Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен процесс эволюции предпринимательской мысли, история предпринимательства, его роль в экономике.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение понятия предпринимательства;

выявление сущности и субъектов предпринимательства;

выявление исторических аспектов развития и экономической ориентации предпринимательства в России.

Содержание

Введение 3

1. Происхождение и история предпринимательства 4

1.1. Предпринимательство, его роль и значение в экономике 4

1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства 9

Глава 2. Эволюция теории предпринимательства в мире 13

2.1. Эволюция предпринимательства за рубежом 13

2.2. Эволюция предпринимательства в России 29

Глава 3. Роль государства в эволюции теории предпринимательства 34

3.1. Государство в предпринимательском процессе 34

3.2. Функции государства в предпринимательском процессе 40

3.3. Проблемы предпринимательства 43

Заключение 46

Библиография 48

Работа содержит 1 файл

Реферат по предмету экономика.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Хотелось  бы подчеркнуть, что современная эволюционная теория фирмы во многом базируется на представлениях, высказанных в середине XX в. такими учеными, как Й.Шумпетер и Э.Пенроуз. Их работы послужили своеобразным мостиком между первоначальным периодом становления дисциплины и 60-70-ми гг., когда по обе стороны Атлантического океана велись оживленные дискуссии о предмете, методологии и судьбе теории предпринимательства.

     Американская  схема организационного становления  дисциплины «теория эволюции предпринимательства» с опозданием не в одно десятилетие повторилась в главных своих деталях в ведущих промышленных странах Западной Европы. 
 
 

     В 1958 г. по инициативе профессора Ливерпульского университета Ф.Е.Хайда в Великобритании стал издаваться журнал "Business History". Год спустя благодаря спонсорской поддержке Торговой палаты Глазго был учрежден фонд, который позволил профессору П.Л.Пэйну организовать лекционные курсы по истории предпринимательства в ведущем шотландском университете. Положительную роль в процессе институализации сыграл образованный в 1960 г. Шотландский совет по предпринимательским архивам, взявший на себя роль связующего звена между преподаванием и академическими исследованиями. Совет также много сделал в области изучения и использования документов частных архивов.

     Следующий этап институализации теории предпринимательства был связан с образованием научно-исследовательских центров при университетах в Глазго (1989 г.) и в Рединге, которые в настоящее время тесно сотрудничают друг с другом. В рамках Лондонской школы экономики также активно действует структурная единица по истории предпринимательства (Business History Unit - BHU). Более того, специалисты Великобритании в 1990 г. объединились на общенациональном уровне, учредив Ассоциацию бизнес-историков (ABH). Она объединила более 200 специалистов. Эта организация раз в два года проводит широкие форумы, на которые приглашает специалистов из других стран.

     К числу европейских первопроходцев принадлежат также специалисты  из Германии и Бельгии. Одна из первых организаций по истории бизнеса на континенте появилась в 1971 г. при университете Антверпена (Centrum voor Bedijfgeshiedenis). Это структурное подразделение, с одной стороны, сконцентрировало свои усилия на изучении истории предпринимателей и предпринимательства Антверпена, начиная с XVII в. и кончая современностью, а с другой, стало важнейшим центром документации. Здесь не только создаются библиографии и описи, но и хранятся коллекции делопроизводственных документов.  
 
 
 

     В настоящее время в Бельгии  имеется несколько центров, где  проводятся фундаментальные исследования по различным аспектам. В 1986 г. в Свободном университете Брюсселя преподавателями истории и журналистики была создана Группа по изучению истории бельгийских служащих (Groupe d'Histoire du Patronat). Ее первым широкомасштабным проектом стало написание биографий крупнейших бельгийских предпринимателей и старших менеджеров за период с 1830 г. и по сей день. Под эгидой группы специалисты из разных университетов создали словарь бельгийских служащих. Одновременно с ним формируется база данных, охватывающая период с 1830 по 1980 гг. В 1993 г. образовалась еще одна организация - Фламандская ассоциация для содействия истории предпринимательства, выполняющая координационные и посреднические функции как между специалистами, так и между предприятиями, университетами, архивами и другими общественными институтами. И, наконец, в 1994 г. в Брюсселе была основана Ассоциация содействия архивам частных компаний (Association pour la Valorisation des Archives d'Entreprises).

     В 1976 г. в ФРГ было образовано Общество по истории предпринимательства (Gesellschaft für Unternehmensgeschichte), которое стало издавать периодический журнал-ежегодник. В настоящий момент в рамках Общества функционируют четыре рабочие группы: по банковской истории, истории бизнеса в нацистский период, по истории страхового дела, транспорта и других видов сообщений. В 1989 г. на свет появилась еще одна организация – Немецкая ассоциация критической истории предпринимательства (Arbeitskreis fürkritische Unternehmens- und Industriegeschichte - AKKU). В течение 10 лет AKKU ежегодно собиралась на конференции, на которых обсуждались не только актуальные проблемы истории бизнеса, но и вопросы, связанные с определением предмета дисциплины, а также ее соотношение с другими пограничными отраслями знания.

     В Италии процесс институализации  берет начало в 1983 г., когда была создана Ассоциация истории и исследований предприятий (Associazione di Storia e Studi sull'Impresa - ASSI). В 1992 г. она была преобразована в фонд, который получил поддержку таких крупных концернов, как "Фиат", "Монтедисон" и "Фрателли Диогварди". В качестве спонсора фонда выступила также Миланская торговая палата. ASSI определила для себя 4 главных направления деятельности.

     Во-первых, это организация семинаров и  научно-практических конференций. С 1985 г. проводятся ежегодные встречи, именуемые "Международная неделя по истории предпринимательства", которые охватывают широкий спектр проблем по технологии, финансированию, структуре и др. Во-вторых, ASSI занимается издательской деятельностью. Под ее эгидой выходят два периодических издания: "Ежегодник по истории предприятий" и "Архивы и предприятия". Помимо этого ASSI является одним из учредителей и спонсоров журнала по экономической и предпринимательской истории - "Industrial and Corporate Change". Она также издает научные монографии. Одной из последних работ фонда стала книга А.Чандлера. В-третьих, ASSI является координатором важнейших исследовательских проектов, проводимых национальным исследовательским советом (CNR). И, наконец, ASSI поддерживает ряд образовательных программ по истории бизнеса как для выпускников университетов, так и для преподавателей высшей школы. Словом, фонд сделал очень много для того, чтобы история предпринимательства пустила глубокие корни в Италии. В последние десятилетия XX в. новая дисциплина активно развивалась в Голландии.

     Университет Эразма в Роттердаме стал первым в  Голландии среди тех, кто организовал у себя в 1984 г. специализированный центр - "Centrum voor Dedrijfsgeschiedenis" (CBG). За ним последовал университет Утрехта. В настоящее время в Голландии действует несколько организаций. Среди них: Фонд содействия истории предпринимательства, организующий семинары, и Национальная ассоциация, объединяющая более 100 специалистов.

     В других странах Западной Европы (Франция, Финляндия, Португалия, Греция, Венгрия) история предпринимательства также переживает период бурного развития, однако там процесс институализации зашел не так далеко, как в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и Голландии. Например, во Франции специалисты пока еще не объединились в какое-либо сообщество, однако с 1992 г. в стране выходит специализированный журнал - "Enterprise et Histoire". Многие французские бизнес-историки имеют спонсорскую поддержку со стороны заинтересованных коммерческих структур. При этом особенно бурно развивается банковская проблематика. Что касается Венгрии, то в 1995 г. в Будапеште был создан Центр исследований по истории бизнеса при Отделении экономической истории, который сразу же стал активно развивать международное сотрудничество.

     В остальных странах в последние  десятилетия заметно возросло общее  количество трудов и публикаций по теме.

     В настоящее время процесс европейской  научной интеграции имеет глубокие корни.

     Историки  объединили свои усилия в поощрении фундаментальных исследований по новой дисциплине на разных уровнях. Каждый год проводятся двусторонние семинары и коллоквиумы, организуемые всеми без исключения перечисленными мною выше центрами. Более того, установлен тесный контакт и с научными учреждениями США и Японии. В октябре 1994 г. произошло, пожалуй, самое главное событие. По инициативе Центра (CBG) при университете Эразма в Роттердаме состоялась международная конференция, на которой было объявлено об образовании Европейской ассоциации истории бизнеса (EBHA). Главной целью нового научного сообщества стала поддержка исследований в этой области знания. Одновременно Ассоциация преследует и образовательные цели, взяв на себя задачу обучения и расширения круга специалистов по дисциплине «эволюция предпринимательства». EBHA собирается на конференции раз в два года, осенью 2001 г. в Осло состоялась пятая встреча.

     Завершая  рассказ о мировом процессе институализации  «эволюции теории предпринимательства», вернемся к проблеме теоретико-методологической базы исследования. Во второй половине XX в. специалисты США хотя и сохранили за собой научный приоритет, однако европейцы сумели нарушить их монополию на идеи.

