Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрим аудиторскую деятельность, призванную анализировать состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии, выявлять скрытые резервы роста, оценивать полноту, правдивость, реальность и достоверность бухгалтерского баланса и прочих отчетных документов предприятия.

Актуальность темы. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Содержание

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов..................................................................................................4


1.1. Понятия и функции аудиторских фирм и аудиторов....................................4


1.2. Цели и задачи аудиторских фирм и аудиторов.............................................8

1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.................18

Глава 2. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.........23

2.1. Права аудиторских фирм и аудиторов.........................................................23


2.2. Обязанности аудиторских фирм и аудиторов..............................................24

Глава 3. Государственный контроль и ответственность аудиторов и аудиторских фирм...............................................................................................25

3.1. Государственный контроль за аудиторской деятельностью......................25


3.2. Ответственность аудиторов...........................................................................30

Заключение...................................................................................................32

Приложения....................................................................................................34

Список использованной литературы...........................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

     2.2. Обязанности аудиторских  фирм и аудиторов 

     Обязанности аудиторов. Рассматривая обязанности аудиторов, следует иметь в виду, что они проводят финансовый контроль, и в их функции не входит налоговый контроль, а также контроль за формированием и использованием фондов социального страхования и обеспечения и других внебюджетных фондов. Вместе с тем, те ошибки в налогообложении и в расчетах с внебюджетными фондами, которые выявлены по данным бухгалтерского учета и которые привели к искажению отчетности, несомненно, должны быть показаны заказчику и в случае их неисправления отражены в аудиторском заключении.

     Аудиторы  обязаны: а) предоставлять заказчику информацию о тех законодательных, инструктивных и иных материалах, которые, подтверждают правильность выводов аудиторов о наличии искажений; б) неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ при осуществлении аудиторской деятельности; в) немедленно сообщать заказчику или государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку, о невозможности дальнейшего участия в ней в случае отсутствия соответствующей лицензии, при появлении причин, не позволяющих проводить проверку, а также о необходимости привлечения дополнительных аудиторов; г) квалифицированно проводить аудиторские проверки и оказывать иные аудиторские услуги; д) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника проверяемого экономического субъекта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.

     Глава 3. Государственный  контроль и ответственность  аудиторов и аудиторских  фирм  
 
3.1. Государственный контроль за аудиторской деятельностью

     В целях повышения эффективности  деятельности предприятий и организаций  в условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации создана система органов контроля.

     Высшим  органом финансово-экономического контроля является Контрольная палата Российской Федерации, образуемая законодательным органом страны и действующая под его руководством. Для . обсуждения вопросов планирования и организации работы, методологии контрольной деятельности, подготовки отчетов и информации создается совет Контрольной палаты. Он имеет право при вскрытии злоупотреблений передавать материалы в правоохранительные органы, ставить вопрос перед собственниками предприятий о привлечении к ответственности должностных лиц, производить денежные начеты на должностных лиц в размере нанесенного ими государству ущерба (но не более трехмесячного должностного оклада). В функции Контрольной палаты входит:

  • осуществление контроля за состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления;
  • проведение финансовых ревизий, проверок и обследований с привлечением квалифицированных специалистов из других организаций;
  • координирование деятельности контрольных органов, осуществляющих финансово-экономический контроль;
  • вынесение администрации проверяемых предприятий обязательных для исполнения указаний об устранении в установленные сроки выявленных нарушений и внесении в бюджет недоплаченных сумм.

     Другие  органы контроля действуют в соответствии с предоставленными им полномочиями.

     Развитие  межотраслевых концернов, ассоциаций, объединений, арендных, акционерных, совместных предприятий, коммерческих банков, малых предприятий, кооперативов потребовало перестройки контроля адекватно рыночным методам хозяйствования. В связи с этим в России создана аудиторская служба, руководство которой осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и региональные палаты аудиторов. Аудиторская палата — независимый контролирующий орган, действующий на основе самоокупаемости и самофинансирования. Средства палаты состоят из вступительных и членских взносов; доходов от приема экзаменов у аудиторов и выдачи им лицензий на право осуществления аудиторской деятельности; доходов от преподавательской, информационной и издательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений.

     Средства  палаты направляются на обеспечение  ее деятельности, а также на создание фондов, предназначенных для выполнения уставных задач палаты, материального поощрения и др. Аудиторские фирмы строят свои взаимоотношения с палатой и заказчиками на договорной хозрасчетной основе.

     Аудиторская палата осуществляет организационное и методическое руководство аудитом, координацию и контроль аудиторской деятельности. На нее возлагаются следующие функции:

  • учет аудиторских организаций (аудиторов);
  • разработка методических рекомендаций по осуществлению аудита и координация аудиторской деятельности;
  • разработка и совершенствование квалификационных требований к аудиторам и порядка занятия аудиторской деятельностью, а также организация и проведение экзаменов, аттестация аудиторов и выдача им квалификационных удостоверений (лицензий);
  • изучение рынка аудиторских услуг и распространение опыта аудиторской деятельности;
  • разработка примерных тарифов на основные виды аудиторских услуг;
  • ежегодное составление и представление соответствующим органам сводного отчета об аудиторской деятельности в стране или республике (формы отчетности о работе аудиторов, сводного отчета об аудиторской деятельности и аудиторских заключений устанавливаются палатой по согласованию с Министерством финансов);
  • решение вопросов, связанных с лишением аудиторов квалификационных удостоверений (лицензий) и применением к ним других взысканий за некачественное проведение аудита;
  • контроль за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм, рассмотрение претензий к их деятельности, а также оперативное решение споров, возникающих между аудиторами и заказчиками;
  • проведение работы по повышению квалификации аудиторских кадров, разработка учебных программ и аудиторских экзаменов;

     решение других вопросов аудиторской деятельности, входящих в компетенцию палаты.                              

     Аудиторский  контроль  - независимый финансовый контроль, который могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные), которые  могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа.

     После получения лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм.

     Все услуги аудиторских организаций  платные. Как  правило,  отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская  проверка проводится на основе поручения  судебных органов при наличии  уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

     Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению  самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке  во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые  за счёт обязательных отчислений; благотворительные  фонды; предприятия, созданные в  форме открытого акционерного общества, независимо от числа 

     акционеров  и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие  в 

     уставном  фонде долю, принадлежащую иностранным  инвесторам.

     Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых  превышают критерии, установленные  Правительством.

     Обязательная  проверка может быть проведена и  по поручению государственных органов  – прокуратуры, казначейства, налоговой  службы и налоговой полиции. Уклонение  экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

     Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.  

    3.2. Ответственность  аудиторов 

     Ответственность аудиторов. Профессиональная ответственность аудитора перед заказчиком может возникнуть при неисполнении или ненадлежащем исполнении аудитором его обязанностей, если это привело к убыткам заказчика.

     Причины этого могут быть различны. Их можно  разделить на группы: 1 группа — исходя из принятого в гражданском праве  понятия неосторожной вины. Сюда можно  отнести пропуск ошибки или другого  искажения информации из-за невнимательности, неправильную оценку фактов вследствие недостаточной квалификации аудитора, неправильный подход к выборке, в  результате которого необоснованно  сужен охват контролируемой информации и сделаны неправильные выводы. 2 группа — исходя из принятого в  гражданском праве понятия умышленной вины — намеренное искажение результатов  проверки.

     При этом претензии к аудитору могут  возникнуть в том случае, если со стороны заказчика не было либо утаивания  информации, либо предоставления недостоверной  информации.

     Если  заказчик считает, что аудиторская  проверка проведена неквалифицированно, он должен обратиться в орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской  деятельности тому аудитору, который  его проверял, с заявлением о назначении проверки качества аудиторского заключения. Эта проверка проводится за счет средств  заказчика. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для заказчика или для государства, с аудитора могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию: а) понесенные убытки в полном объеме, б) расходы на проведение перепроверки, в) штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета РФ в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы.

     Орган, выдавший лицензию, может также назначить  проверку качества аудиторского заключения по собственной инициативе или по предложению прокурора. Такая проверка осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ.

     Ответственность аудитора может возникнуть и при  несоблюдении конфиденциальности информации. При нарушении конфиденциальности информации у аудиторской организации  может быть аннулирована лицензия, а если информация составляет коммерческую тайну, то может возникнуть уголовная  ответственность. В уголовном кодексе  не предусмотрена ответственность  за недонесение о совершенном  или готовящемся преступлении, поэтому  аудитор не несет ответственность  за не сообщение информации, полученной им в ходе проверки. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, нам удалось выяснить, что в  России создана соответствующая  правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.

           В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

      Мнение  о достоверности бухгалтерской  отчетности представляет собой оценку аудиторской организации, соответствия во всех существенных аспектах этой отчетности экономического субъекта нормативным  актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в РФ.

      Аудиторская организация обязана представить  аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные  сторонами сроки.

      К аудиторскому заключению прилагается  бухгалтерская отчетность экономического субъекта с пометкой аудитора (подпись  или специальный штамп аудиторской  фирмы).

      Датой подписания аудиторского заключения считается  дата, проставленная на нем при  его подписании. После этой даты прекращаются все исследования информационных материалов, и в аудиторское заключение нельзя внести ни одного изменения, не оговоренного с проверяемым экономическим субъектом.

      Аудиторская организация может нести ответственность  за выражение своего мнения в заключении о событиях, происшедших после  отчетной даты (на которую составлена бухгалтерская отчетность). Но по событиям, произошедшим после подписания заключения, аудиторская фирма ответственность  не несет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов