Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
1) конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
2) вид производимого товара;
3) ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
4) лёгкость доступа на рынок;
5) однородность рынка;
6) конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
7) конкурентоспособность отрасли;
8) возможность технических новшеств в отрасли;
9) конкурентоспособность региона и страны.
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность
Поскольку конкуренция предприятий
на рынке принимает вид
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
В литературе определяется,
что конкурентоспособность
2.2 Оценка конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются:
1) Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.
Расчет единичного показателя
конкурентоспособности
где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.
Так как параметры могут
оцениваться различным
При оценке по техническим
и экономическим параметрам единичный
показатель может быть больше или
равен единице, если базовые значения
параметров установлены нормативно-
Дифференциальный метод
позволяет лишь констатировать факт
конкурентоспособности
2) Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.
Расчет группового
показателя по однородной
где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.
Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
где К — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.
Если К< 1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К> 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К= 1.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
(16)
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3 К конкурентоспособности продукции через ее качество
Конкурентоспособность
является важным критерием, характеризующим
возможность предприятия
Какова же взаимосвязь
конкурентоспособности и
Конкурентоспособность товаров характеризуется следующими показателями:
1) показатели полезности (эффект от использования);
2) затраты на потребление, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию;
3) показатели
Кроме названных, конкурентоспособность товара формируют её технические параметры (мощность, надежность, долговечность), нормативные (соответствие продукции стандартам, техническим условиям, законодательству) и экономические (цена, уровень доходов покупателя).
Оценка конкурентоспособности продукции производится на основании сопоставления её с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности определяется отношением полезного эффекта к цене потребления. Полезный эффект товара – это и есть его качество.
Относительные показатели качества
и цены получаются из сравнения характеристик
качества и цены с продукцией, принятой
идеальную потребительскую
Качество продукции –
это главный
Между понятием «конкурентоспособность
товара» и «
В современном мире понятие
«конкурентоспособность»
К условиям обеспечения
1) применение комплексного
и системного подхода к
2) обеспечение действенности
механизма функционирования
3) обеспечение единства развития техники, технологии, экономики управления;
4) современные методы
исследования (функционально-стоимостный
анализ, моделирование,
5) система обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителей;
6) взаимосвязь функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта.
Таким образом, конкурентоспособность
– понятие многогранное и если
качество продукции в каждый отдельный
момент представляет собой определенную
совокупность ее свойств, то конкурентоспособность
её может значительно меняться в
зависимости от изменения таких
внешних факторов, как условия
реализации, спроса и предложения, которые
во многом предопределяются завоеванным
у потребителей доверием к качеству
предприятия. Отсюда следует, что для
снижения коммерческого риска
Опыт передовых фирм развитых стран (Япония, Германия, США), где рынок уже давно регулирует экономику, показывает, что успешное функционирование предприятий возможно лишь при выпуске не просто высококачественной, но и конкурентоспособной продукции. Под термином «конкурентоспособность» понимается возможность продукции соперничать с аналогичными товарами других фирм. Наилучших результатов здесь добились японские фирмы. Конкурентоспособность их товаров основана на перспективных требованиях потребителей, высоком уровне безотказной работы изделий и четко отлаженной системе сервисного обслуживания.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции