Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:53, реферат
Сегодня большие возможности для предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. В данной работе я опишу наиболее часто используемые на Западе и развивающиеся у нас в стране финансовые инструменты – экспортный факторинг и форфейтинг.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Факторинг…………………………………………………………………….4
Понятие и сущность экспортного факторинга………………………...4
Виды и типы факторинговых операций………………………………..7
Факторинг во внешнеэкономической деятельности………………….11
Выгоды участников факторингового соглашения……………………15
2 Форфейтинг…………………………………………………………………19
2.1 Понятие и сущность форфейтинга…………………………………….19
2.2 Участники, объекты и инструменты форфейтинга…………………..20
2.3 Основные направления развития форфейтинга………………………23
2.4 Техника совершения форфейтинговой сделки……………………….26
2.5 Основные характеристики форфейтинговых операций……………...33
3 Сравнительная характеристика, проблемы и перспективы развития факторинга и форфейтинга в России и за рубежом………………………..36
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Факультет управления и бизнес - технологий
Кафедра «Экономика и менеджмент»
РЕФЕРАТ
Экспортный факторинг. Форфейтинг
Руководитель __________ Лихачева Т.П.
Студент УБ 07-01 __________ Семенов Е.А.
Красноярск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Факторинг………………………………………………………
2 Форфейтинг……………………………………………………
2.1 Понятие и сущность форфейтинга…………………………………….19
2.2 Участники, объекты и
инструменты форфейтинга…………………
2.3 Основные направления
развития форфейтинга………………………
2.4 Техника совершения
2.5 Основные характеристики
форфейтинговых операций……………..
3 Сравнительная характеристика, проблемы
и перспективы развития
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..40
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большие возможности для предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. В данной работе я опишу наиболее часто используемые на Западе и развивающиеся у нас в стране финансовые инструменты – экспортный факторинг и форфейтинг.
При согласовании экспортных
поставок самым частым источником проблем
является дефицит денежных ресурсов
у покупателя. Особенно это характерно
для экспорта в развивающиеся
или нестабильные страны, такие, например,
как Россия. Именно по этой причине
разнообразные механизмы
В процессе своей деятельности многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как недостаточная капиталовооруженность, растущие риски кредитования, высокая дебиторская задолженность, рост неплатежей, указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.
Справиться с этими трудностями можно, прибегнув к одним из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленным к современным процессам развития экономики - факторингу и форфейтингу. Основной цель настоящей работы является сравнение этих двух видов кредитования, понятие сущности форфейтинга и факторинга, изучение технологии их осуществления, рассмотрение особенностей их использования и выявление проблем и перспектив развития в России.
Источником фактического материала для анализа послужили официальные документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в периодической печати.
1 Экспортный факторинг
1.1 Понятие и сущность экспортного факторинга
Факторинг давно и широко пользуется в международной практике, где он возник как операция торговых посредников, а позднее – торговых банков еще в XIII - XVI веках. Специализация банковского дела, кредитных учреждений, привела к тому, что факторинговые компании последовательно развивали посреднические функции и довели их до комплексной системы торгово-посреднического обслуживания клиентов.
В начале двадцатого столетия факторинговые операции получили развитие в США, прежде всего при обслуживании текстильной промышленности, а несколько позже – мебельной и бумажной промышленности, предприятий по пошиву одежды, производству электроприборов.В 60-е годы нашего столетия факторинг стал достоянием практики и в Европе, где пионерами в этой области стали банки Англии [1].
Факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную.
В то же время вексельная форма расчетов не гарантировала своевременное получение средств. Проблема управления дебиторской задолженностью приобрела для поставщика особое значение, что и повлекло за собой развитие факторинга.
В общем виде факторинг можно охарактеризовать как процесс переуступки факторинговой компании (банку) неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), которые возникают между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита в соединении с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика. Иначе говоря, в основе факторинговой (факторской) операции лежит покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию (оказанную услугу) и передача банку права требования платежа с покупателя продукции (услуги). Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
В факторинговых операциях
берут участие три стороны:
1.Факторинговая компания (отдел банка)
– специализированная организация, которая
покупает счета у клиентов.
2.Клиент (поставщик товара, кредитор) –
предприятие, которое заключило договор
с факторинговой компанией.
3. Предприятие (заёмщик) – фирма-покупатель
товара.
1 - заключение внешнеторгового соглашения; 2 - поставка товара покупателю; 3 - передача долговых требований фактор-фирме; 4 - оплата части стоимости сделки (80-90%); 5 - поступление денежных средств от покупателя; 6 - выплата остатка за вычетом вознаграждения (7).
Рисунок 1 – Схема факторинговой операции
Говоря конкретно об экспортном факторинге, можно сказать, что он представляет собой авансирование клиентов-экспортеров со стороны фактор-компаний под будущую выручку от экспорта при одновременном предоставлении клиенту полной гарантии от валютного и кредитного рисков.
Экспортный факторинг включает в себя: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней; проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства за рубежом; эффективно собрать задолженность.
Экспортный факторинг – специфическая услуга, обеспечивающая возможность осуществлять экспортную торговлю на условиях открытого кредита с гарантией риска, причем инкассирование реализуется через многообразные международные сети факторинговых компаний. При этом валютные риски тоже покрываются. Подобный факторинг помогает избежать многих расходов. Так, с его помощью реально устранить потери по «плохим» долгам для тех, которые приняты факторинговой компанией. Факторинг позволяет не тратить средства на услуги агентств по кредитам, ведение кредитной документации и т.д.; При внедрении факторинга в практику снижаются затраты на заработную плату, так как ведение бухгалтерии ложится на факторинговую компанию.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования
в форме предварительной
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; 3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика
от кредитного риска. Вместе
с тем в ряде стран к
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
-предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
-предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
-строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
-предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
-предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик
должен производить товары или оказывать
услуги высокого качества, иметь перспективы
быстрого расширения производства и
увеличения прибыли (только в этом случае
предприятию будет выгодно
1.2 Виды и типы факторинговых операций
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются как:
Внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные;
Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.
Закрытый или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинговыми операциями занимаются специальные факторские компании, которые тесно связаны с банками либо являются их дочерними филиалами [2].
Факторинговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. До заключения договора фирма анализирует финансовое положение поставщика и его дебиторов. В целях снижения риска по факторинговым операциям поставщик должен: производить продукцию и услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; иметь устойчивые темпы роста производства; иметь твердо установленные условия продажи производимой продукции.
Соглашение о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного года до четырех лет, и его действие может быть прекращено по следующим причинам:
- по взаимному согласию сторон;
- по желанию поставщика (с уведомлением компании за определенный в соглашении промежуток времени);
- по желанию компании (с уведомлением поставщика за определенный в соглашении промежуток времени);
- из-за фактической или ожидаемой неплатежеспособности поставщика.
В факторинговом соглашении
оговариваются права и
Существуют несколько типов факторишовых соглашений: