта с  помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.

В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта  на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли  кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет [11].

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление  прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Необходимость и проблемы развития коммерческого кредита в условиях РБ.

 
          Коммерческий кредит сыграл положительную роль в практике хозяйственного развития РБ. Он использовался в переходные периоды развития экономики. Так, этот кредит сыграл положительную роль в восстановлении народного хозяйства после гражданской войны и интервенции. При отсутствии полноценной кредитной системы и недостатке кредитных ресурсов коммерческий кредит обеспечивал поддержание непрерывности кругооборота и оборота средств в промышленности и торговле. Он широко применялся не только в сделках частных предприятий, но и при продаже продукции государственного сектора. 
          Коммерческий кредит пока не достиг в Республике Беларусь должного развития по причине слабой развитости экономических связей производств и фирм внутри страны и их завязанности на бывший Советский Союз. Это нашло свое отражение в развитии бартера, который может быть понят как своеобразная форма предкоммерческого кредита.

Надо заметить, что развитие рынка  коммерческих кредитов до 1998 г протекало  на фоне перманентного кризиса в  экономике и производственной сфере. Основных причин такого положения несколько [5].

          Первая причина - это «обезденеживание» реального сектора экономики: вымывание оборотных средств, сведение их к минимуму. 
Сначала предприятия-производители, повышая цены, могли компенсировать эти потери. Поэтому уровень недостаточности оборотных средств повышался относительно медленными темпами. Но со снижением уровня инфляции этот компенсатор исчез, и произошли кардинальные изменения в структуре национального богатства страны.

           По данным исследований, в 1990 г. на 66% основных средств приходилось 17% оборотных, и это было более или менее нормально. В 1997 г. этот показатель составил 2,1%, а это уже серьезный провал. Иными словами предприятия должны были выживать, не имея оборотных средств

[5].

          В настоящее время отношение оборотных фондов предприятий к объемам выпускаемой ими продукции (в денежном выражении) составляет по Республике Беларусь менее 45% при экономически обоснованном нормативе 65%. Объем неплатежей в промышленности достиг 3,5% от валового внутреннего продукта. Доля государственного бюджета в сумме дебиторской задолженности предприятий (в названном объеме неплатежей) составляет более половины указанной цифры. Отсюда возникает вторая причина [5].

          Вторая причина - эффект «бюжетно-налогового бумеранга». Каждый рубль не выполненных государством обязательств оборачивался потерей бюджета на 3-4 руб. Невозможно рассчитывать на бесперебойные поступления в бюджет «живых» денег, если они в свою очередь не даются государством в экономику.

          Третья причина - государственный долг. В таких условиях коммерческий кредит не мог быть востребован по причине нестабильности и крайней рискованности операций такого рода. Экономика не нуждалась в коммерческом кредите, который как мы уже отмечали, возникает только на базе производственных процессов и призван обслуживать расширенное производство. 
          Более того, основой любой сделки по коммерческому кредитованию является доверие сторон и единое информационное поле. Это достижимо только при создании мощной современной инфраструктуры, в основу которой должны лечь последние достижения в области телекоммуникаций и цифровых технологий, тем более что технически такие сети уже созданы и могут на физическом уровне быть использованы сетью коммерческого кредитования. 
          Для того чтобы кредитный механизм заработал, необходимо создать определенные условия. К коммерческому кредитованию следует подходить с неменьшим вниманием, чем к системе банковского кредитования. Необходимо создать систему коммерческого кредитования, которая логически должна включать в себя две составляющие. На физическом уровне это должна быть мощная современная транспортная сеть, замыкающаяся на центральной базе данных, с информацией, доступной всем участникам сети. Логически, система коммерческого кредитования должна опираться на упорядоченную нормативную базу и взвешенный подход со стороны соответствующих государственных органов, например, органов налогового. 
          Выделим два основных направления, по которым необходимо начинать работу. 
          Первое - правовое. Достаточно сравнить нормативную базу по банковскому кредитованию и коммерческому кредиту, чтобы убедиться, что правовой вакуум сопутствует коммерческому кредитованию с момента его реанимации в 1991 г. Правовые нормы должны быть собраны воедино и представлены в законодательстве в виде закона о коммерческом кредите, так как он уже давно в мировой практике выделился в отдельную экономическую категорию.

          Отдельная часть этого закона должна быть посвящена векселю, как основному инструменту коммерческого кредита. Существующее вексельное законодательство содержит массу белых пятен и должно быть полностью пересмотрено. 
          Второе направление - это создание экономических условий функционирования коммерческого кредита.