     В 1966 г. профессор университета Глазго П.Л.Пэйн потребовал от своих коллег, чтобы они отказались от представления о том, что теория предпринимательства ориентирована на изучение, прежде всего, отдельного предприятия. Он предложил рассматривать данную дисциплину как часть экономической истории, которая в качестве источников привлекает делопроизводственную документацию компаний и берет предпринимателя и фирму за отправную точку исследования. П.Л.Пэйн настаивал на том, что необходимо выходить за рамки предприятия и акцентировать внимание на регионе. В конечном итоге он дал определение теории предпринимательства как "корневому (или антропологическому - авт.) подходу к экономической истории".

     Не  во всем бесспорное заявление шотландского профессора свидетельствовало о том, что история предпринимательства все еще продолжала оставаться бедной родственницей экономической истории. Такое положение сохранялось на протяжении 60-70-х гг. В 1977 г. другой британский историк Б.Сапл дал добротное определение теории предпринимательства, которое уже провело границу между двумя родственными дисциплинами и обозначило важные различия в областях познания. По его мнению, которое разделялось далеко не всеми специалистами, история предпринимательства - это систематическое историческое исследование делового поведения, бизнес-структур и их политики, а также вытекающих из этого последствий для экономики страны в целом. Большинство же продолжало считать, что главное - это понять прошлое. Несмотря на существенный прогресс в осмыслении и объяснении предмета дисциплины, в мире науки все еще оставалось много скептиков.

     В 1979 г. известный британский историк экономики А.Милуорд выступил с пессимистическим заявлением о том, что старая добрая несложная история предпринимательства пришла к своему собственному концу, прожив недолгую, но полезную жизнь. На столь мрачное заключение его подтолкнуло то обстоятельство, что Гарвардские историки не сумели разместить предпринимателя на академической карте. Все дело в том, что существовавшие в то время экономические модели не стыковались в проводимых исследованиях с анализом предпринимательской деятельности. И, тем не менее, в Великобритании с А.Милуордом далеко не все согласились.

     Наоборот, разгорелись дискуссии, связанные  с концептуализацией истории предпринимательства. Все это происходило на фоне мощного всплеска эмпирических исследований как в Европе, так и в Америке. Многие специалисты были убеждены в том, что главные течения в экономической науке предлагают дочерней дисциплине широкий спектр исследовательского интереса.

     70-е  гг. стали следующей важной вехой  в развитии теоретико-методологической базы истории предпринимательства. В это время появилась так называемая новая институциональная экономика, которая выделилась из ортодоксальной экономической науки, дрейфовавшей в сторону крайней математизации исследовательских методик, что превращало ее в дисциплину для посвященных. Главными аналитическими инструментами нового направления в науке стали теории транзакционных издержек и игр. Основной целью неоинституциализма являлось объяснение общественных правил и социальных институтов во времени. По мнению современных западных специалистов, с появлением новой институциональной экономики история предпринимательства наконец-то обрела поистине полезный теоретический инструментарий. Необходимо при этом сказать, что немецкие историки до сих пор не спешат с признанием этого направления и все еще не готовы применять в своих работах предлагаемые им теоретические подходы. Что касается теории транзакционных издержек, то она помогала историку объяснить природу корпоративной организации фирмы и найти источники ее роста, равно как и определить границы фирмы. В настоящее время, опираясь на данную теорию, можно сформировать институциональную модель экономической деятельности, позволяющую ответить на вопрос, почему некоторые виды активности координируются компаниями, а не рынком.

     В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная  монография А.Чандлера "Видимая рука" (The Visible Hand). Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный им эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации. Его теория оказалась отличным инструментом для познания предпринимательской деятельности в историческую эпоху свободной конкуренции (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). Несмотря надовольно жесткую и продолжающуюся критику в его адрес, книга А.Чандлера открыла новые направления исследований, поскольку ориентировала историков на изучение эволюционного процесса в предпринимательстве. И в этом заключалась ее главная сила. Открытие, сделанное американским историком, в последние десятилетия XX в. определило развитие теории эволюции предпринимательства не только в США, но и в Европе и Японии. Он также внес существенный вклад в дело соединения таких дисциплин, как история предпринимательства и история технологии. "Видимая рука" А.Чандлера заслуженно была удостоена двух престижных наград: премий Пулитцера и Бэнкрофта.

Информация о работе Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли