Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:46, реферат
В данной работе будет рассмотрен процесс эволюции предпринимательской мысли, история предпринимательства, его роль в экономике.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
рассмотрение понятия предпринимательства;
выявление сущности и субъектов предпринимательства;
выявление исторических аспектов развития и экономической ориентации предпринимательства в России.
Введение 3
1. Происхождение и история предпринимательства 4
1.1. Предпринимательство, его роль и значение в экономике 4
1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства 9
Глава 2. Эволюция теории предпринимательства в мире 13
2.1. Эволюция предпринимательства за рубежом 13
2.2. Эволюция предпринимательства в России 29
Глава 3. Роль государства в эволюции теории предпринимательства 34
3.1. Государство в предпринимательском процессе 34
3.2. Функции государства в предпринимательском процессе 40
3.3. Проблемы предпринимательства 43
Заключение 46
Библиография 48
Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации
факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.
В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
умение организовать и управлять производством;
инициативная, новаторская деятельность;
рисковая деятельность;
Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так: «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов
собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».
Таким
образом, основными чертами
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации и управлению производством.
4. Рисковая деятельность.
5. Получение предпринимательского дохода.
В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.
Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В Приложении №1 приводится история развития самого термина «предприниматель», или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского происхождения и буквально означает «посредник»).
Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной.
Именно торговец рисковал своей жизнью, отправляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться лишь остатком.
В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных проектов.
Руководитель такого проекта ничем не рисковал — он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы.
Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица, поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строитель
но-архитектурных проектов - возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей.
В современном понятии дается следующее определение предпринимателя: «Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную деятельность путем особого соединения факторов производства».
Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?
1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода.
3.
Оперативно оценивать все
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять ответственность.
Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах.
Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс
Глава
2. Эволюция теории предпринимательства
в мире
2.1.
Эволюция предпринимательства
за рубежом
Теория
предпринимательства как
Это
событие произошло в 1948 г. Крупнейший
австрийский экономист Й.А.
Во второй половине XX в. организационное оформление новой отрасли знания в США получило дальнейшее развитие. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса (American Business History Conference) ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира. Одновременно с этим Американская конференция издает специализированные журналы: в 2000 г. на смену широко известному периодическому органу "Предпринимательская и экономическая история" (Business and Economic History) пришел новый международный журнал "Предприятие и общество" (Enterprise and Society). В настоящее время в США параллельно с этой авторитетной организацией работают еще две: Общество экономической и предпринимательской истории (Economic and Business Historical Society) и Центр по истории бизнеса, технологии и общества Музея Хагли (Hagley Museum). Они также каждый год созывают конференции, посвященные актуальным проблемам истории предпринимательства в Америке, Европе и на Востоке. Музей Хагли и его библиотека являются одним из крупнейших в США независимых исследовательских центров. Богатейшая коллекция книг по истории экономики, бизнеса, технологии, индустриализации и многим другим аспектам делает это учреждение привлекательным для специалистов.
Существуют
важные вехи и в развитии теоретико-методологической
базы теории предпринимательства. В 1937
г. была опубликована небольшая статья
американца Р.Коуза "Природа фирмы"
(The Nature of the Firm), которой суждено было сыграть
важную роль в разработке теории фирм.
Автор существенно изменил господствующие
представления о ней и о мультинациональных
корпорациях, поскольку провел четкую
границу между рынком и фирмой. Р.Коуз
рассматривал их как альтернативные структуры.
В конечном итоге он определил, как наилучшим
образом экономить на том, что позже войдет
в науку под названием "трансакционные
издержки".
Благодаря его работе предпринимательская функция, доселе недооцененнаяэкономистами, была поставлена на важное место в экономической системе.
Другой еще более заметной вехой в развитии теоретико-методологической базы является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить.
Знаменитая "концепция Новатора" поставила в свое время теорию эволюции предпринимательства на прочный фундамент. Суть ее заключалась в том, что в модель экономической системы, главной чертой которой являлось достижение и поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию. Она, по мнению Й.Шумпетера, осуществлялась Новатором, стремившимся получить бóльшую прибыль. В достижении этой цели на помощь предпринимателю приходил банкир, который предоставлял необходимые кредиты и одновременно с этим обеспечивал Новатору возможность действовать.
Рубеж 50-60-х гг. XX столетия ознаменовался завершением "младенческого" периода развития теории предпринимательства, главной характерной чертой которой являлась описательность. С одной стороны, многочисленные эмпирические работы, накопившие огромный фактический материал, неизбежно подводили историков к необходимости концептуализации дисциплины с учетом новейших достижений социально-экономических исследований. С другой стороны, в 60-е гг. бихевиористские теории, господствовавшие в истории предпринимательства, на тот момент уже исчерпали себя и перестали удовлетворять специалистов, поскольку делали акцент на анализ менеджерского поведения, а не предпринимательского.
Некогда
основательная концепция
К
тому же, именно на рубеже 50-60-х гг. появились
теории корпоративного менеджмента. Всеобщее
признание получили школы "человеческих
отношений" и "организационного поведения",
а также теории лидерства и стилей руководства.
Время поставило перед историками непростую задачу: путем разработки новых теорий преодолеть описательность и статику, изначально присущую теории предпринимательства, и тем самым обрести статус подлинной научной дисциплины.
В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э.Пенроуз "Теория роста фирмы". Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет спустя книга была переиздана. Автор наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению, она является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные преимущества на рынке. Пенроуз доказала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.
Информация о работе Эволюция понятия «Предпринимательство» в истории экономической мысли