Классификация предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение мирового финансового кризиса и мер по его преодолению в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теорию кризиса, кризис как фазу экономического цикла;
ознакомиться с причинами кризиса в настоящее время;
выявить каналы проникновения кризиса в Россию;
проследить динамику кризиса в России;
рассмотреть антикризисные меры, принимаемые в Российской Федерации и развитых странах мира;
составить свое мнение о кризисе в мире и России.

Работа содержит 1 файл

Гурунян. Контрольная.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

      Так же руководство страны осознало, что жилищное строительство является локомотивом выхода из кризиса, а каждый вложенный в него рубль влечет развитие смежных отраслей. И его объемы в 2009 г. снижены не так значительно, как в других странах. Правительство повело новую линию на строительство жилья эконом-класса, установлены максимальные пределы его стоимости в России - до 30 тыс. руб. м2. И очень жестко государственные органы отказываются помогать тем, кто строит дорогое жилье, - это единственный сектор, которое государство отказалось поддержать. Выделен резерв в размере 500 млрд руб. на снижение ипотечных ставок и развертывание более масштабного жилищного строительства. Чтобы исключить негативное влияние «на местах», создано специальное агентство, которое скупает или изымает земли у местной власти под федеральное дешевое жилье, ищет различные проекты в этой сфере [7].

     Поддержка оживления экономики, обеспечение  устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде  являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться и вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов [11].

     Денежная  программа на 2010 г. разработана исходя из предположения о росте чистых международных резервов как основного источника увеличения денежной базы. Это фактически означает отказ от объявленных ЦБ РФ годом ранее подходов, принятых в условиях противодействия кризису и предполагавших в качестве основных внутренние источники монетизации. Теперь на первый план вновь (как и раньше) выходят внешние источники формирования денежной базы [4].

     Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

     - поддержка социальной стабильности  и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

     - поддержка оживления экономики,  обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;

     - активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал [11].

Мнение  о мировом кризисе и кризисе  в России

     Кризис  явление не спонтанное, а закономерное. Написав данную работу, я пришла к выводу: с одной стороны кризис является санитаром экономики, а с другой – это инструмент глобального перераспределения доходов, приводящий к обнищанию населения. Кризиса практически невозможно избежать, но к нему можно подготовиться и извлечь для себя финансовую выгоду. Проблема состоит в том, что сложно определить предкризисную ситуацию. Даже банки отказываются признавать существование «пузырей», хотя активно говорят о них после «взрыва».

     Психология  в экономике

     Мне кажется, в основе кризиса лежат  не процессы в экономике, а процессы в сознании людей. Александр Лукашенко заявил: «Я настаиваю на том, что в основе этого кризиса лежат не экономика и финансы. В его основе - сознание, нравственность нынешнего населения всего мира. Это больше психологический, нравственный кризис, а не финансовый, экономический»[21]. С этим сложно не согласиться.

     Стандартная модель последовательности событий, выглядит следующим образом: начальный толчок вызывает экономический рост, который переходит в экономический бум, наступает период нарастающей эйфории, после которой следует пауза в увеличение цен на активы. Затем цены на активы начинают падать. Потом может последовать паника и крах. Но в этой модели есть недостаток: она не учитывает главного – настроя людей. Лорд Оверстоун, ведущий британский банкир 19 века, совместил экономику и психологию: «Состояние покоя, положительный сдвиг, оптимизм, процветание, ажиотаж, перекупленность, конвульсия, давление, застой, возврат в состояние покоя» [8, с.160]. Оверстоун пришел к этому еще в 19 веке, но до сих пор направление психологии в экономике мало развито.

     Как считает  Ш. Доу, профессор экономического факультета университета Стирлинга (Великобритания), финансовые «пузыри» образуются из-за новизны, которая создает возбуждение на рынках. И эта эйфория не только реакция на новый стимул, но и жажда все новых и новых стимулов. Возбуждение влияет на мышление агентов. По мере того как «пузыри» надуваются, возбуждение усиливается и приобретает характер маниакальной эйфории. В таких ситуациях присутствует конфликт между эмоциями и нормальной оценкой активов (реалистичное мышление). Этот конфликт усиливается по мере снижения реалистичности оценки активов, что приводит к беспокойству; участники рынка пытаются этого беспокойства избежать, все больше игнорируя реальность по мере нарастания эйфории. На рынке становится все больше агентов, которые готовы действовать, т.е. тех, кто решает конфликт между фантазией и реальностью, выбирая фантазию; реалисты выбывают из рыночной гонки, поскольку считают эйфорию чрезмерной.

      Если  знания неопределенные, то вероятность перехода от эйфории к панике возрастает, когда пузырь набирает силу и структура финансовой системы становится более хрупкой; но сущность и хронологию событий, вызывающих панику, предсказать нельзя [6].

      Подтверждений этой теории достаточно. Например, в 1989 г. японская компания Mitsui Real Estate Company заплатила за здание Exxon в Нью-Йорке 635 млн. дол., при том, что цена продавца составляла всего 310 млн. дол., из-за того, что японская компания очень хотела попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Или еще один пример маниакальной эйфории: в 1808 г. бразильский рынок стал доступен Великобритании, за несколько недель из Манчестера было отправлено больше товара, чем потреблялось в течении последних 20 лет, включая коньки и теплое белье. Как сказал Дж. Стьюард: «Нет ничего более тревожного для здоровья и рассудительности человека, чем видеть, как его друг становится богаче».

     Проблема  психологии существует не только в  основе кризиса, но и в антикризисных  мерах. Одна и та же ошибка повторяется  у российских властей, при чем  с завидным постоянством: мы пытаемся взять реформы развитых западных стран и применить их на нашей территории без учета менталитета русского человека. Это касается мер по развитию мелкого и среднего бизнеса.

     Генофонд  человека меняется каждые 75 лет и  за период с 1922 – 1991 г., т.е. 69 лет СССР, произошло следующее: «предпринимательские жилки» в период социализма были искоренены путем лагерей и других наказаний. Мало кому удавалось осуществлять свою деятельность и при этом не попасться властям. Для этого нужно было обладать незаурядными интеллектуальными способностями, хитрым, изворотливым умом. И, конечно, нужно было быть «немного» авантюристом. В настоящее время ситуация почти не изменилась: самые богатые люди России - это бывшие партийные служащие, инженеры, работники НИИ. Одним словом, люди, которые были близко к «бюджетной кормушке» и сумели быстро адаптироваться к рыночным условиям. И талант бизнесмена тут ни при чем.

     Возвращаясь к вопросу о генофонде, можно  говорить то, что поколение бизнесменов появится еще не скоро. Равняться на США, делая основой экономики мелкий и средний бизнес, по-моему, еще рано – Россия еще не готова к этому.

     Кризис  заложен в формуле цены

     Одна  из причин кризиса – переоценка активов. Она возникает в период эйфории и длится до взрыва ценового «пузыря». Эта проблема появилась в тот момент, когда экономические субъекты отошли от формулы «цена = затраты + прибыль» и перешли к рыночной формуле «цена = спрос». Эта формула безобидна в период покоя, но во время эйфории, когда спрос не равен предложению, она является бомбой замедленного действия.

     Тогда возникает вопрос: «Должно ли государства контролировать ценообразование или дать рынку установить цену?» В России регулируются только цены монополий и отдельные виды товаров, в Китае регулируется всё ценообразование, и проблемы переоценки там нет.

     Неуклюжие действия властей

     Когда ситуация близка к панике, толчком  могут послужить бесцеремонные действия властей. Неуклюжие действия МВФ на ранней стадии азиатского кризиса 1997 г. Вызвали падения многих индонезийских банков. МВФ побудил правительство страны войти в капитал и оказать поддержку 15 крупнейшим частным банкам, фактически гарантируя их депозиты. Но при этом спасение других 500 утопающих частных банков стало «делом рук самих утопающих». В результате эти банки подверглись атакам вкладчиков, спешивших забрать свои деньги до того, как банки будут объявлены банкротами [8, с. 191]. Такая же ситуация повторилась уже в России в 2008 г., когда был опубликован список системообразующих предприятий (приложение 1).

     Слова Путина о «Мечеле» обрушили рынок  российских акций (рисунок 3, точка А). Видимо, одного обвала рынка правительству было недостаточно, и последовали новые заявления Путина об уклонении «Мечела» от налогов, которые вновь спровоцировали панику на бирже. Пострадал не только «Мечел», но и весь фондовый рынок в целом.

     После попытки Алексея Кудрина убедить всех в том, что «системный кризис отсутствует» последовал очередной обвал рынка (рисунок 3, точка D) – к тому времени кризис стал уже общепризнанным фактом и попутки разубедить в этом только спровоцировали еще большее недоверие к властям.

     Вывод напрашивается сам: властям нужно  быть максимально честными, но и при этом не забывать о деликатности.

     Необходимость в модернизации экономики

     На  сегодня одна из существенных проблем - состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база. Значительная часть наших основных фондов - наследие СССР. Средний срок службы машин и оборудования в России - более 18 лет, в то время как срок их годности - 10 лет. В настоящее время это является одной из приоритетных задач правительства.

     Обновление  фондов и внедрение инноваций  требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня играет все более значимую роль. Однако молодежь не идет в технические вузы. Трудно найти в России человека средних лет с хорошим техническим образованием - это в основном специалисты старшего поколения. Нужно готовить кадры, вкладывать инвестиции в их обучение.

     По  мнению А. Г. Аганбегяна, трагедия России в том, что ее социально-экономическое развитие определяют сырьевые отрасли. Темпы развития страны наполовину были связаны с ценами на топливо и сырье и производимыми из него материалами. При сохранении объемов добычи и даже при их некотором увеличении эффективно обеспечивать развитие страны на 75-80% за счет глубокой переработки сырья и производства из него готовой продукции с высокой добавленной  стоимостью,  развития высокотехнологичных наукоемких инновационных отраслей. Россия в среднесрочной перспективе могла бы занять лидирующее место в мире по производству и экспорту нефтехимических продуктов и готовых изделий из синтетических материалов, а также по выпуску продукции глубокой переработки древесины. Глубина переработки добываемого сырья, выход из него готовой продукции в РФ крайне низкие. При лучших в мире условиях для развития нефтехимии и глубокой переработки древесины мы отстаем от развитых стран по конечному результату от использования добытого топлива и сырья в 3-5 раз [7].

     Доля  инновационных отраслей и услуг  в России сегодня составляет лишь 5,5% ВВП. Они не определяют экономическое развитие и не определят в ближайшие 10 лет. В ближайшие годы надо заниматься модернизацией - развивать глубокую переработку сырья и уже начать продавать не материал для переработки, а готовую качественную продукцию. Но для этого необходимо тратить на науку не 1,2% ВВП, а гораздо больше. Для сравнения: траты на НИОКР в США - 35% мировых расходов по паритету покупательной способности, Европейский Союз - 24%, Япония и Китай - примерно по 12%. К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза [22].

     Это все - вложения в будущее. Советский Союз входил в десятку самых образованных стран, а сейчас мы занимаем 30-е место. Невосприимчивость к инновациям, недоверие к новым технологиям, страх перемен - беда, доставшаяся нам еще с советских времен. Новшества плохо внедряются, потому что нет системы коммерциализации новых продуктов и технологий.

      Кризис  как санитар экономики

      Как считает А. Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, антикризисная политика правительства может быть успешной только при условии создания правильных стимулов для фирм, действующих на конкретных отраслевых рынках и принимающих решения о реструктуризации и повышении эффективности своего бизнеса, внедрении новых технологий, производстве новых видов продукции, выходе на новые рынки. Подобная реакция на кризис в большинстве случаев связана с инвестициями. Именно поэтому правительство в своей политике должно сосредоточиться на поддержке фирм, планирующих реализацию крупных инвестиционных проектов, а также стремиться ликвидировать барьеры, мешающие их развитию [4]. Но спасение отдельных предприятий, собственники и управляющие которых допустили в прошлом огромные просчеты в оценках рисков, вообще не должно быть целью антикризисного регулирования. Тем более это неприемлемо в отношении недобросовестных менеджеров, использовавших доверенное им имущество для собственного обогащения в непропорционально больших размерах по сравнению с прибылью, полученной собственниками имущества. Помогать нужно, но некоторые предприятия из списка 295 системообразующих вызывают сомнения о необходимости передачи им государственных средств.

Информация о работе Классификация предпринимательских рисков