Календарное планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определена следующими положениями. Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1.Сущность, задачи, функции, принципы и методы планирования 6
1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 15
1.3. Специфика календарного планирования 20
2.АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» 23
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его организационной структуры управления
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «КХПС» 32
2.3. Организация календарного планирования оперативно-производственной деятельности ОАО «КХПС» 44
3.Разработка РЕКОМЕНДПЦИЙ по улучшению СИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КХПС» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 61

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 282.38 Кб (Скачать)

Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень  достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и  фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной  разработанности применяемых методов  планирования на предприятии.

Общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

—принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

—принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

—принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

—принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

—принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной  практике планирования, помимо рассмотренных  классических, широкую известность  имеют общеэкономические принципы.

—Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

—Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

—Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

—Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

—Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

—Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

—Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют  предприятие на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с  рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в  рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном 
Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

—Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя — неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими — неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

—Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция  определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может  быть столь же эффективным без  взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого  уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу  всеми" противостоит последовательному  планированию как сверху вниз, так  и снизу вверх.

Существуют  также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости  от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной  базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический  метод основан на расчленении  выполняемых работ и группировке  используемых ресурсов по элементам  и взаимосвязи, анализе условий  наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод — это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей  реальное состояние и изменение  характеристики деятельности предприятия.

Необходимо  отметить, что в процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

Таким образом, обобщая изложенное, можно отметить, что планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

В ходе составления  планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих  действий, устанавливают главную  цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана  в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о  единой линии трудового поведения  в процессе выполнения принятых планов.

Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

Систему планов современного предприятия в  их взаимосвязи изучим в следующей  части главы

 

1.2. Система планов на предприятии  и их взаимосвязь

 

В хозяйственной  практике отечественных предприятий  общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей  развития техники и экономики  предприятия в их единстве и взаимозависимости  как по месту, так и по времени  действия. В ходе данного этапа  планирования обосновываются оптимальные  объемы производства на основе учета  взаимодействия спроса и предложения  на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы  и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические  показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие  развитие и завершение. На данном этапе  устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки  процесса производства.

По классификации  Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

Реактивное  планирование базируется на анализе  предшествующего опыта и истории  развития производства и чаще всего  опирается на старые организационные  формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает  производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится  требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена  с перечня того, что нужно предусмотреть  для предстоящих изменений. Затем  разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает  как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его  основными целями являются выживание  и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность  или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание  не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных  предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также  в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное  на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных  предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление  непрерывных изменений в различных  сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему  преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют  эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования  будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании  путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается  на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность  обучаться и адаптироваться или  развиваться. Ускорение социально-экономических  изменений делает обучение и адаптацию  ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как  для экономики или общества в  целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или  надолго, и поэтому по мере ускорения  изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает  новые, иногда и более трудные, чем  решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени  переходом как от простых проблем  к сложным, так и от сложных  решений к простым. Интерактивное  планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного  развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Информация о работе Календарное планирование на предприятии