Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Неоклассическая модель регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ. как с российской, так и с зарубежной точек зрения. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.;
2. Выявить основную проблему Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ. в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.

Содержание

Введение
1. Представления кейнсианцев и неоклассиков о регулировании экономики
1.1. Классики
1.2. Кейнсианская концепция
1.3. Концепция монетаризма (неоклассики)
2. Применение фискальной и монетарной политики на моделях
IS-LM и совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)
2.1. Модель IS-LM
2.2. Модель совокупного спроса – совокупного предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, пред-

ставленная  А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла

состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыноч-

ные цены. А. Маршалл  дал критику и классической, и австрийской школ,

утверждая, что  обе они страдают односторонним  взглядом на формиро-

вание цены. Он показал, что и полезность, которой  первостепенное зна-

чение придавали  австрийские экономисты, и издержки производства, на-

ходившиеся  в центре внимания классической теории цены, играют важ-

ную роль в механизме  рыночного ценообразования. В его  модели цена

товара определяется силами спроса и предложения, действующими как

"два лезвия  ножниц". За спросом стоит предельная  полезность, опреде-

ляющая цену спроса покупателей, а за предложением — предельные уси-

лия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе

издержек А. Маршалл разделял "денежные издержки производства" и

"реальные  издержки производства". Вторые  он определял как антиполез-

ность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные  с получением

капитала.

А. Маршалл впервые  ввел в экономическую науку понятие эластично-

сти спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям

цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных

периодов  времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся уста-

42

новить равновесие: а) мгновенного (рыночного), 6) краткосрочного, в) дол-

госрочного, г) "очень длительного". Использование фактора времени в

экономическом анализе имело и имеет принципиально важное значение

для последующих  поколений экономистов, исследовавших  проблемы

макроэкономического равновесия. Наконец, А. Маршалл четко  сформули-

ровал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: эко-

номика должна развиваться вне политических влияний, вне государст-

венного вмешательства. В дальнейшем его ученик Дж. Кейнс  выступил с

критикой этого  принципа и показал его несостоятельность  в новых исто-

рических условиях.

Американская  школа представлена в истории экономических учений

прежде всего  Дж. Кларком, которого иногда называют американским мар-

жиналистом  за самостоятельно разработанную теорию предельной произ-

водительности факторов и использование ее при исследовании распреде-

ления богатства  в обществе. Согласно концепции Дж. Кларка, распределе-

ние общественного  дохода регулируется "естественным законом", воз-

дающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с

"принципом  справедливости". Годовой доход  общества разделяется на три

крупные доли: общую сумму заработной платы, общую сумму процентов,

совокупную  прибыль. Соответственно это доходы труда, доходы капитала

и доходы организатора производства (предпринимателя).

В целом неоклассическую  экономическую теорию характеризует  ис-

пользование предельного анализа для изучения ценообразования на това-

ры, услуги и  факторы производства на конкурентных рынках. Она подчер-

кивает, что  рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их

редкостью. В частности, неоклассики исследовали возможность существо-

вания такого набора рыночных цен, который гарантировал бы равенство

спроса и  предложения на всех рынках. Центральной  в неоклассической

теории является идея находящейся в равновесии экономики  совершенной

конкуренции, которая  была разработана в основном Л. Вальрасом. Отличи-

тельной чертой неоклассической  теории является также микроэкономиче-

ский подход к описанию экономики.

С конца 50-х гг. XX в. неоклассическая  экономическая теория начинает

приобретать современные  формы. Первой из них стал монетаризм —

система взглядов группы профессоров  Чикагского университета во главе с

М. Фридменом, в соответствии с которой объем национального  продукта

и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения  денег.

В работах наиболее ярких  представителей монетаризма (А. Шварц, М. Тар-

кин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отр щаласъ активная роль госу-

дарства в стабилизации экономической сие емы. Особую популярность

монетаристская теория приобрела  во второй половине 70-х — начале

80-х гг., когда со всей отчетливостью обнаружилось, что кейнсианские

методы макроэкономического  регулирования дают сбои. Главной  пробле-

43

мой, волновавшей экономистов  и политиков в тот период, была уже не без-

работица и обеспечение  полной занятости, а усиливающаяся инфляция. В

этих условиях возникла потребность  в использовании новых подходов к

восстановлению экономического равновесия.

Исследования, проведенные  монетаристами в области денежного  об-

ращения, привели  их к выводу о том, что путем регулирования объема

денежной массы  можно контролировать совокупный спрос  в обществе и

уровень цен. Если ранние классики, как уже отмечалось, относились к

деньгам, как  к счетной единице, то монетаристы показали, что деньги

являются товаром, который способен замещать множество других това-

ров и финансовых активов. В результате деньги могут  выполнять особую

функцию — использоваться в качестве регулирующего, стабилизирую-

щего  инструмента. Монетаристы установили, что между движением

денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового нацио-

нального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь.