          Логически основой сети должна стать единая информационная база. Содержимое базы должно формироваться путем сбора и анализа региональных информационных потоков и быть доступно всем участникам системы коммерческого кредитования.

          Управление сетью должно быть децентрализованным, т. е. большая часть решений должна приниматься на местах, с учетом особенностей местного хозяйства. В отличие от клиринговых центров, осуществляющих взаимозачеты между банками, в настоящее время отсутствует порядок лицензирования для проведения взаимозачетов между хозяйственными органами. 
          Можно также сказать, что коммерческий кредит внутри страны развит менее слабо, чем за ее пределами. Данный вид кредита используется в настоящее время во внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования гораздо чаще, чем в их деятельности на территории Республики Беларусь.

          Особенностями коммерческого кредитования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь являются:

          ¾ установлены нормативные сроки осуществления внешнеторговых операций, на продление которых необходимо разрешение Министерства внешнеэкономических связей РБ (МВЭС РБ).

          ¾ данные операции попадают по валютному регулированию в категорию текущих или связанных с движением капитала, на осуществление которых требуется лицензия Национального Банка РБ.

          ¾ обязательным является выставление в пользу продавца банковской гарантии. 
         ¾ ограничены суммы авансовых платежей в иностранной и национальной валюте в пользу нерезидентов, превышение которых требует специальных гарантий.

          ¾ ограничена роль вексельного обращения при предоставлении коммерческого кредита [6].

Субъекты хозяйствования должны обеспечить поступление:

          ¾ выручки от реализации продукции по экспортному контракту – не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг – не позднее 60 дней со дня выполнения работ и оказания услуг.

          ¾ товаров по импортному контракту – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.

          ¾ товара по импорту согласно бартерному контракту – не позднее 60 календарных дней от даты выполнения экспортной части этого контракта   [6].

          Для продления сроков расчетов по внешнеэкономическим сделкам требуется разрешение МВЭС. МВЭС может продлевать сроки проведения внешнеторговых сделок по причинам длительности сроков транспортировки, реализации продукции через агентские и дилерские фирмы, низкой конкурентоспособности продукции, наличия форс-мажорных обстоятельств и других причин.

          Проведение резидентами текущих валютных операций не требует разрешения НБ РБ, если срок осуществления экспортно-импортных операций не нарушен.

          Вместе с тем, в случае предоставления коммерческого кредита резидентом нерезиденту на срок более установленного НБ РБ, данная операция подпадает под категорию валютных операций, связанных с движением капитала в товарной форме, а именно: 
          ¾ осуществление авансовых платежей по импортным операциям на суммы, превышающие установленный НБ РБ максимальный размер авансовых платежей в пользу нерезидентов (на срок более 180 дней и сумму более 100 тыс. долларов США);

          ¾ предоставление коммерческого кредита резиденту РБ в пользу нерезидента по экспортным контрактам на срок, более установленного НБ РБ, от даты отгрузки товаров;

          ¾ исполнение экспортных контрактов, оказание услуг (в том числе, на консигнационной основе), предусматривающих осуществление нерезидентом платежей в пользу субъекта хозяйствования РБ в сроки, превышающие установленные НБ РБ, от даты отгрузки товаров, оказания услуг;

        ¾ исполнение бартерных, товарообменных и компенсационных сделок, срок платежа или встречной поставки товаров, по которым превышает установленный НБ РБ от даты отгрузки товаров;

         ¾ исполнение реэкспортных контрактов, если срок платежа в пользу субъектов хозяйствования РБ превышает установленный НБ РБ от даты осуществления платежа;

         ¾ исполнение импортных контрактов в случае, если не предусматривающаяся поставка товаров (работ, услуг) оплачивается субъектом хозяйствования РБ в иностранной валюте на таможенной территории РБ, т.е. поставка в третьи страны [6].

          Кроме того, в случае предоставления коммерческого кредита и осуществления экспортно-импортных контрактов, предусматривающиеся сроки платежей в пользу субъектов хозяйствования более установленных НБ РБ, дополнительно предоставляется обоснование необходимости предоставления коммерческого кредита и его выгодности для субъекта хозяйствования РБ. А также гарантии оплаты товаров нерезидентом по истечении срока коммерческого кредита или отсрочки платежа (залоговые и платежные гарантии иностранных банков и юридических лиц). 
Осуществляемый авансовый платеж производится в сумме, не превышающей 100 000 долларов США. Превышение этой суммы требует специальных гарантий банков с высокой репутацией.

Информация о работе Коммерческий кредит