Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовая.docx

— 76.91 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

1) конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

2) вид производимого товара;

3) ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

4) лёгкость доступа на рынок;

5) однородность рынка;

6) конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

7) конкурентоспособность отрасли;

8) возможность технических новшеств в отрасли;

9) конкурентоспособность региона и страны.

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия – производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий  на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Для того, чтобы более  полно осветить сущность конкурентоспособности  продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление  о продукции (товаре).

Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических  показателей относительно выявленных требований рынка или свойств  другого товара.

 

2.2 Оценка конкурентоспособности

 

 

Оценка конкурентоспособности  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Сравнение  проводится по группам технических  и экономических параметров. При оценке используются:

1) Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.

Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.

Так как параметры могут  оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает  только два значения — 1 или 0. При  этом, если анализируемая продукция  соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и  стандарты не укладывается, то показатель равен 0.

При оценке по техническим  и экономическим параметрам единичный  показатель может быть больше или  равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической  документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая  продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности  покупателя, то указанное повышение  не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный  показатель по данному параметру  не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого  показателя.

Дифференциальный метод  позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

2) Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.

 Расчет группового  показателя по однородной группе  технических и экономических  параметров производится по формуле:

где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.

Полученный групповой  показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  производится по формуле:

где К — интегральный показатель конкурентоспособности  анализируемой продукции по отношению  к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.

Если К< 1, то рассматриваемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К> 1, то превосходит, при  равной конкурентоспособности К= 1.

Расчет показателя конкурентоспособности (К):

(16)

где Q — качество товара;

С — качество послепродажного  обслуживания или сервиса.

 

 

3 К конкурентоспособности продукции через ее качество

 

 

Конкурентоспособность является важным критерием, характеризующим  возможность предприятия существовать на рынке. Известно, что конкуренция  в общем смысле слова означает соперничество в любой сфере  деятельности. С экономической точки  зрения – состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров  с целью получения более высоких  доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция  – это один из действенных механизмов регулирования и отбора в рыночной экономике.

Какова же взаимосвязь  конкурентоспособности и качества? Конкурентоспособность - это способность  товаров отвечать требованиям рынка  и запросам покупателей. С одной  стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой –  ценой. Большое влияние на конкурентоспособность  оказывают также ситуация на рынке, имидж предприятия, мода, реклама.

Конкурентоспособность товаров  характеризуется следующими показателями:

1) показатели полезности (эффект от использования);

2) затраты на потребление,  техническое обслуживание, ремонт, утилизацию;

3) показатели конкурентоспособности  предложения (способы продвижения  продукции, каналы сбыта, сервисное  обслуживание).

Кроме названных, конкурентоспособность товара формируют  её технические параметры (мощность, надежность, долговечность), нормативные (соответствие продукции стандартам, техническим условиям, законодательству) и экономические (цена, уровень доходов  покупателя).

Оценка конкурентоспособности  продукции производится на основании  сопоставления её с соответствующей  продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности  определяется отношением полезного  эффекта к цене потребления. Полезный эффект товара – это и есть его  качество.

Относительные показатели качества и цены получаются из сравнения характеристик  качества и цены с продукцией, принятой идеальную потребительскую модель, т.е. ту, которую желают приобрести потребители. Таким образом, характеристики качества продукции прямо пропорциональны  показателям конкурентоспособности.

Качество продукции –  это главный конкурентообразующий фактор, но не единственный. Основным условием конкурентоспособности продукции  является сбор качественной информации для прогнозирования тенденции  развития и определения будущих  потребностей потребителей и цены, которую они готовы заплатить  за удовлетворение своих нужд.

Между понятием «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия» существует как взаимозависимость, так и существенное различие. Конкурентоспособность  продукции – это не главный  фактор конкурентоспособности предприятия. Ведь анализ конкурентоспособности  предприятия осуществляется им самим  и охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции за весь период функционирования предприятия, а оценка конкурентоспособности продукции  – это прерогатива потребителя  за время её жизненного цикла.

В современном мире понятие  «конкурентоспособность» применяется  уже не только на продукцию, но и  распространилось на предприятия и  на страну в целом. По определению  исследовательской организации  «Юропиэн менеджмент форум» (ЮМФ) конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  способность и возможность предприятий  проектировать, изготовлять и сбывать  в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые  по ценовым и неценовым характеристикам  в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Значит, уровень конкурентоспособности  товара – это реакция на него рынка, выраженная в продаже товара. Как показывает практика, полное представление  о конкурентоспособности дает сопоставление  товара с целым рядом наиболее представительных образцов предприятий  разных стран. Оценка конкурентоспособности  считается удовлетворительной лишь при сравнении нашего товара не менее  чем с 15 аналогичными товарами не менее 5 фирм из 5 стран.

К условиям обеспечения конкурентоспособности  относятся:

1) применение комплексного  и системного подхода к развитию  рыночных отношений (многообразие  форм собственности, совершенствование  планирования, международная интеграция, действие механизм конкуренции  и антимонопольного законодательства, охрана окружающей среды и  др.);

2) обеспечение действенности  механизма функционирования системы  законов рынка: закон равновесной  цены, закон зависимости между  ценой и предложением, закон возрастания  дополнительных затрат, закон убывающей  доходности, закон экономии на  масштабе производства, закон конкуренции  (неуклонного снижения удельной  цены однородной продукции), антимонопольный  закон, закон экономической взаимосвязи  затрат в сферах производства  и потребления;

3) обеспечение единства  развития техники, технологии, экономики  управления;

4) современные методы  исследования (функционально-стоимостный  анализ, моделирование, прогнозирование,  оптимизация, экономическое обоснование  каждого решения, программно-целевое  планирование и др.);

5) система обеспечения  конкурентоспособности объекта  с ориентацией на интересы  потребителей;

6) взаимосвязь функций  управления любым процессом на  всех стадиях жизненного цикла  объекта.

Таким образом, конкурентоспособность  – понятие многогранное и если качество продукции в каждый отдельный  момент представляет собой определенную совокупность ее свойств, то конкурентоспособность  её может значительно меняться в  зависимости от изменения таких  внешних факторов, как условия  реализации, спроса и предложения, которые  во многом предопределяются завоеванным  у потребителей доверием к качеству предприятия. Отсюда следует, что для  снижения коммерческого риска предприятию  необходимо проводить маркетинговые  исследования конкурентоспособности  своего товара на рынке, где он будет  продаваться.

Опыт передовых фирм развитых стран (Япония, Германия, США), где рынок  уже давно регулирует экономику, показывает, что успешное функционирование предприятий возможно лишь при выпуске  не просто высококачественной, но и  конкурентоспособной продукции. Под  термином «конкурентоспособность»  понимается возможность продукции  соперничать с аналогичными товарами других фирм. Наилучших результатов  здесь добились японские фирмы. Конкурентоспособность  их товаров основана на перспективных  требованиях потребителей, высоком  уровне безотказной работы изделий  и четко отлаженной системе сервисного обслуживания.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции