Классификация предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение мирового финансового кризиса и мер по его преодолению в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теорию кризиса, кризис как фазу экономического цикла;
ознакомиться с причинами кризиса в настоящее время;
выявить каналы проникновения кризиса в Россию;
проследить динамику кризиса в России;
рассмотреть антикризисные меры, принимаемые в Российской Федерации и развитых странах мира;
составить свое мнение о кризисе в мире и России.

Работа содержит 1 файл

Гурунян. Контрольная.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     4. Сокращение международного спроса  на экспортную продукцию России (металлы, цветные и черные, удобрения, лесная продукция и др.) в связи с рецессией мировой экономики. Но больше всего - на 30% - сократился спрос на природный газ, и объемы его добычи пришлось снизить на 20%. Сейчас спрос стал понемногу увеличиваться. «Газпром» считает, что в скором будущем спрос Европы на российский газ вырастет, однако сами европейские страны изыскивают возможность снизить зависимость газоснабжения из России из-за перебоев в поставке газа зимой 2009 г. Резко выросло производство газа в Алжире, построены новые мощности сжижения, увеличено производство газа в Норвегии, проведены мероприятия по экономии газоснабжения, ведется строительство трубопровода из Сахары. Тем более, Россия не сделала выводов из «газового конфликта» и продолжает пугать Европу перекрытием газа из-за долгов Украины.

     5. Рост валютного курса доллара (сначала - на 50%, а потом до 25%) и евро (на 30%) по отношению к рублю и увеличение в связи с этим цен на импортные товары на 30-40%, а также рублевое удорожание валютных долгов, которые надо отдавать.

     6. Высокая инфляция при входе в кризис. В 2008 г. она составляла 13,3%, а в 2009 г. - около 10%. Всего три страны мира имеют сейчас двузначную инфляцию - Украина, Белоруссия и Россия. Во всех странах, испытывающих кризис, она снизилась: в Казахстане- до 6%, в Европе и США - с 3% до дефляции, в Китае - с 4-6% тоже до дефляции.

     В России же в условиях падения производства и сокращения спроса повышаются цены, что противоречит представлению об экономике. Первый раз это явление - стагфляция (стагнация при инфляции) - возникло в США в 1970-х годах, и из него они не могли выйти 12 лет; их экономика то проседала, то немного приподнималась.

     7. Раздутые бюджетные расходы из-за большого притока валюты в 2003-2007 гг. и первой половине 2008 г. (рост на 40% в год) и взятые государством высокие социальные и экономические обязательства стали главной причиной инфляции.

     В 1998-1999 г. федеральный бюджет РФ был  равен всего 18 млрд дол., а сейчас он превысил 300 млрд дол. В 2008г. В кризис бюджет съежился, а обязательства надо выполнять. Бюджет 2009 г. в номинальном выражении примерно равен бюджету 2008 г., но из-за инфляции он в реальном выражении уменьшился на 10%. Бюджет 2010г. но номиналу тоже примерно равен бюджету 2009г., а в реальном выражении - на 10% меньше. Так что бюджет в 2010 г. реально будет на 19% меньше, чем в 2008 г.

     8.  Переоцененный рубль (23,5 руб. за доллар при ППС 18-19 руб. и высокой инфляции). Когда доллар стал расти, рубль сразу девальвировался на 55%, в то время как другие валюты - на 20%. Он был переоценен из-за огромного притока валюты в страну и огромного дисбаланса на валютной бирже: валюты много, а спрос на нее низкий. В 2007 г. было скуплено 170 млрд дол., а за три квартала 2008 г. - около 110 млрд дол.

9.  ЦБ РФ, пытаясь  снизить инфляцию, все время увеличивал резервные требования по отношению к банкам и сжимал их ликвидность, чтобы у них не было лишних денег для вбрасывания в экономику. В итоге в октябре-ноябре 2008 г. пришлось накачивать банки огромными суммами (с учетом кредитов - до 4 трлн руб., в том числе долговременных кредитов до 2020г. под 8% годовых и безвозвратных средств - около 2 трлн руб.), чтобы спасти некоторые банки от банкротства.

Меры, предпринимаемые  правительством Российской Федерации, направленные на преодоление кризиса.

                    Главное правило  антикризисной политики – «всегда может быть еще хуже»

     В России было три этапа антикризисных  мер. Программа первого этапа была реализована в октябре-ноябре 2008 г. Ее основное назначение было в накачке банков деньгами для предотвращения банковского кризиса из-за сокращения ликвидности. Всего по программе первого этапа было выделено 5918 млрд руб. (около 220 млрд дол.), из них:

      до 1500 млрд руб. - коммерческим банкам из временно свободных средств госбюджета на срок до 3 месяцев под 8% годовых;

      1300 + 75 + 175 млрд руб. - ВЭБу из федерального бюджета;

      до 700 млрд руб. - беззалоговых кредитов для 116 коммерческих банков из средств ЦБ РФ на 35 дней под 9,89%;

      950 млрд руб. - субординированные кредиты  сроком до 2020 г. под 8% годовых,  в том числе 725 млрд руб. «Сбербанку», «ВТБ» и «Россельхозбанку» из средств ЦБ (500 млрд руб.) и Фонда национального благосостояния (450 млрд руб.);

      60 млрд руб. - АИЖК из федерального  бюджета для поддержки ипотечного кредитования;

      135 + 200 + 143 млрд руб. - коммерческим банкам  из федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ, Госкорпорации ЖКХ;

      175 млрд руб.- реальному сектору экономики из ФНБ;

      300 + 75 млрд. руб. - коммерческим банкам  в связи со снижением нормативов резервирования;

      140 млрд руб. - нефтекомпаниям в связи  со снижением экспортных пошлин;

      2,5 + 2 млрд дол. - ВЭБу под Libor + 1% из ЦБ для поддержки «Связьбанка» и банка «Глобэкс»;

      0,5 млрд дол. - «Газэнергопромбанку»  из ЦБ для «Собинбанка».

     В итоге краткосрочные кредиты  составили 3,7 трлн руб., долгосрочные (до 2020г.) - 1,1 трлн руб., безвозвратное финансирование - 1,1 трлн руб [7].

     На  первом этапе были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности (рис 4) [3].

Рисунок 4. Основные каналы финансовой поддержки банковского и реального секторов Российской Федерации в 2008 г. В соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 29.10.2008 г. № 173

     Это должно было способствовать поддержанию производственной активности. Именно доступность кредитных ресурсов является в РФ источником роста реального сектора, а вовсе не фондовый рынок. С другой стороны, сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачей обеспечения социально-политической стабильности в стране. Потери гражданами своих средств в банках будут неизмеримо болезненнее и политически опаснее, чем убытки от падения фондовых индексов.

     Разумеется, не обошлось и без сомнительных схем. Банки, которым государство предоставляло ликвидность, предпочитали переводить ее в иностранную валюту, чтобы застраховаться от валютных рисков или уменьшить собственную задолженность перед иностранными кредиторами, поведение, экономически вполне оправданное, но не соответствующее намерениям денежных властей при предоставлении денежных средств. Кроме того, в ряде случаев перераспределение выделенных государством средств стало сопровождаться взятками, что не удивительно в условиях ограниченного доступа к дефицитному ресурсу по заниженной цене.

     Однако  плавная девальвация усилила  панические настроения на рынке и  привела к значительному снижению золотовалютных резервов, что делает возможный новый равновесный уровень валютного курса более низким, чем он мог бы быть при резкой девальвации. Кроме того, неопределенность в отношении валютного курса практически заморозила активность кредитных институтов. В ожидании его снижения банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заемщики. Кроме того, резкое снижение курса рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннего производства, защиты отечественного рынка от импортных товаров, помогло экспортерам, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущем иностранного капитала в форме прямых инвестиций.

     Второй  этап заключался главным образом в помощи реальному сектору. В декабре 2008 г. - январе 2009 г. были приняты дополнительные антикризисные меры по снижению налога на прибыль с 24 до 20%, упрощенного налога на малый бизнес - с 15 до 5%, увеличено пособие по безработице до 4900 руб., приближена на год выплата материнского капитала, направлено на помощь в обучении и трудоустройстве безработных 44 млрд руб., и др.

     Помощь  главным образом оказывалась через кредиты на 6 и более месяцев: автопрому - 173 млрд руб., РЖД -50 млрд руб., «Газпрому» и нефтяным компаниям - 12 млрд дол. (больше всего - «Роснефти» - 4,4 млрд), оборонной промышленности, электростанциям, металлургам и ряду других предприятий. В частности, «АвтоВАЗу» было передано 25 млрд руб. безвозмездно, 90 млрд руб. - в виде кредита; поддержаны «ГАЗ» и ярославский «Автодизель», «Магнитка». Составлен список из 295 системообразующих предприятий федерального значения для оказания первоочередной помощи. [7] (Приложение 1) [11]. Но существуют серьезные сомнения в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счете - в неэффективности производственных секторов. Обильные финансовые вливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с тем текущие социальные проблемы такие меры могут ослабить.

       Даны дополнительные средства  на поддержку ипотеки, льготы по отсрочке уплаты ипотечных долгов гражданам, лишившимся работы или сильно потерявшим в зарплате [7].

     На  этом этапе правительство предложило широкий набор стимулов, прежде всего налоговых, для развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства системообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно. Несомненно, поддержка малого бизнеса важна как по экономическим, так и по социальным соображениям - этот сектор способен внести существенный вклад в снижение безработицы [3]. Впрочем, серьезность нынешнего положения заставила наших руководителей предпринять кое-какие действия: в 3 раза снижен упрощенный налог на малый бизнес, с 20 до 60 млн руб. увеличен лимит предприятий, где он применяется, разрешено работать без кассовых аппаратов, снижена плата подключения к электроэнергии, предоставлено хотя бы формальное право купить арендуемое помещение (фактически это пока плохо реализуется), даются кредиты с относительно низкой процентной ставкой[7].

     По  второму этапу антикризисных мер затраты составили 1,6 трлн руб.

     Третий  этап начался в апреле 2009 г. с принятия Антикризисной программы правительства РФ на 2009 г. с дополнительными средствами в 1,4 трлн руб. Среди крупных мероприятий:

     340 млрд руб. - перечисления в Пенсионный  фонд на индексацию пенсий в апреле 2009г. - на 17,5% и в августе- на 8,5%;

     300 млрд руб. - предоставление дополнительных  госгарантий;

     150 млрд руб. - дотации бюджетам субъектов  РФ;

     150 млрд руб. - расширение возможностей  для субъектов РФ в получении бюджетных кредитов;

     500 млрд руб. - кредиты банкам за счет средств Банка России;

     30 млрд руб. - поддержка малого и  среднего бизнеса;

     50 млрд руб. - выкуп дополнительной  эмиссии акций и облигаций  стратегических предприятий;

     45 млрд руб. - дополнительная капитализация  «Россельхозбанка»;

     25 млрд руб. - дополнительная капитализация «Росагролизинга»; 50 млрд руб. - введение 30%-ной амортизационной премии; 34 млрд руб. - изменение срока амортизации.

     Всего за три этапа антикризисной программы  выделено около 9 трлн руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование.

     В связи с выпадением нефтегазовых и других доходов при формировании доходной части госбюджета на 2009 г. (общее сокращение бюджета оценивается в 4,2 трлн руб.), намечено пополнить доходы из Резервного фонда в размере 2,7 трлн руб., и с учетом этого сумма антикризисных мер возрастет до 12 трлн руб.

     Следовало бы также учесть примерно 130 млрд дол. из золотовалютных резервов ЦБ, затраченные в июне 2008 г. для предотвращения «обвала» валютного курса рубля, который благодаря этим средствам удалось снижать постепенно [7]. Проведенная девальвация рубля значительно повлияла на валютную структуру депозитов бизнеса и населения. Она существенно снизила привлекательность отечественной валюты и в течение буквально трех месяцев фактически вернула ситуацию на несколько лет назад [4].

     С учетом и этих средств общая сумма  антикризисных мер правительства РФ и ЦБ (государства) может быть оценена в 16 млрд руб. при годовом ВВП в 2008 г. и 2009 г. - около 41 трлн руб., то есть около 40%. Это самая крупная антикризисная программа в мире в процентном отношении к ВВП (по абсолютной сумме лидируют США).

     Из  этой суммы менее половины (7 млрд руб.) составляют краткосрочные кредиты, а остальное - долгосрочные кредиты до 2020 г. (более 1 трлн руб.) и безвозмездные средства (8 трлн руб., из которых менее 4 трлн - золотовалютные резервы, 2,7 трлн - Резервный фонд и более 1,5 трлн руб. - сокращение налогов и бюджетные средства) [7].

Информация о работе Классификация предпринимательских рисков