Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:53, реферат
Сегодня большие возможности для предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. В данной работе я опишу наиболее часто используемые на Западе и развивающиеся у нас в стране финансовые инструменты – экспортный факторинг и форфейтинг.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Факторинг…………………………………………………………………….4
Понятие и сущность экспортного факторинга………………………...4
Виды и типы факторинговых операций………………………………..7
Факторинг во внешнеэкономической деятельности………………….11
Выгоды участников факторингового соглашения……………………15
2 Форфейтинг…………………………………………………………………19
2.1 Понятие и сущность форфейтинга…………………………………….19
2.2 Участники, объекты и инструменты форфейтинга…………………..20
2.3 Основные направления развития форфейтинга………………………23
2.4 Техника совершения форфейтинговой сделки……………………….26
2.5 Основные характеристики форфейтинговых операций……………...33
3 Сравнительная характеристика, проблемы и перспективы развития факторинга и форфейтинга в России и за рубежом………………………..36
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
-Простота и быстрота оформления документации;
-Возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке;
-Возможность воспользоваться кредитной линией в банке.
Недостатки для импортера:
-Уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией;
-Необходимость платить комиссию за гарантию;
-Более высокая маржа форфейтера;
-Возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.
Преимущества для форфейтера:
-Простота и быстрота оформления документации;
-Возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке;
-Более высокая маржа, чем при операциях кредитования.
Недостатки для форфейтера:
-Отсутствие права регресса в случае неуплаты долга;
-Необходимость знания вексельного законодательства страны импортера;
-Ответственность за проверку кредитоспособности гаранта;
-Необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей;
-Невозможность совершить платеж раньше срока.
Преимущества для гаранта:
-Простота оформления сделки;
-Получение комиссии за свои услуги.
Недостаток для гаранта:
Он один, но очень важный, и заключается в том, что гарант принимает на себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя [14].
3 Сравнительная характеристика, проблемы и перспективы развития факторинга и форфейтинга в России и за рубежом
Итак, давайте дадим сравнительную характеристику факторинга и форфейтинга, представленной в таблице 1, и сделаем вывод о том, что лучше - факторинг или форфейтинг [11].
Таблица 1 – Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга
ФАКТОРИНГ |
ФОРФЕЙТИНГ |
1. Объект операции - преимущественно счет-фактура. |
1. Объект операции - преимущественно
вексель (простой или |
2. Краткосрочное кредитование (до 180 дней). |
2. Среднесрочное кредитование (от 180 дней до 10 лет). |
3. Сумма кредита ограничена возможностями фактора. |
3. Сумма кредита может
быть достаточно высокой в
следствии возможности |
4. Фактор авансирует оборотный
капитал кредитора 70-90% суммы долга.
Остальные 10-30% поступают на счет
кредитора только после |
4. Форфейтер выплачивает
сумму долга полностью за |
5. Фактор или оставляет за собой право регресса к кредитору или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер. |
5. Форфейтер несет все риски неоплаты долга включая политические и валютные риски при экспорте товаров. |
6. Операция может быть
дополнена элементами |
6. Не предполагает какого-либо дополнительного обслуживания. |
7. Возможность перепродажи
факторингового актива |
7. Предусматривается возможность
перепродажи форфейтером |
8. Не требуется поручительства от третьего лица. |
8. Требуется гарантия третьего лица или аваль. |
9. Предполагает кредитование под уже существующее денежное требование, или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное в договоре финансирования под уступку денежного требования. |
9. Возможно кредитование под уступку финансового векселя, выпущенного с целью аккумуляции средств, для реализации иных целей не ограниченных торговыми. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что оба метода кредитования по-своему уникальны и востребованы экономиками разных стран.
Целесообразность использования факторингового или форфейтингового метода определяется целью, которую преследует кредитор (продавец, экспортер).
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Этот метод еще более интересен для этих предприятий, так как дополняется элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента), что дает возможность клиентам сосредоточиться на производстве и экономить на издержках по оплате труда. Наиболее популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей. Идеальная среда для использования факторинга — торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании. Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга — это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них — производители алкогольной продукции. Одна из причин того, что факторинг особенно востребован в пищевой отрасли, заключается в том, что там наиболее сильны позиции зарубежного бизнеса — как производителей, так и торговых компаний [15].
Форфейтинг наиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов. Развивая форфейтинговые операции, банки способствуют расширению международной торговли, более полной реализации экспортных возможностей предприятий. Для банков преимущества форфейтинговых операций заключаются в относительной простоте документального оформления и высокой доходности. Важное условие для развития форфейтинга — длинный горизонт планирования. Если бизнес способен представить, что будет через пять лет или хотя бы через три года,— тогда форфейтинг может быть интересен. А инструменты для тех, кто глядит далеко вперед, будут интересны рынку тогда, когда власть создаст спокойные условия для работы и предприятий-импортеров, и банков, а также процедуру, которая обеспечивала бы скорейший доступ к ресурсам международного форфейтингового рынка для предприятий. Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ю.А. Кувшинова «Этапы развития факторинга: история и современность» //Финансы и кредит – 2004.-№30
2. Б.З. Гвоздеев. Факторинг. - М. : ЭКМОС, 2000. - 160 с. - ISBN 5-88128-046
3. Банковское дело (учебник) под ред. Г.Г. Коробовой, 2005.
4. Хромов М.Ю. «Дебиторка. Возврат, управление, факторинг.» – СПб. Питер, 2008. – 354 с.
5. Носкова И.А. Международные кредитно-валютный отношения. М.: Банки и биржи, 2003
6. А. Минеев «Операции факторинга. Мировой опыт и российская практика» //Финансовый бизнес– 1996.-№11(37)
7. Факторинг: новые горизонты развития // Действующие лица, 2004, №11-12
8. В.М. Савельев «Факторинг- форма обслуживания малого и среднего бизнеса» //Финансы– 2004.-№2
9. Ранних Н.А. Форфейтинг: перспективы и проблемы// Методологический журнал Международные банковские операции, 2005, №4.
10. Гуманков К. Сделка вне закона// Финанс, 2005, №35 (125)
11. Агеева Е. Форфейтинговые операции для российских операций и банков// Рынок ценных бумаг, 2004 г, №33 (407)
12. Лаврушин О.И., Молчанов Л.В. и др. Банковская система России. Настольная книга банкира. Лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции банков. – М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «Дока», 1995 г.
13. Крупинина Т. Кредит для дальнозорких// Бизнес, 2005, №6.
14. Данилова Ю. Посредник кредитам не помеха// Континент Сибирь региональная деловая газета, 2004, №33 (407).
15. Букато В.И., Головин Ю.В. и др. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
16. Банковское дело, 2006, № 7
17. raexpert.ru – Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»
18. www. RBP.ru
19. www.forfaiting.ru
20. www.finansmag.ru
21. www.rcb.ru