Календарное планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определена следующими положениями. Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1.Сущность, задачи, функции, принципы и методы планирования 6
1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 15
1.3. Специфика календарного планирования 20
2.АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» 23
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его организационной структуры управления
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «КХПС» 32
2.3. Организация календарного планирования оперативно-производственной деятельности ОАО «КХПС» 44
3.Разработка РЕКОМЕНДПЦИЙ по улучшению СИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КХПС» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 61

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 282.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6

1.1.Сущность, задачи, функции, принципы и методы планирования 6

1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 15

1.3. Специфика календарного планирования 20

2.АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» 23

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его организационной структуры управления 23

2.2. Анализ  финансового  состояния  ОАО «КХПС» 32

2.3. Организация календарного планирования оперативно-производственной деятельности  ОАО «КХПС» 44

3.Разработка РЕКОМЕНДПЦИЙ по улучшению СИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КХПС» 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58 
Приложение 61

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность выбранной  темы определена следующими положениями. Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции  управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности  все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между  отдельными структурными подразделениями  предприятия, осуществляющими всю  технологическую цепочку: научные  исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается  на выявление и прогнозирование  потребительского спроса, анализ и  оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и  контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями  спроса на рынке.

Потребность в планировании на современных предприятиях вытекает из огромных размеров обобществления производства, его специализации  и кооперирования, наличия многочисленных структурных подразделений в  рамках предприятия, тесных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса — быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятий подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Планирование  призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

Таким образом, в изменившихся условиях функционирования отечественной экономики совершенствование системы внутрифирменного планирования — весьма важное средство повышения эффективности управления машиностроительным предприятием. Одним из инструментов решения этой задачи является методика внутрифирменного оперативно-календарного планирования.

Исходя  из изложенного, цель данной работы — изучить особенности оперативно-календарного планирования на современном производстве. Календарное планирование — обеспечение синхронной работы взаимодействующих участков для надежного функционирования всего экономического объекта (цеха, предприятия) в целом. Математические задачи оперативно-календарного планирования преимущественно решаются на основе моделей теории расписаний и управления запасами. При этом технологические маршруты обработки расчленяются на отдельные звенья, выступающие по отношению друг к другу как поставщики и потребители, и создаются буферные емкости для промежуточного хранения запасов ресурсов и продуктов.

В связи  с данной целью можно выделить следующие задачи исследования:

—рассмотреть  теоретические аспекты организации  календарного планирования в современных условиях;

—дать организационно-экономическую характеристику и анализ финансового состояния ОАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский»;

—выявить особенности оперативно-календарного планирования в ОАО «ОАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский»;

—определить пути совершенствования календарного планирования на исследуемом предприятии;

—подвести итоги и сделать обобщающие выводы.

Предмет исследования — принципы и методика расчета показателей оперативно-календарного плана.

Объект исследования — производственное предприятие пищевой промышленности и его структурные подразделения основного производства (цех, участок, рабочее место).

Методологическую и  теоретическую основы работы составляют научные основы экономики, организации и управления предприятием.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1.Сущность, задачи, функции, принципы и методы планирования

 

 

В условиях рыночной экономики устойчивость и  успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.

Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное  планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План — это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План  содержит такие этапы, как: цели и  задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль.

Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Основные  экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с  избранной хозяйственной деятельностью  и достаточно полно отражаться как  в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное  планирование на предприятии должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции  объединяются в единую комплексную  систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование  на предприятии — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В современном  отечественном производстве функции  планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической  деятельности, но и главным образом  объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое  содержание, требуемую последовательность процедур составления различных  разделов плана и обоснование  его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов  и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет  планирования.

Общим или  итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам  планирования как к процессу практической деятельности относятся:

—формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

—обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

—планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

—определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

—проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений  и прогноз ожидаемых результатов  опираются на теоретические положения  и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что  каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации  производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных  исследований. Первый называется индуктивным  и предполагает создание экономических  теорий и принципов на основе сбора  и анализа фактов. Второй — дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция — не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

Плановая  научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с  экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика  предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский  учет, статистика и другие.

Информация о работе Календарное планирование на предприятии