Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель работы – изучение темы Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ. как с российской, так и с зарубежной точек зрения. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.;
2. Выявить основную проблему Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ. в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Кейнсианская и неоклассическая модели государственного регулирования экономики: сравнительный анализ.
Введение
1. Представления кейнсианцев и неоклассиков о регулировании экономики
1.1. Классики
1.2. Кейнсианская концепция
1.3. Концепция монетаризма (неоклассики)
2. Применение фискальной и монетарной политики на моделях
IS-LM и совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)
2.1. Модель IS-LM
2.2. Модель совокупного спроса – совокупного предложения
Заключение
Список использованной литературы
В таком случае действительно рыночный механизм обеспечивает автома-
тическое осуществление экономического равновесия при полном исполь-
зовании ресурсов, что означает достижение хозяйственной системой эко-
номического оптимума.
Классики признавали, что иногда чрезвычайные обстоятельства, такие,
как войны, политические перевороты, засухи, крахи на фондовой бирже
и т. д., могут сбить экономику с режима полной занятости. Однако когда
это происходит,
рынок автоматически
сокращение производства и занятости приводит к снижению цен, заработ-
ной платы и процентных ставок, которые впоследствии влекут за собой
увеличение потребительских расходов, рост занятости и расширение инве-
стиций. Избыток на любом из рынков — товаров, рабочей силы, инвести-
ционных ресурсов — вскоре исчезает, и в экономике устанавливается
равновесие при полной занятости.
Однако при первой же попытке более углубленного анализа макроэко-
номических взаимосвязей обнаруживается серьезная уязвимость закона
38
Сэя. В самом деле, если исходить из того, что обмен в экономике осущест-
вляется не по формуле Т - Т, а с использованием денег: Т — Д - Т, то
процесс купли-продажи распадается на два самостоятельных акта: продажу
(Т-Д) и покупку (Д-Т). В этом случае никто не может гарантировать,
что полученные продавцами денежные доходы будут тут же истрачены на
приобретение соответствующих товаров, ожидающих реализации. Если
какая-то часть денег не будет расходоваться на покупки, а станет сбере-
гаться, то в экономике образуются товарные запасы, которые в конечном
счете приведут к сокращению производства и установлению равновесия
при неполной занятости.
Однако в классической модели общего экономического равновесия та-
кой сценарий не предусматривался, поскольку ее авторы исходили из того,
что деньги являются лишь инструментом обмена и хозяйствующие субъ-
екты не стремятся обладать деньгами самими по себе. Ведь в их теории
еще со времен А. Смита деньги в противоположность товарам не рассмат-
ривались в качестве богатства. Им отводилась лишь роль измерителя
стоимости всех экономических благ и посредника при обмене одного блага
на другое. Если хозяйствующие субъекты продают товары или услуги за
деньги, то затем немедленно используют эти деньги для покупки других
товаров и услуг. Они держат деньги только для обеспечения сделок, но не
для того, чтобы использовать их как инструмент сохранения богатства. А
это значит, что в классической макроэкономической модели равновесие
складывается только на трех рынках: труда, капитала и благ. На этих рын-
ках встречаются два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и
предприниматели.
В результате такого подхода макроэкономика предстает в качестве двух
независимых друг от друга секторов: реального и денежного. В этом суть
классической дихотомии —- системы функционирования двух параллель-
ных рынков: одного -— реального, второго — денежного, которые ней-
тральны по отношению друг к другу.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР — это совокупность рынков, на которых продаются
и покупаются рабочая сила, инвестиционные ресурсы (машины, оборудо-
вание, сырье, материалы), а также потребительские товары и услуги. По
мнению классиков, на рынке труда всегда достигается устойчивое равно-
весие за счет гибкости ставки денежной заработной платы w. Так, в случае
превышения предложения труда Ls над спросом на него Ld происходит
снижение ставки заработной платы до такого уровня, при котором домаш-
ние хозяйства полностью реализуют свои планы по продаже рабочей силы,
а предприниматели — по ее покупке.
В отличие от Ж.-Б. Сэя, не учитывавшего возможность сбережения де-
нег, его последователи вынуждены были признать эту функцию за деньга-
ми. А. Маршалл, в частности, отмечал, что, "хотя люди обладают возмож-
ностью покупать, они могут и не пользоваться ею". Однако это признание
39
вовсе не означало отрицания закона Сэя. Напротив, экономисты-неоклас-
сики пришли к выводу, что закон Сэя будет выполняться и в этом случае,
но лишь при условии, что сбережения будут использоваться в виде инве-
стиций (S = I). Это позволило им установить, что на рынке капитала вы-
равнивание спроса и предложения происходит за счет гибкости процент-
ной ставки Если объем сбережений (предложения капитала) отстает от
объема планируемых инвестиций (спрос на дополнительный капитал),
процентная ставка повышается, вследствие чего спрос на инвестиции
уменьшается, а предложение сбережений увеличивается. В результате на
рынке капитала при определенной равновесной процентной ставке устано-
вится равновесие.
Далее классики полагали, что достижение равновесия на рынках труда и
капитала приведет в соответствии с законом Вальраса к тому, что и на
рынке благ также установится равновесие. Суть в том, что, с одной сторо-
ны, доходы, полученные домашними хозяйствами от производства, будут
распределены между рынком благ, где они приобретают потребительские
товары и услуги, и рынком капитала, на котором будет предложена не по-
требленная ими часть дохода — сбережения: С другой стороны,
произведенную продукцию, равную сумме всех факторных доходов до-
машних хозяйств, предприниматели продают на рынке благ домашним
хозяйствам, удовлетворяя их потребительский спрос, и себе, удовлетво-
ряя свой инвестиционный спрос: Приравнивая доходы и расходы
получаем равенство Если объем сбережений равен
объему инвестиций, то на рынке потребительских товаров и услуг будет
достигнуто равновесие.
Условия общего экономического равновесия в реальном секторе пред-
ставляет в классической модели система трех уравнений:
Равновесное значение занятости:
Равновесный доход:
Равновесие на рынке капитала:
Эта система позволяет определить равновесные значения занятости
ставки реальной заработной платы w*, процентной ставки националь-
ного дохода Y*. При определении этих значений количество денег не играет
никакой роли.
ДЕНЕЖНЫЙ СЕКТОР представлен рынком денег, на котором уравнове-
шивается спрос на деньги с их предложением. Как уже отмечалось, деньги
нужны хозяйствующим субъектам для осуществления рыночных сделок.
Если количество денег в экономике возрастет, домашние хозяйства по-
стараются обменять дополнительные деньги на товары и услуги и на цен-
ные бумаги. Увеличение спроса на рынке ценных бумаг приведет к сниже-
40
нию процентной ставки, из-за чего уменьшится предложение труда, по-
скольку домашние хозяйства увеличат спрос на свободное время. В ре-
зультате снизятся равновесный уровень занятости и объем выпуска, что
приведет в конечном счете к росту общего уровня цен в экономике. Этот
рост будет продолжаться до тех пор, пока количество денег на руках у
хозяйствующих субъектов не установится на прежнем уровне. Вскоре
после этого процентная ставка вернется к исходному значению, восста-
навливая существовавшее ранее макроэкономическое равновесие при пол-
ной занятости.
Таким образом, в простейшей форме классическая модель подразуме-
вает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и тех-
нологии производства Y = f{L,K). Это значит, что деньги не имеют влия-
ния на реальное производство, обладают свойством нейтральности по
отношению к реальному сектору экономики. Они оказывают воздействие
лишь на номинальные переменные — цены, процентные ставки, денежную
заработную плату. Взаимодействуя друг с другом, денежный и товарный
рынки приходят в соответствующее равновесие, которое поддерживается
через автоматические стабилизаторы. Это дало основание экономистам-
классикам, а затем и неоклассикам сделать вывод о нецелесообразности
вмешательства государства в работу рыночного механизма с целью воз-
действовать на развитие экономической конъюнктуры.
Концепция нейтральности денег была поставлена под сомнение
Дж. Кейнсом и его последователями. В своих теориях они придерживаются
той точки зрения, что деньги не являются нейтральными по отношению к
реальному производству. Один из элементов кейнсианской экономической
теории — интеграция денег и реальных переменных, Дж. Кейнс пока-
зал, что деньги можно хранить в качестве неиспользованных остатков
перед лицом неопределенного будущего и это может привести к падению
эффективного спроса на определенные товары и услуги и к последующей
безработице. В этом случае классическая концепция нейтральности денег
действительно становится несостоятельной. Однако в дальнейшем монета-
ристы выступили с критикой кейнсианской теории денег и показали, что
классическая дихотомия остается в силе.
Важнейшей чертой взглядов Дж. Кейнса и его последователей была
также уверенность в том, что современная хозяйственная система не
моэюет обойтись без активного вмешательства государственных ор-
ганов, использующих все имеющиеся в их распоряжении орудия эконо-
мической политики, с тем чтобы способствовать достижению полной
занятости, а в случае необходимости — и для других целей. Определе-
ние места и роли государства в экономической жизни в настоящее время
является тем оселком, на котором проверяется принадлежность экономи-
ческой теории к одному из двух основных направлений экономической
мысли.
4!
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была
развита и усовершенствована представителями нескольких школ нео-
классического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую
(К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето),
англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).
Представители австрийской школы ввели в экономический анализ
субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в даль-
нейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей
макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко исполь-
зовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для
построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.
Основное направление анализа лозаннской школы — исследование
общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого
определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы
производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее
видный представитель этой школы Л. Вальрас, которого И. Шумпетер
назвал "величайшим из всех экономистов", сформулировал закон, полу-
чивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных п
рынках п — 1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний
рынок должен находиться в равновесии, поскольку не может существовать
излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ.