Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовая.docx

— 76.91 Кб (Скачать)

 

1.3 Факторы, влияющие  на качество продукции. 

 

 

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся  такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию  надлежащего качества, т.е. зависят  от деятельности самого предприятия. Они  многочисленны, их классифицируют на следующие  группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы  самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение  новой технологии, применение новых  материалов, более качественного  сырья – материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и  соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы  обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально –  экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий  работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное  стимулирование работников – все  это важные составляющие для выпуска  конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы  в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К  ним в первую очередь можно  отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Все эти факторы  связаны между собой и влияют на качество продукции.

Управление качеством  продукции – это взаимосвязанный  комплекс мер по установлению, обеспечению  и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или  потреблении, осуществляемым путем  систематического контроля качества и  целенаправленного воздействия  на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

До недавнего  времени при решении проблем  качества предприятия ориентировались  на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

 

1.4 Методы управления  качеством продукции

 

 

Качество должно определяться в терминах входных и выходных данных. Превосходная конструкция, качественная сборка и материалы – это входящие параметры. Однако, эти входные параметры  могут и не повысить качество товара.

Для эффективной  организации управления качеством  продукции необходимо, чтобы был  не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и  организовать весь процесс.

Категории управления качеством продукции:

1) Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика.

2) Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности.

3) Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

4) Методы и средства  управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

    • экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы;
    • методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;
    • организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов , указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
    • воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

5) Средства управления  – включают оргтехнику (в том  числе, компьютеры), средства связи,  словом, все то, что используют  органы и лица, управляющие выполнением  специальных функций в системах  управления качеством. в состав  средств управления качеством  продукции также включаются:

    • банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
    • метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
    • государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
    • государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

 

1.5 Анализ качества продукции

 

 

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

При анализе качества продукции  необходимо определить уровень ее качества.

Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей  качества оцениваемой продукции  с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Уровень качества (УК) можно определить по формуле:

УК = q/qБ,

где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

Оценка качества продукции  предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции  требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления  улучшения его качества.

Качество определяется мерой  соответствия товаров, работ, услуг  условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.

Методы оценки качества продукции:

1) Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.

 или 

где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.

Формулу (6) используют, когда  увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (7).

Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:

2) Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.

Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:

Ук = Рiоц / Рiбаз

где бi— коэффициент весомости каждого из Рi.

В случае, когда Ук нелинейно  зависит от единичных показателей  Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:

Ук = Piбiоц / Piбiбаз

3) Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).

4) Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это

(11)

Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а  также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного  эффекта, выраженного в натуральных  или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:

(12)

где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс —  эксплуатационные расходы.

5) Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.

По результатам анализа  количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются  соответствующие управленческие решения.

 

2 Конкурентоспособность

 

2.1 Понятия конкурентоспособности продукции и предприятия.

 

 

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность –  это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш  взгляд, заключается в том, что  оно касается только товара и учитывает  исключительно ценовые и неценовые  характеристики.

Конкурентоспособность продукции  — это:

1) «способность товара  удовлетворять требования конкретного  потребителя в условиях определенного  рынка и периода времени по  показателям качества и затратам  потребителя на приобретение  и эксплуатацию данной продукции»;

2) "совокупность качественных  и стоимостных характеристик  товара, обеспечивающих удовлетворение  конкретной потребности покупателя".

Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции