Казахстанские институты и фонды устойчивого развития на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение казахстанских институтов и фондов устойчивого развития на современном этапе.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Понятие устойчивого развития экономики.........................................................5
Возникновение термина «устойчивое развитие»........................................5
Понятие термина «устойчивое развитие»....................................................7
Переход Республики Казахстан к устойчивому развитию.......................10
Характеристика казахстанских институтов и фондов устойчивого экономического развития....................................................................................14
АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». История. Цели и задачи. Структура. Деятельность...................................................14
Дочерние компании (на примере АО «Фонд развития предпринимательства «DAMU»). История. Функции. Программы........24
Значение и перспективы фондов и институтов устойчивого развития.................................................................................................................29
Значение деятельности фондов устойчивого развития для экономики Казахстана.....................................................................................................29
Перспективы развития фондов устойчивого развития.............................32
Заключение................................................................................................................35
Список использованных источников......................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

    Для поддержки субъектов малого и  среднего бизнеса, занятых переработкой продукции с 1 июля 2009 года была запущена программа «Даму-Колдау», которая  предусматривает прямое кредитование фондом «Даму» предприятий переработчиков сельскохозяйственной продукции и производителей продуктов питания под банковские гарантии. На данную программу со средств Фонда направляется 3 млрд. тенге на условиях софинансирования со стороны банков «50 на 50». Таким образом, общий объем финансирования Программы «Даму-Колдау» составит 6 млрд. тенге.

    Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов

    В рамках этого направления из 29 инвестиционных проектов, утвержденных Государственной  комиссией, через Банк развития Казахстана уже начато   финансирование трех проектов на сумму более 27,2 млрд. тенге, среди которых:

  • расширение и модернизация производства ферросплавов Таразского Металлургического Завода. Общая стоимость проекта составляет $80 миллионов, а сумма кредита - 7,2 млрд. тенге; в рамках данного проекта будет создано в ходе строительства 632 рабочих места, эксплуатации – 1762 рабочих мест. Данный проект предусматривает строительство двух новых и модернизация двух существующих печей по выплавке ферромарганца мощностью 100 тысяч тонн в год;
  • расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении для увеличения объема перевалки нефти и сухих грузов, при этом стоимость проекта составляет $344 миллиона, а сумма кредита - 5 млрд. тенге; в рамках данного проекта будет создано в ходе строительства 1500 рабочих мест, эксплуатации – 442 рабочих места;
  • комплексное развитие горнолыжного курорта «Шымбулак». Данный проект предусматривает строительство первого круглогодичного горнолыжного курорта мирового уровня. При этом стоимость проекта составляет $242 миллиона, а сумма кредита - 15 млрд. тенге; в рамках данного проекта будет создано в ходе строительства 1000 рабочих мест, эксплуатации – 500 рабочих мест [15].

    Перед Фондом стояли огромные задачи, от реализации которых зависело дальнейшее развитие экономики Казахстана. Фонд превратился в одного из строителей национальной экономики после кризиса. 

    1. Перспективы развития фондов устойчивого развития
 

    На  сегодня в Казахстане есть хорошо проработанные институты устойчивого развития, реализация которых имеет большое значение для диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Но, как и в любой системе у Фонда устойчивого развития Казахстана есть свои минусы.

    Главной перспективой развития фондов является устранение непрозрачности и запутанности схем в распределении и расходовании многомиллионных средств, которые поступают из государственного бюджета. Компания Standard & Poor's оценила прозрачность Фонда «Самрук-Казына» в 24 балла из 100 возможных. Для решения этой задачи необходимо упростить схему доведения денег до потребителей. Также необходимо ужесточить мониторинг над расходованием государственных средств. Помимо существующих систем контроля в правительстве необходимо создать специальную учетную группу, которая будет осуществлять регулярный контроль и предоставлять отчет за движением всех средств, которые переданы Фонду «Самрук-Казына» из бюджета [3].

    Еще одна задача для Фонда повышение  эффективности. 5 февраля глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев огласил результаты проверки деятельности АО «Национальный инновационный фонд» и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» за 2007-2008 годы. Как показали результаты проверки, из 121 проекта, профинансированных указанными фондами, заработали лишь 5. Общий убыток от деятельности фондов специалисты Счетного комитета оценивают в 25,5 млрд. тенге. В целом, государство не дополучило порядка 11 млрд. тенге, ранее запланированных в виде прибыли от профинансированных фондами проектов. Также эффективность деятельности фонда «Даму» находиться под вопросом. Несмотря на выделенные деньги, предприниматели не могут взять кредит. Чтобы деньги доходили до предпринимателей фонду «Даму» необходимо большую часть средств направлять не на рефинансирование уже выданных займов и реструктуризацию долгов, а на расширение сферы кредитования. Необходимо обезопасить предпринимателей малого и среднего бизнеса в целях увеличения их платежеспособности, а также кредитоспособности [24].

    Важным  приоритетом развития является повышение квалификации сотрудников Фонда. Фонд будет активно использовать связи с отечественными вузами и образовательными центрами. Во-первых, разрабатывается 10-летняя программа развития инженерно-технических кадров группы Фонда, напрямую связанная с форсированной индустриально-инновационной стратегией Правительства РК. Во-вторых, учебные центры при производственных компаниях горнодобывающей сферы, энергетики и других отраслей должны стать партнерами профильных вузов и площадкой для разработок и экспериментов.

    На  базе 4-5 ведущих отечественных вузов  и бизнес-школ Фонд планирует создать  исследовательские центры с закреплением 10-15 магистрантов.

    Вместе  с тем недавно был создан корпоративный  университет фонда «Самрук-Казына». Задача корпоративного университета - готовить руководителей мирового уровня, стать единой стратегией развития лидерства и талантов. Обучение на базе корпоративного университета - это площадка для специалистов, которые станут «проводниками» изменений и будут внедрять в компании лучшие наработанные практики и технологии [25].

    Стратегия развития ФРП «Даму» до 2019 года. Основной идеей новой стратегии является преобразование Фонда в основной интегратор мер финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства. При  этом миссия «Даму» - содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса Казахстана - остается неизменной.

    К предлагаемым в рамках Стратегии-2019 финансовым инструментам поддержки  малого и среднего бизнеса относятся:

  1. Субсидирование процентной ставки, т.к. за счет прямого выделения государственных средств невозможно удовлетворить потребности всех субъектов малого и среднего бизнеса в льготных кредитах. Между тем, субсидирование процентной ставки позволит удовлетворить потребности малого и среднего бизнеса за счет малых объемов государственных средств и осуществить дифференцированный подход к различным категориям заемщиков.
  2. Точечные программы финансирования в регионах.
  3. Развитие франчайзинга с целью инвестиционной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность путем дублирования успешных моделей национальных и зарубежных коммерческих предприятий.
  4. Поддержка технического перевооружения малого и среднего бизнеса путем предоставления комплексных финансовых продуктов.
  5. Программа гарантирования обязательств субъектов малого среднего бизнеса перед кредиторами для обеспечения их доступа к кредитным ресурсам.  При разработке программы использован передовой международный опыт (опыт SBA - Администрации малого бизнеса США), были привлечены иностранные специалисты по линии USAID.
  6. Программа размещения средств в БВУ для кредитования женского предпринимательства.
  7. Обусловленное размещение средств в лизинговых компаниях для обеспечения возможности расширения и модернизации основных средств малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики путем льготного финансирования лизинговых сделок.
  8. Нефинансовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса - программа «Бизнес-Советник», создание в регионах Центров поддержки предпринимательства, которые будут оказывать информационно-аналитическую и консалтинговую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, другие нефинансовые программы.

    Фондом  «Даму» также планируется в рамках реализации Стратегии-2019 сотрудничество по программам «Старших Экспертов» (SES) по приобретению оборудования из Германии под гарантийное обеспечение фонда.

    Как отмечено на заседании общественно-консультационного совета при фонде «Самрук-Казына», комплексная реализация всех мер Фонда «Даму» по финансовой и нефинансовой поддержке предпринимательства позволит получить существенный мультипликативный эффект. А также обеспечит осуществление качественного прорыва в развитии малого и среднего бизнеса страны. Стратегия-2019 должна стать основой государственной политики поддержки и развития предпринимательства в Казахстане [16].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В данной работе изучены казахстанские  институты и фонды устойчивого  развития на современном этапе, основная цель которых заключается в повышении  конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, упреждении факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

    Таким образом, для появления казахстанских институтов и фондов устойчивого развития существовало несколько объективных предпосылок. Среди них сырьевая направленность экономики, значительное использование природных ресурсов, возможное негативное влияние мирового рынка, нестабильное положение субъектов малого и среднего бизнеса.

    Казахстанские институты и фонды устойчивого  развития на современном этапе осуществляют свою деятельность в разных  направлениях и осуществляют поставленные задачи по законным принципам. Они выполняют свои функции не только в Казахстане, но и выходят на международный уровень, взаимодействуя с такими странами, как Россия, Китай, Индия и странами Персидского залива, привлекая выгодные инвестиции в бюджет.

    Казахстанский Фонд устойчивого развития обладает хорошо организованной структурой и  имеет зависимые организации (дочерние компании) для исполнения своих функций  в разных сферах экономики. Так как Фонд является организацией, он наделен правами и обязанностями. Контроль над его деятельностью осуществляют Правительство и специальные учетные группы.

    Фонды и институты устойчивого развития сыграли важную роль в обеспечении  устойчивости национальной экономики в кризисный период. Они выполнили огромные задачи, от реализации которых зависело дальнейшее развитие экономики Казахстана. Например, стабилизировали финансовый сектор, поддержали долевое строительство, поддержали субъекты малого и среднего бизнеса, реализовали инвестиционные проекты. Фонды и институты превратились в строителей национальной экономики после кризиса.

    Приоритетом развития казахстанских фондов является повышение эффективности, устранение непрозрачности и запутанности схем в распределении средств, улучшение квалификации сотрудников.

    Об  актуальности казахстанских фондов и институтов устойчивого развития говорит то, что Казахстан вступил  в новую эпоху, в новый этап реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, а также Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Стратегии индустриально инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года.

    Целью исследования курсовой работы является исследование казахстанских фондов и институтов устойчивого развития, их цели, задачи, функции и влияние на экономику Казахстана.

    Цель  исследования определяет постановку следующих задач:

  • изучить анализ деятельности казахстанских институтов и фондов устойчивого развития
  • выявить необходимость фондов и институтов для Казахстана
  • определить путь их развития.

    Объектом  исследования являются казахстанские  фонды и институты устойчивого  развития.

    Предметом исследования являются история, цели, задачи, принципы, структура, международные  связи казахстанских фондов устойчивого  развития, а также цели и задачи, направление деятельности, реализуемые программы институтов устойчивого развития на современном этапе.

    В написании курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по экономической теории, статьи из казахстанских газет «Казахстанская правда» и «Мегаполис», Указы Президента РК и Постановления Правительства РК, информация с официальных сайтов АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (www.samruk-kazyna.kz) и АО «Фонд развития предпринимательства «DAMU» (www.fund-damu.kz). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Алимбаев  А.А. Государственное регулирование  экономики: Учебное пособие. 1999. – 320с.
  2. Дочерние и зависимые организации АО «ФНБ «Самрук-Қазына»   http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=14&lang=1&parent_id=5
  3. За спрос денег не берут. /Мегаполис. Лилия Фладунг/ 2009.- № 14 (426)
  4. Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния». Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ФОНДА
  5. Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния». Глава 3. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ ФОНДА
  6. Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики об основных направлениях экономической и социальной политике и прогнозе экономических показателей
  7. Иватова Л.М. Взаимосвязь проблем национальной безопасности и устойчивого развития. Безопасность: международная, региональная, национальная (системный подход): материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора политических наук, профессора М.С. Машана/ [отв. ред. Л.М. Иватова]. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – 244с.
  8. Интыкбаева С.Ж. Фискальная политика и ее роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана. Монография, Алматы: Каржы-Каражат, 2002. – 348с.
  9. Информация о международном сотрудничестве АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»                                           http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=168&lang=1&parent_id=44
  10. Кенжегузин М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. Алматы, 2001. – 484с.
  11. Меморандум об основных принципах деятельности акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=77&lang=1
  12. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
  13. О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года N 216. "Казахстанская правда" от 16 ноября 2006 года N 249 (25220) - 18 ноября 2006 года N 251 (25222)
  14. О Фонде национального  благосостояния  «Самрук-Қазына» http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=6&lang=1&parent_id=5
  15. О ходе реализации антикризисной программы Фондом «Самрук-Қазына» (по состоянию на 20 июля 2009 г. ) http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=3246&lang=1&parent_id=27&menu_id=32
  16. Общественно-консультационный совет при ФНБ «Самрук-Казына» обсудил Стратегию развития ФРП «Даму» до  2019  года     http://www.zakon.kz/155643-obshhestvenno-konsultacionnyjj-sovet.html
  17. Основные этапы развития Фонда – О нас - АО «Фонд развития предпринимательства «DAMU» http://www.fund-damu.kz/54
  18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2008 года № 1164. Об утверждении Меморандума об основных принципах деятельности акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»
  19. Программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через Банки второго уровня и Лизинговые компании http://www.fund-damu.kz/1807
  20. Сейткасимов Г.С. Предисловие. Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы экономической, социальной и политической модернизации республики Казахстан». – Астана: ИЭФ КазЭУ им. Т. Рыскулова, 2006. – 542с.
  21. Сембиева Л.М. Денежно-кредитная политика в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана: теория, методология, механизм реализации. Алматы: Колор, 2007. – 374с.
  22. Устав акционерного общества «Фонд национального благосостояния  «Самрук-Казына» г. Астана,  2008 год                                    http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=2552&lang=1
  23. Устойчивое развитие: Проект “Венера”  http://www.zeitgeistmovie.ru/UNO/z-index.html
  24. ФНБ «Самрук-Казына» изымает активы у должников   http://profinance.kz/2010/02/09/biu-ubpbc-spibn-buse-lcsue.html  
  25. ФНБ «Самрук-Казына» разрабатывает 10-летнюю программу развития инженерно-технических кадров фонда  http://www.bnews.kz/main/economics/samruk-kazyna-razrabatyvaet-10-letnyuyu-programmu-razvitiya-inzhenerno-texnicheskix-kadrov-fonda/
  26. Центр устойчивого развития столицы. Концепция устойчивого развития. http://www.curs.kz/koncepcia_ustoichivogo_rasvitia/

Информация о работе Казахстанские институты и фонды устойчивого развития на современном этапе