Казахстанские институты и фонды устойчивого развития на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение казахстанских институтов и фондов устойчивого развития на современном этапе.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Понятие устойчивого развития экономики.........................................................5
Возникновение термина «устойчивое развитие»........................................5
Понятие термина «устойчивое развитие»....................................................7
Переход Республики Казахстан к устойчивому развитию.......................10
Характеристика казахстанских институтов и фондов устойчивого экономического развития....................................................................................14
АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». История. Цели и задачи. Структура. Деятельность...................................................14
Дочерние компании (на примере АО «Фонд развития предпринимательства «DAMU»). История. Функции. Программы........24
Значение и перспективы фондов и институтов устойчивого развития.................................................................................................................29
Значение деятельности фондов устойчивого развития для экономики Казахстана.....................................................................................................29
Перспективы развития фондов устойчивого развития.............................32
Заключение................................................................................................................35
Список использованных источников......................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

    АО  «Фонд развития малого предпринимательства» приступило к работе 18 августа 1997 года. Основная цель создания Фонда: стимулирование становления и экономического роста  субъектов малого предпринимательства  в Республике Казахстан, повышение  эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса.

    В 2006 году акционером Фонда становится АО «Фонд устойчивого развития «Казына».

    Начиная с конца 2007 г. в Фонде происходят концептуальные изменения. Изменился  статус Фонда с АО «Фонд развития малого предпринимательства» на АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства; из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В октябре 2008 года, АО «Фонд устойчивого  развития «Казына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» объединились в «Фонд  национального благосостояния «Самрук-Казына». Новый Фонд определен как национальный управляющий холдинг, целью деятельности которого является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций, долями участия национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.

    Сегодня Фонд «Даму» - это национальный институт развития, 100% акций которого принадлежат  АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» [17].

    Для того чтобы лучше узнать значение фонда «Даму» рассмотрим, осуществляемую им программу о финансировании лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через Банки второго уровня и Лизинговые компании.

    Программа реализуется согласно постановлению  Правительства РК №1085 от 25.11.2008 г., Фонд является оператором по реализации Программы финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через Банки второго уровня и Лизинговые компании

    В рамках Программы через банки второго уровня и лизинговые компании финансируются лизинговые сделки субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в обрабатывающей промышленности.

    В Программе участвуют следующие  лизинговые компании:

1. АО « BTA Orix leasing »;

2. АО « Leasing group »;

3. АО  «Темiрлизинг».

    Основные условия финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности:

  • осуществляется финансирование только новых проектов (лизинговых сделок) СМСП;
  • финансирование лизинговых сделок СМСП, направленных на деятельность в следующих подотраслях обрабатывающей промышленности:
  • производство продуктов питания;
  • производство напитков;
  • производство текстильных изделий;
  • производство одежды;
  • производство кожаной и относящейся к ней продукции;
  • производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели;
  • производство бумаги и бумажной продукции;
  • печать и воспроизведение записанных материалов;
  • производство продуктов химической промышленности;
  • производство основных фармацевтических продуктов и препаратов;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочей не металлической минеральной продукции;
  • производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
  • производство компьютеров, электронной и оптической продукции;
  • производство электрического оборудования;
  • производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов;
  • производство прочих транспортных средств;
  • производство мебели;
  • срок лизинга – до 84 месяцев;
  • конечная ставка вознаграждения - не более 8,0% годовых;
  • валюта сделки – тенге;
  • льготный период по погашению основного долга (стоимости предмета лизинга) – до 24 месяцев;
  • допускается внесение авансового платежа субъектами МСП за счет собственных средств по договорам финансового лизинга;
  • максимальный лимит финансирования за счет средств программы на одного субъекта МСП не должен превышать 60 000 – кратный размер месячного расчетного показателя (МРП). При этом за счет авансового платежа субъекта МСП общая сумма договора финансового лизинга может превышать 60 000 – кратный размер МРП;
  • прочие условия лизинговых сделок устанавливаются Банком-партнером / Лизинговой компанией самостоятельно.

    По  Программе запрещается финансирование лизинговых сделок субъектов МСП:

  • с наличием задолженности по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет, превышающей на момент принятия заявки на финансирование проекта, 10-ти кратный размер МРП;
  • по возвратному лизингу;
  • по вторичному лизингу;
  • по сублизингу [19].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Значение и перспективы фондов и институтов устойчивого развития
 
    1. Значение  деятельности фондов устойчивого развития для экономики Казахстана
 

    Основной  задачей Фонда «Самрук-Казына»  является обеспечение устойчивости национальной экономики. Это задача была особенно актуальной в кризисный период. И сейчас можно рассмотреть вклад Фонда в реализацию антикризисной программы.

    В 2009 году из выделенных  из Национального Фонда средств в размере 1 трлн. 87,5 млрд. тенге, в экономике было размещено 766,8 млрд. тенге, из них: 
• 476  млрд. тенге направлены на стабилизацию финансового сектора; 
• 120  млрд. тенге на рефинансирование ипотеки;  
• 23,6  млрд. тенге решение проблем долевого строительства; 
• 120  млрд. тенге на поддержку малого и среднего  бизнеса; 
• 27,2  млрд. тенге на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

    Стабилизация  финансового сектора

    В рамках этого направления государство  через Фонд «Самрук-Казына» капитализировало системообразующие банки страны. В результате предпринятых мер было приобретено  75,1% акций АО «БТА Банк», 20,9% акций АО «Народный банк Казахстан», 21,2% акций АО «Казкоммерцбанк».

    На  сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что именно благодаря предпринятым со стороны государства мерам, Казахстан смог избежать кризис банковского сектора и сохранить стабильность финансовой системы. На начальном этапе можно было наблюдать переток депозитов из одних банков в другие, но в целом данная ситуация не привела к ухудшению положения банковского сектора, так как деньги оставались внутри системы. Банки с участием государства постепенно наращивают депозитную базу. 
Поэтому благодаря поддержке банков, Фонд также смог поддержать темпы кредитования экономики. Так, из средств, выделенных АО «Народный банк» для финансирования реального сектора экономики (по 120 млрд. тенге выделялось в начале 2009 года Народному банку и Казкоммерцбанку на покупку акций и на кредитование реального сектора) на сегодняшний день уже прокредитовано 191 проектов на сумму 62,9 млрд. тенге. Тем самым, поддержав  15 418 действующих рабочих мест.

    За  счет средств выделенных АО «Казкоммерцбанк» прокредитовано 45 проектов на сумму 90,4 млрд. тенге и поддержано 27 653 действующих рабочих мест.

    Помимо  этого, системообразующие банки  в рамках антикризисной программы активно занимаются кредитованием сектора недвижимости, малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса и индустриально-инфраструктурных проектов.

    Основная  часть антикризисных мер реализуется  именно через эти 4 банка с вовлечением еще 8 других банков второго уровня. Сегодня свыше 90% новой ликвидности банковской системы обеспечена за счет средств государства.

    Поддержка долевого строительства

    В рамках решения проблем на рынке  недвижимости Фонд использовал следующие  механизмы:

  • завершение объектов жилья через банки второго уровня;
  • выкуп жилья через Фонд недвижимости «Самрук-Казына».

    17 июня 2009 года Государственная комиссия  по модернизации экономики Республики  Казахстан одобрила для финансирования  перечень из 128-ми объектов незавершенного строительства с общей суммой свыше 240 млрд. тенге, в том числе:

  • 42 объекта через банки второго уровня с участием 9 131 дольщиков;
  • 86 объектов через Фонд недвижимости с участием 12 500 дольщиков.

    В результате в БВУ разместили 4,3 млрд. тенге на финансирование 15-ти объектов. По Фонду недвижимости уже началось финансирование 23 объектов. 
Для того чтобы получить финансирование и завершить строительство необходимо:

  • провести технический аудит объекта. Его проводят специальные компании, которые лицензируются в акиматах;
  • получить заключения государственной экспертизы по объекту. Ее будет проводить Агентство по ЖКХ и строительству;
  • рассмотреть проект на инвестиционном комитете Фонда недвижимости и принять решение о финансировании Правлением и Советом директоров Фонда недвижимости;
  • принять постановление Правительства РК по утверждению к финансированию объекта.

В среднем  на все процедуры мы тратим до двух месяцев. В связи с этим, а также  с учетом распоряжения Премьер-министра о необходимости использовать сезон для форсирования стройки, мы просили бы дать следующие поручения для ускорения работы по финансированию объектов:

  • акиматам ускорить проведение технического аудита с подтверждением подключения объектов к инженерным сетям;
  • Агентству Республики Казахстан по ЖКХ и строительству, РГП «Госэкспертиза» ускорить проведение экспертизы объектов, чтобы экспертиза не стала «узким горлом» из-за которого будет тормозиться финансирование строительства;
  • Агентству Республики Казахстан по ЖКХ и строительству совместно с госорганами в приоритетном и ускоренном порядке вносить на заседания Правительства соответствующие проекты постановлений.

    В целом, в результате слаженной работы в рамках поддержки долевого строительства, Казахстан сумел избежать коллапса в строительной отрасли и удержать рынок недвижимости. 

    Рефинансирование ипотечных займов

    В результате принятых мер по состоянию  на 17 июля 2009 года банки одобрили заявки 28 803 заемщиков на сумму 112,9 млрд. тенге и фактически рефинансировали 25 424 заемщика на 98,5 млрд. тенге. Таким образом, на сегодняшний день более 25 000 семей получили возможность платить в среднем на 30% меньше, чем прежде. В целом, данной программой планируется охватить около 30 000 заемщиков.

    Поддержка малого и среднего бизнеса. Из 117 млрд. тенге, выделенных 12 банкам второго уровня, на 1 июля 2009 года освоено 133,6 млрд. тенге. Переосвоение сложилось за счет собственных средств АО «АТФ банк» (10 млрд. тенге), АО «БТА Банка» (5,1 млрд. тенге) и АО «Казкоммерцбанк» (1,1 млрд. тенге).

    Результатами программы смогли воспользоваться  свыше 2 550 заемщиков-субъектов малого и среднего бизнеса. При этом 1580 заемщиков смогли рефинансировать ранее полученные кредиты на сумму 67,6 млрд. тенге и 971 заемщиков оформили новые кредиты на сумму 66 млрд. тенге. То есть, как видно, если раньше была пропорция 70/30, где 70% - это рефинансирование, а 30% - новые проекты, то в новом транше 51% средств было направлено на рефинансирование и 49% на новые проекты. Что, на наш взгляд, является признаком увеличения деловой активности в малом и среднем бизнесе.

    В рамках данного направления было создано и поддержано 3886 рабочих  мест. В рамках программы были охвачены все области  страны, но при этом наибольшие суммы освоения приходились на  г. Алматы – 36%, г. Астана – 16% от общей суммы.

    В отраслевом разрезе  42% средств было направлено в торговлю, 33% - в сферу услуг, 10% - в промышленность, 7% - строительство, 6% - сельское хозяйство, 2% - транспорт и связь. Данная картина, по сути, подтверждает сложившуюся отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства в стране.

Информация о работе Казахстанские институты и фонды устойчивого развития на современном этапе