Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен процесс эволюции предпринимательской мысли, история предпринимательства, его роль в экономике.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение понятия предпринимательства;

выявление сущности и субъектов предпринимательства;

выявление исторических аспектов развития и экономической ориентации предпринимательства в России.

Содержание

Введение 3

1. Происхождение и история предпринимательства 4

1.1. Предпринимательство, его роль и значение в экономике 4

1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства 9

Глава 2. Эволюция теории предпринимательства в мире 13

2.1. Эволюция предпринимательства за рубежом 13

2.2. Эволюция предпринимательства в России 29

Глава 3. Роль государства в эволюции теории предпринимательства 34

3.1. Государство в предпринимательском процессе 34

3.2. Функции государства в предпринимательском процессе 40

3.3. Проблемы предпринимательства 43

Заключение 46

Библиография 48

Работа содержит 1 файл

Реферат по предмету экономика.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Он  отмечал рисковую деятельность таких  людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

     Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим  образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель  перемещает  экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой  производительностью  и результативностью».  Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.

     В конце XIX века произошло разделение  понятий  «предприниматель»  и «собственник  на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического  развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации

     факторов  производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.

     В понятие «осуществление новых комбинаций»  Шумпетер вкладывает следующие элементы:

     1. Создание новых благ или новых их качеств.

     2. Внедрение  новых  технологий  или использование имеющихся  технологий, но новым образом.

     3. Освоение новых рынков.

     4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.

     5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

     Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта  и Фон Тюнена.  Их  заслуга  заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали  предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

     умение  организовать и управлять производством;

     инициативная, новаторская деятельность;

     рисковая  деятельность;

     Наиболее  полное  современное  определение  предпринимательства  дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так: «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов

     собственности, направленная на создание экономических  и  организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».

     Таким образом, основными чертами предпринимательства  являются:

     1. Инициативная деятельность.

     2. Новаторская деятельность.

     3. Деятельность по организации  и управлению производством.

     4. Рисковая деятельность.

     5. Получение предпринимательского дохода.

     В процессе изложения материала многими  авторами осуществляется отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает  решений. Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.

     Кто такой предприниматель? Что такое  предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В Приложении №1 приводится история развития самого термина «предприниматель», или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского происхождения и буквально означает «посредник»).

     Один  из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной.

     Именно  торговец рисковал своей жизнью, отправляясь  в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться лишь остатком.

     В средние века термин «антрепренер»  употреблялся в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных проектов.

     Руководитель  такого проекта ничем не рисковал — он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы.

     Такими  «предпринимателями» в средние  века были, как правило, духовные лица, поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строитель

но-архитектурных  проектов - возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей.

     В современном понятии дается следующее  определение предпринимателя: «Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь ответственности и риска, на  инновационную,  инициативную  деятельность путем особого соединения факторов производства».

     Какими  чертами, качествами должен обладать предприниматель?

     1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

     2. Умением  генерировать  идеи,  превращать  их в новые технологии с целью получения дохода.

     3. Оперативно оценивать все формы  инноваций.

     4. Не бояться рисковать, уметь  управлять риском, быть готовым  принять ответственность.

     Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах.

     Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс

         

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эволюция теории предпринимательства  в мире 

2.1. Эволюция предпринимательства за рубежом 

     Теория  предпринимательства как научная  дисциплина имеет общие корни  с экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения. В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с публикаций автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история бизнеса приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в. США стали мировым лидером в длительном процессе становления новой отрасли знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History Review", на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и производственной деятельности бизнесменов в обществе. В 1927 г. американский историк Н.С.В.Грас возглавил первую кафедру истории бизнеса в Гарвардском университете. Объединенные усилия журнала и нового структурного подразделения внесли не только важную лепту в определение предмета и в расширение рамок исследований, но и в процесс дальнейшей институализации теории предпринимательства, результатом которого стало рождение Гарвардской школы. Журнал и кафедра явились своеобразным прологом к учреждению Центра по изучению истории предпринимательства (Center for Business History) при Гарвардском университете.

     Это событие произошло в 1948 г. Крупнейший австрийский экономист Й.А.Шумпетер, с 1932 г. и до конца жизни постоянно работавший на должности профессора в ведущем американском университете, и его коллега историк А.Коул стали основателями первого в мире специализированного научного центра. Его создание послужило отличным стимулом для многих специалистов. С 1950 г. в рамках направления теории предпринимательства появились исследования, посвященные изучению истории крупных фирм, отраслей производства, а также мелкого бизнеса, которые до сих пор остаются главными темами.

     Во  второй половине XX в. организационное  оформление новой отрасли знания в США получило дальнейшее развитие. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса (American Business History Conference) ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира. Одновременно с этим Американская конференция издает специализированные журналы: в 2000 г. на смену широко известному периодическому органу "Предпринимательская и экономическая история" (Business and Economic History) пришел новый международный журнал "Предприятие и общество" (Enterprise and Society). В настоящее время в США параллельно с этой авторитетной организацией работают еще две: Общество экономической и предпринимательской истории (Economic and Business Historical Society) и Центр по истории бизнеса, технологии и общества Музея Хагли (Hagley Museum). Они также каждый год созывают конференции, посвященные актуальным проблемам истории предпринимательства в Америке, Европе и на Востоке. Музей Хагли и его библиотека являются одним из крупнейших в США независимых исследовательских центров. Богатейшая коллекция книг по истории экономики, бизнеса, технологии, индустриализации и многим другим аспектам делает это учреждение привлекательным для специалистов.

     Существуют  важные вехи и в развитии теоретико-методологической базы теории предпринимательства. В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца Р.Коуза "Природа фирмы" (The Nature of the Firm), которой суждено было сыграть важную роль в разработке теории фирм. Автор существенно изменил господствующие представления о ней и о мультинациональных корпорациях, поскольку провел четкую границу между рынком и фирмой. Р.Коуз рассматривал их как альтернативные структуры. В конечном итоге он определил, как наилучшим образом экономить на том, что позже войдет в науку под названием "трансакционные издержки". 
 

     Благодаря его работе предпринимательская  функция, доселе недооцененнаяэкономистами, была поставлена на важное место в экономической системе.

     Другой  еще более заметной вехой в  развитии теоретико-методологической базы является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить.

     Знаменитая "концепция Новатора" поставила в свое время теорию эволюции предпринимательства на прочный фундамент. Суть ее заключалась в том, что в модель экономической системы, главной чертой которой являлось достижение и поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию. Она, по мнению Й.Шумпетера, осуществлялась Новатором, стремившимся получить бóльшую прибыль. В достижении этой цели на помощь предпринимателю приходил банкир, который предоставлял необходимые кредиты и одновременно с этим обеспечивал Новатору возможность действовать.

     Рубеж 50-60-х гг. XX столетия ознаменовался  завершением "младенческого" периода развития теории предпринимательства, главной характерной чертой которой являлась описательность. С одной стороны, многочисленные эмпирические работы, накопившие огромный фактический материал, неизбежно подводили историков к необходимости концептуализации дисциплины с учетом новейших достижений социально-экономических исследований. С другой стороны, в 60-е гг. бихевиористские теории, господствовавшие в истории предпринимательства, на тот момент уже исчерпали себя и перестали удовлетворять специалистов, поскольку делали акцент на анализ менеджерского поведения, а не предпринимательского.

     Некогда основательная концепция Новатора в представлении ученых имела  слишком узкие границы как для реконструкции, так и для интерпретации явлений прошлого.

     К тому же, именно на рубеже 50-60-х гг. появились  теории корпоративного менеджмента. Всеобщее признание получили школы "человеческих отношений" и "организационного поведения", а также теории лидерства и стилей руководства. 
 
 

     Время поставило перед историками непростую  задачу: путем разработки новых теорий преодолеть описательность и статику, изначально присущую теории предпринимательства, и тем самым обрести статус подлинной научной дисциплины.

     В 1959 г. была опубликована фундаментальная  монография Э.Пенроуз "Теория роста фирмы". Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет спустя книга была переиздана. Автор наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению, она является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные преимущества на рынке. Пенроуз доказала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.

Информация о работе Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли