Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение мирового финансового кризиса и мер по его преодолению в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теорию кризиса, кризис как фазу экономического цикла;
ознакомиться с причинами кризиса в настоящее время;
выявить каналы проникновения кризиса в Россию;
проследить динамику кризиса в России;
рассмотреть антикризисные меры, принимаемые в Российской Федерации и развитых странах мира;
составить свое мнение о кризисе в мире и России.
4.
Сокращение международного
5. Рост валютного курса доллара (сначала - на 50%, а потом до 25%) и евро (на 30%) по отношению к рублю и увеличение в связи с этим цен на импортные товары на 30-40%, а также рублевое удорожание валютных долгов, которые надо отдавать.
6. Высокая инфляция при входе в кризис. В 2008 г. она составляла 13,3%, а в 2009 г. - около 10%. Всего три страны мира имеют сейчас двузначную инфляцию - Украина, Белоруссия и Россия. Во всех странах, испытывающих кризис, она снизилась: в Казахстане- до 6%, в Европе и США - с 3% до дефляции, в Китае - с 4-6% тоже до дефляции.
В России же в условиях падения производства и сокращения спроса повышаются цены, что противоречит представлению об экономике. Первый раз это явление - стагфляция (стагнация при инфляции) - возникло в США в 1970-х годах, и из него они не могли выйти 12 лет; их экономика то проседала, то немного приподнималась.
7.
Раздутые бюджетные расходы из-
В 1998-1999 г. федеральный бюджет РФ был равен всего 18 млрд дол., а сейчас он превысил 300 млрд дол. В 2008г. В кризис бюджет съежился, а обязательства надо выполнять. Бюджет 2009 г. в номинальном выражении примерно равен бюджету 2008 г., но из-за инфляции он в реальном выражении уменьшился на 10%. Бюджет 2010г. но номиналу тоже примерно равен бюджету 2009г., а в реальном выражении - на 10% меньше. Так что бюджет в 2010 г. реально будет на 19% меньше, чем в 2008 г.
8. Переоцененный рубль (23,5 руб. за доллар при ППС 18-19 руб. и высокой инфляции). Когда доллар стал расти, рубль сразу девальвировался на 55%, в то время как другие валюты - на 20%. Он был переоценен из-за огромного притока валюты в страну и огромного дисбаланса на валютной бирже: валюты много, а спрос на нее низкий. В 2007 г. было скуплено 170 млрд дол., а за три квартала 2008 г. - около 110 млрд дол.
9. ЦБ РФ, пытаясь снизить инфляцию, все время увеличивал резервные требования по отношению к банкам и сжимал их ликвидность, чтобы у них не было лишних денег для вбрасывания в экономику. В итоге в октябре-ноябре 2008 г. пришлось накачивать банки огромными суммами (с учетом кредитов - до 4 трлн руб., в том числе долговременных кредитов до 2020г. под 8% годовых и безвозвратных средств - около 2 трлн руб.), чтобы спасти некоторые банки от банкротства.
Меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации, направленные на преодоление кризиса.
Главное правило антикризисной политики – «всегда может быть еще хуже»
В России было три этапа антикризисных мер. Программа первого этапа была реализована в октябре-ноябре 2008 г. Ее основное назначение было в накачке банков деньгами для предотвращения банковского кризиса из-за сокращения ликвидности. Всего по программе первого этапа было выделено 5918 млрд руб. (около 220 млрд дол.), из них:
до 1500 млрд руб. - коммерческим банкам из временно свободных средств госбюджета на срок до 3 месяцев под 8% годовых;
1300 + 75 + 175 млрд руб. - ВЭБу из федерального бюджета;
до 700 млрд руб. - беззалоговых кредитов для 116 коммерческих банков из средств ЦБ РФ на 35 дней под 9,89%;
950 млрд руб. - субординированные кредиты сроком до 2020 г. под 8% годовых, в том числе 725 млрд руб. «Сбербанку», «ВТБ» и «Россельхозбанку» из средств ЦБ (500 млрд руб.) и Фонда национального благосостояния (450 млрд руб.);
60
млрд руб. - АИЖК из федерального
бюджета для поддержки
135 + 200 + 143 млрд руб. - коммерческим банкам из федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ, Госкорпорации ЖКХ;
175 млрд руб.- реальному сектору экономики из ФНБ;
300 + 75 млрд. руб. - коммерческим банкам в связи со снижением нормативов резервирования;
140 млрд руб. - нефтекомпаниям в связи со снижением экспортных пошлин;
2,5 + 2 млрд дол. - ВЭБу под Libor + 1% из ЦБ для поддержки «Связьбанка» и банка «Глобэкс»;
0,5 млрд дол. - «Газэнергопромбанку» из ЦБ для «Собинбанка».
В итоге краткосрочные кредиты составили 3,7 трлн руб., долгосрочные (до 2020г.) - 1,1 трлн руб., безвозвратное финансирование - 1,1 трлн руб [7].
На первом этапе были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности (рис 4) [3].
Рисунок 4. Основные каналы финансовой поддержки банковского и реального секторов Российской Федерации в 2008 г. В соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 29.10.2008 г. № 173
Это должно было способствовать поддержанию производственной активности. Именно доступность кредитных ресурсов является в РФ источником роста реального сектора, а вовсе не фондовый рынок. С другой стороны, сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачей обеспечения социально-политической стабильности в стране. Потери гражданами своих средств в банках будут неизмеримо болезненнее и политически опаснее, чем убытки от падения фондовых индексов.
Разумеется, не обошлось и без сомнительных схем. Банки, которым государство предоставляло ликвидность, предпочитали переводить ее в иностранную валюту, чтобы застраховаться от валютных рисков или уменьшить собственную задолженность перед иностранными кредиторами, поведение, экономически вполне оправданное, но не соответствующее намерениям денежных властей при предоставлении денежных средств. Кроме того, в ряде случаев перераспределение выделенных государством средств стало сопровождаться взятками, что не удивительно в условиях ограниченного доступа к дефицитному ресурсу по заниженной цене.
Однако
плавная девальвация усилила
панические настроения на рынке и
привела к значительному
Второй этап заключался главным образом в помощи реальному сектору. В декабре 2008 г. - январе 2009 г. были приняты дополнительные антикризисные меры по снижению налога на прибыль с 24 до 20%, упрощенного налога на малый бизнес - с 15 до 5%, увеличено пособие по безработице до 4900 руб., приближена на год выплата материнского капитала, направлено на помощь в обучении и трудоустройстве безработных 44 млрд руб., и др.
Помощь главным образом оказывалась через кредиты на 6 и более месяцев: автопрому - 173 млрд руб., РЖД -50 млрд руб., «Газпрому» и нефтяным компаниям - 12 млрд дол. (больше всего - «Роснефти» - 4,4 млрд), оборонной промышленности, электростанциям, металлургам и ряду других предприятий. В частности, «АвтоВАЗу» было передано 25 млрд руб. безвозмездно, 90 млрд руб. - в виде кредита; поддержаны «ГАЗ» и ярославский «Автодизель», «Магнитка». Составлен список из 295 системообразующих предприятий федерального значения для оказания первоочередной помощи. [7] (Приложение 1) [11]. Но существуют серьезные сомнения в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счете - в неэффективности производственных секторов. Обильные финансовые вливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с тем текущие социальные проблемы такие меры могут ослабить.
Даны дополнительные средства на поддержку ипотеки, льготы по отсрочке уплаты ипотечных долгов гражданам, лишившимся работы или сильно потерявшим в зарплате [7].
На этом этапе правительство предложило широкий набор стимулов, прежде всего налоговых, для развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства системообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно. Несомненно, поддержка малого бизнеса важна как по экономическим, так и по социальным соображениям - этот сектор способен внести существенный вклад в снижение безработицы [3]. Впрочем, серьезность нынешнего положения заставила наших руководителей предпринять кое-какие действия: в 3 раза снижен упрощенный налог на малый бизнес, с 20 до 60 млн руб. увеличен лимит предприятий, где он применяется, разрешено работать без кассовых аппаратов, снижена плата подключения к электроэнергии, предоставлено хотя бы формальное право купить арендуемое помещение (фактически это пока плохо реализуется), даются кредиты с относительно низкой процентной ставкой[7].
По второму этапу антикризисных мер затраты составили 1,6 трлн руб.
Третий этап начался в апреле 2009 г. с принятия Антикризисной программы правительства РФ на 2009 г. с дополнительными средствами в 1,4 трлн руб. Среди крупных мероприятий:
340 млрд руб. - перечисления в Пенсионный фонд на индексацию пенсий в апреле 2009г. - на 17,5% и в августе- на 8,5%;
300 млрд руб. - предоставление дополнительных госгарантий;
150 млрд руб. - дотации бюджетам субъектов РФ;
150 млрд руб. - расширение возможностей для субъектов РФ в получении бюджетных кредитов;
500 млрд руб. - кредиты банкам за счет средств Банка России;
30 млрд руб. - поддержка малого и среднего бизнеса;
50 млрд руб. - выкуп дополнительной эмиссии акций и облигаций стратегических предприятий;
45 млрд руб. - дополнительная капитализация «Россельхозбанка»;
25 млрд руб. - дополнительная капитализация «Росагролизинга»; 50 млрд руб. - введение 30%-ной амортизационной премии; 34 млрд руб. - изменение срока амортизации.
Всего
за три этапа антикризисной
В связи с выпадением нефтегазовых и других доходов при формировании доходной части госбюджета на 2009 г. (общее сокращение бюджета оценивается в 4,2 трлн руб.), намечено пополнить доходы из Резервного фонда в размере 2,7 трлн руб., и с учетом этого сумма антикризисных мер возрастет до 12 трлн руб.
Следовало бы также учесть примерно 130 млрд дол. из золотовалютных резервов ЦБ, затраченные в июне 2008 г. для предотвращения «обвала» валютного курса рубля, который благодаря этим средствам удалось снижать постепенно [7]. Проведенная девальвация рубля значительно повлияла на валютную структуру депозитов бизнеса и населения. Она существенно снизила привлекательность отечественной валюты и в течение буквально трех месяцев фактически вернула ситуацию на несколько лет назад [4].
С
учетом и этих средств общая сумма
антикризисных мер
Из этой суммы менее половины (7 млрд руб.) составляют краткосрочные кредиты, а остальное - долгосрочные кредиты до 2020 г. (более 1 трлн руб.) и безвозмездные средства (8 трлн руб., из которых менее 4 трлн - золотовалютные резервы, 2,7 трлн - Резервный фонд и более 1,5 трлн руб. - сокращение налогов и бюджетные средства) [7].
Информация о работе Классификация предпринимательских рисков