Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен процесс эволюции предпринимательской мысли, история предпринимательства, его роль в экономике.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение понятия предпринимательства;

выявление сущности и субъектов предпринимательства;

выявление исторических аспектов развития и экономической ориентации предпринимательства в России.

Содержание

Введение 3

1. Происхождение и история предпринимательства 4

1.1. Предпринимательство, его роль и значение в экономике 4

1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства 9

Глава 2. Эволюция теории предпринимательства в мире 13

2.1. Эволюция предпринимательства за рубежом 13

2.2. Эволюция предпринимательства в России 29

Глава 3. Роль государства в эволюции теории предпринимательства 34

3.1. Государство в предпринимательском процессе 34

3.2. Функции государства в предпринимательском процессе 40

3.3. Проблемы предпринимательства 43

Заключение 46

Библиография 48

Работа содержит 1 файл

Реферат по предмету экономика.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Следующий этап развития малого предпринимательства  в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.

     Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности. Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.

     В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства.

     Нынешний  этап развития малого предпринимательства обозначился борьбой предпринимателей-производителей за «выживание» в условиях всеобщего кризиса экономики. В силу дефицита бюджета государство не может выделить финансовые и организационные структуры для поддержки малых предприятий. Инвестиционная деятельность малого предпринимательства практически прекратилась.

     К сожалению, не представляется возможным  составить полное представление о развитии малого предпринимательства и соотношении между секторами экономики, потому что у отечественной статистики достоверной информации  относительно малых фирм еще недостаточно.

     В 1993 г., не взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство продолжает развиваться.

     В 1993 году в частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном.

     Предпринимательству данного периода  присуще стремление уйти в теневую экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя инвестировать производства длительного цикла.

     В 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства  переживает определенный спад. Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный характер: происходит замедление темпов роста соответствующих показателей.

     Инвестиционный процесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. Главным остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации производства, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила развернувшаяся в начале 90-х годов массовая приватизация госсобственности.

     В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше.

     Аналитики говорят о том, что сегодня  почти 90% малых и средних предприятий выживают только за счет торговли и посредничества.

     В 1995 г. сектор малого предпринимательства  принял более-менее равновесное состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых предприятий.

     К началу 1996 г. в Российской Федерации  насчитывалось 877,3 тыс. предприятий малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.

     Сейчас  нашим законодательством  сделаны  только самые первые попытки привести правовое и организационное обеспечение формирования малого предпринимательства к необходимой линии поведения. Существует много не разрешимых проблем, сдерживающих его развитие. Они связаны с «нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в получении малыми предприятиями необходимых инвестиций и кредитов, помещений и информации, сложной криминогенной обстановкой, неотлаженностью механизма государственной поддержки и отсутствием четкого разграничения функций между федеральными и региональными органами, осуществляющими эту поддержку. Все это плюс инфляционные процессы приводит к тому, что развивать малое предпринимательство, и прежде всего путем увеличения инвестиций, особенно в производственную сферу, считается очень рискованным делом». 
 
 
 

3.2. Функции государства  в предпринимательском процессе 

     Государство может  выполнять различные функции в предпринимательском аспекте.

     Во-первых, оно может тормозить предпринимательство,  если  осуществляет неоправданную  и  противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику. Во-вторых, оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот,  субсидий,  государственных  заказов  и т.д. И, наконец,  оно может просто оставаться нейтральным. Деятельность государства, как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух аспектах: 1 аспект - социально-экономический. Данный аспект реализуется в форме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и  переподготовке кадров  предпринимательства. Наиболее ярким примером в этом плане является создание  «предпринимательских инкубаторов» - формы организации начинающего бизнеса. Такие предприниматели объединены в  предоставленных им  зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются льготные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавливается государственный контроль. Все меры направлены на то, чтобы оказать помощь  в становлении предпринимательских фирм. Как правило, фирмы покидают «инкубатор» по мере стабилизации экономической и финансовой деятельности - через 4-5 лет.

     Государство также берет на себя функции создания инфраструктуры производства:

     создание  банковской системы, страховой и  биржевой  систем;

     2 аспект  -  непосредственное государственное  предпринимательство (в некоторых странах государственным структурам запрещено заниматься предпринимательством). В каких формах оно реализуется?

     1. Создание системы государственных предприятий в отраслях, составляющих часть государственной монополии.

     2. Долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель контрольного пакета  акций), которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное или стратегическое значение.

     3. Регулирование предпринимательской деятельности в той или иной форме.

     4. Реализация  больших  государственных  программ по государственным заказам.

     5. Регулирование ставки процента.

     Особая  роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков и денежного обращения. Средством такого регулирования является  установление пределов  обязательного  резервирования, требований к коммерческим банкам.

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

     тормозом  развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

     посторонним наблюдателем, когда государство  прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

     ускорителем предпринимательского процесса, когда  государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

     Каковы  же функции государства как ускорителя пред­принимательского процесса?

     Во-первых, государство берет на себя образовательные  функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

     а) общеэкономической теории;

     б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

     в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

     Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

     В-третьих, государство обычно также берет  на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпри­нимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.  
 
 

     3.3. Проблемы предпринимательства 

     Многие  характерные особенности становления  малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов.

     Основные проблемы частного предпринимательства в России

     Порядок значимости по мере упоминания  Основные проблемы

     1. Налоги

     2. Законодательство

     3. Инфляция

     4. Экономическая ситуация в целом

     5. Поставки, дефицит

     6. Трудности получения и высокая ставка за кредит

     7. Неплатежеспособность партнёров, клиентов

     8. Несовершенство банковской системы

     9. Политическая ситуация

     10. Бюрократия

     11. Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

     12. Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

     13. Недостаток информации, культуры, опыта

     14. Кадровые проблемы

     15. Рэкет

     16. Отрицательное отношение к предпринимателям

     Августовский  кризис в России показал, что в  нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

     Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

     Медленно  идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

     Низкими темпами происходит увеличение числа  малых предприятий, особенно в производственной сфере;

     Не  во многих регионах разработаны и  приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

     Недостаточно  налажено взаимодействие регионов, как  в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

     Если  затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Информация о работе Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли