Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
эстетическим (внешний вид товара);
нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. ЕЁ МЕСТО В СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА 5
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.2. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 8
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ 11
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УП «АВТОМОБИЛИ-1» (Г. БОРИСОВ) 16
2.1. ОПИСАНИЕ ТОВАРА 16
2.2. ОТЛИЧИЕ ТОВАРА ОТ АНАЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ КОНКУРЕНТОВ 17
2.3. СЕГМЕНТЫ РЫНКА 19
2.4. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ СБЫТА 20
2.5 ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ КОМПАНИИ 22
2.6 СХЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ 22
2.7. РИСКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 23
2.8 ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

kursovaya_peredelannaya.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Важным критерием определения  качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты  и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии. предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, – в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

 

1.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции, обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения

 

В современных условиях возникает  необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и  стоимостных характеристик, которая  обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и  важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели исследования:

– если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

– если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей  исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

– рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

– анализируются направления развития аналогичных разработок;

– рассматриваются сферы возможного использования продукции;

– анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает  «комплексное исследование рынка». Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его  развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых  показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности  используются для выработки вывода о ней, а также – для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:

– изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

– изменение порядка проектирования продукции;

– изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

– изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

– изменение порядка реализации продукции на рынке;

– изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

– изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

– изменение системы стимулирования поставщиков;

– изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров  конкурентов.

10 этапов для повышения  качества по Джозефу М. Джурану

  1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
  2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
  3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
  4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
  5. Выполняйте проекты для решения проблем.
  6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
  7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
  8. Сообщайте о результатах.
  9. Регистрируйте успехи.
  10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.

Семь успешных факторов качества:

    1. фокус на потребителя;
    2. фокус на процесс и его результаты;
    3. управление участием / ответственностью;
    4. непрерывное улучшение;
    5. проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%;
    6. проведение измерений;
    7. постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УП «Автомобили-1» (г. Борисов)

2.1. Описание товара

 

Автомобильные колеса с литыми дисками являются неотъемлемой и важной частью автомобиля. Правильный выбор дисков влияет на безопасность движения. Литые диски отличаются от обычных запасом прочности.

Технические характеристики:

Автомобильные диски фирмы «Автомобили-1» соответствуют стандарту на подобные изделия №19860-79 Госстандарта РБ.

Размеры: диаметр -35см ширина 20см

Специальный сплав: EX1275 разработка фирмы (патент № 980456 ) с добавлением титана и металлопластика.

Срок службы: рассчитаны на пробег 300000 км.

Автомобильные литые диски фирмы «Автомобили-1» (Модель № 1) предназначены для автомобилей ВАЗ 2101 - ВАЗ 2107, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и автомобилей импортного производства среднего класса типа FIAT, OPEL, VolksWagen и других Существуют следующие потенциальные покупатели продукции:

Владельцы выше перечисленных марок автомобилей.

Фирмы, занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей.

 

2.2. Отличие товара от аналогичных товаров конкурентов

 

На Белорусском и Российском рынках существует несколько фирм - производителей аналогичной продукции: ВАЗ и несколько зарубежных. Из зарубежных конкурентов в нашей стране получили наибольшее распространение две фирмы: Rover и Chrysler. Но очень высокая цена (около 600 тыс. руб.) препятствует широкому распространению товара. Диски фирмы «Автомобили-1» практически не уступают по качеству Использование уникального сплава из металлопластика EX 1275 (патент №980456) позволяет данной продукции иметь лучшие показатели прочности и износостойкости.

Проводился опрос владельцев 10-ти крупнейших магазинов, торгующих запасными частями к автомобилям. Анкета содержала вопросы о количестве покупателей данного вида продукта, о темпах роста количества покупателей с прошлого 2001 года и о предпочтениях. Эти 10 магазинов охватывают 90% рынка сбыта автомобильных дисков в г. Минске, остальные 10% приходятся на торговлю на рынках и продажу с рук. На основании анкет составлена таблица 2.2.1.

   

     Таблица 2.2.1.

      Анализ данных

 

Среднее число покупателей во всех 10 магазинах ( за 2011 год )

240 000 человек

Средние темпы роста числа покупателей (с конца 2010 по начало 2011 года )

21%

Объем продаж в руб. (усреднен по 10 магазинам ) за 2010 год

144 млрд. руб.

Средние темпы роста объема продаж (с конца 2010 по начало 2011 года )

24%


 

Метод анализа описан выше и был основан на распространении анкет среди проектных агентств и организаций в области инвестирования. В результате обработки данных были получены следующие результаты (см.табл.2.2.2.) по сегменту рынка в г. Минске:

 

Таблица 2.2.2.

Результаты обработанных данных

Кол-во фирм в данном сегменте

52(*)

Объем продаж дисков ( в руб. ) за 2011 г

1 250 млн.

Темпы роста объема продаж дисков с конца 2010 по начало 2011

11%


 

(*) 52 самых крупных фирмы делят 98% данного сегмента рынка

Особенностью данного сегмента рынка является:

Покупателей не много но они крупные

Для закупок используются специалисты

Покупатели требуют льгот

 

2.3. Сегменты рынка

 

Фирма «Автомобили-1» планирует действовать на следующих сегментах рынка

Рынок частных лиц - владельцев автомобилей.

Рынок фирм, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.

Общий объем рынка на который выходит фирма составляет 144 млрд. руб. + 1.250 млрд. руб. = 145.250 млрд. руб. со средними темпами роста ( 11% + 21% )/2=16.5% в год (цифры из таблиц 2.2.1. и 2.2.2.). Рынок является перспективным и быстрорастущим. По исследованием консалтинговой фирмы Гарант подобные темпы роста сохранятся на ближайшие 2 - 3 года.

На сегодняшний день потребности покупателей на рынке владельцев автомобилей удовлетворяются в основном за счет фирмы ВАЗ как видно из диаграммы 1 она занимает 46% рынка. Фирма «Автомобили-1» предполагает выходить на рынок с ценой продукта приблизительно равной цене этого производителя (около 450 тыс. рублей), но значительно большим сроком службы (300 000 км пробега у фирмы «Автомобили-1» и 200 000 км у ВАЗа ). Это позволит несколько потеснить эту фирму. Однако могут существовать следующие проблемы вступления на рынок.

Барьер мощности предприятия

Широкая известность марки ВАЗ и практически полная неизвестность марки «Автомобили-1» на рынке автомобильных дисков.

Пути решения этих проблем в агрессивной маркетинговой стратегии и тактике.

 

2.4. Конкуренция на рынке сбыта

 

На рынке автомобилей основными конкурентами фирмы являются ВАЗ и зарубежные Rover и Chrysler. В табл. 2.4.1. приведена сравнительная характеристика по факторам конкурентоспособности. Каждый фактор в таблице получает оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Для проведения экспертной оценки была сформирована группа из наиболее квалифицированных работников фирмы.

Информация о работе Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности товара