Ускорение или  замедление темпов роста денежной массы  сказывается на

развитии деловой  активности, циклических колебаниях производства и

занятости.

Еще одним важным аспектом монетаризма является его  интерес к дина-

мике и роли ожиданий. Хотя сегодня существует несколько разновидно-

стей теории рациональных ожиданий, включая кейнсианскую, о которой

речь пойдет ниже, мы ограничимся здесь указанием на монетаристский

(неоклассический)  ее вариант. Этот вариант предполагает, что людям

свойственно рациональное поведение и что они, собирая  и осмысливая ин-

формацию, формируют  свои ожидания о том, что представляет для них

денежный  интерес. Если, например, владельцы ценных бумаг каких-то

компаний ожидают  падение курсов их акций, то в преддверии этого они

постараются их продать. Рост предложения акций  на фондовой бирже при-

ведет к снижению их рыночных цен. Если потребители узнают о том, что в

результате  засухи ожидается рост цен на продовольствие, то еще до воз-

можного скачка цен они запасаются продуктами питания. Таким образом,

подобные ожидания вызывают рост рыночного предложения  или спроса,

который в свою очередь приводит к понижению  или повышению цен на

товары, услуги и финансовые активы еще до того, как совершится то или

иное событие. Отсюда делается вывод, что люди не делают систематиче-

ских  ошибок в прогнозировании, напротив, их взгляды относительно бу-

дущего  развития являются в среднем правильными.

На этом основании  авторы данной теории стремятся доказать, что лю-

бые попытки  государства для краткосрочной  стабилизации уровня про-

изводства и  занятости заведомо неэффективны. Так, если Центральный

банк с целью  увеличения реального объема производства и занятости про-

возгласит политику "дешевых" денег, то население, исходя из опыта про-

шлого и ожидая, что такая стимулирующая политика приведет к инфляции,

предпримет  защитные действия, в частности рабочие  потребуют повыше-

44

ния заработной платы, фирмы повысят цены на свою продукцию, кредито-

ры поднимут процентные ставки и т. п. В результате таких коллективных

действий, вызванных  политикой "дешевых" денег, произойдет не увеличе-

ние реального  объема производства и занятости, а  повышение общего

уровня цен  в экономике.

В 1970-е гг. в  США возникло новое направление классической теории —

экономика предложения. Основными представителями данного  направ-

ления являются A. Jlac])4)epv P. Риган и М. Фелдстайн. Их работы вписыва-

ются в рамки  идейных течений либерализма, в  которых в противополож-

ность кейнсианству не только отрицается необходимость  активной роли

государства в  стабилизации макроэкономики, но и  отдается явное пред-

почтение предложению как фактору экономического роста. С этой целью

их рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и уве-

личению конкуренции  на товарных рынках и рынках труда.

Как видим, основные идеи классической школы не стали  исторической

реликвией и  широко используются в современных  экономических иссле-

дованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной кри-

тике, поскольку  основываются на гипотезах, имеющих  вполне очевид-

ные пределы.

Во-первых, как  показывает реальная действительность, восстановление

равновесия  при полном использовании ресурсов, осуществляемое с помо-

щью механизма  цен, не является ни автоматическим, ни мгновенным. Сво-

бодная мобильность  факторов производства во многом сдерживается

структурой  современной экономики, контролем над рынками благ и про-

изводственных ресурсов со стороны монопольных  и олигополистических

компаний. В этих условиях регулирующая функция цен и их роль как

инструмента ориентирования, стимулирования и выбора ставятся под

большой вопрос.

Во-вторых, эффективность  и надежность регулирующей роли системы

цен могут быть слишком низкими и даже приближаться к нулю из-за не-

верных оценок спроса фирмами, особенно в секторах, где преобладают

долгосрочные  инвестиции. Таким образом, рыночный механизм оказыва-

ется слишком  уязвимым способом координации поведения  экономических

субъектов перед  лицом неопределенного будущего.

В-третьих, адаптация  совокупного предложения, совокупного  спроса и

полного использования  ресурсов, осуществляемая посредством  механизма

цен, связана  с существованием совершенной конкуренции — идеального

состояния, которого в реальной жизни по существу нет.

В-четвертых, система  цен представляет собой отличный двигатель

долгосрочного экономического роста, однако на коротких отрезках вре-

мени заработная плата, процентные ставки и товарные цены становятся

малоподвижными, а значит, негодными для выполнения регулирующей

макроэкономической  роли.__

МОДЕЛИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

Не столь  длительная история государственного регулирования экономики сви-

детельствует  о наличии разных подходов к регулированию  как в теории, так и на

практике. Анализ существующих подходов позволяет выделить разные модели го-

сударственного  регулирования экономики. Под моделью здесь понимается систем-

ное единство концептуальных представлений о взаимодействии государства и эко-

номики и  практических мер, принимаемых в рамках этих представлений.

В западной экономической  науке заметно выделяются кейнсианская и моне-

таристская  модели государственного регулирования, а также модель политики

Информация о работе Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Неоклассическая модель регулирования экономики