Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрим аудиторскую деятельность, призванную анализировать состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии, выявлять скрытые резервы роста, оценивать полноту, правдивость, реальность и достоверность бухгалтерского баланса и прочих отчетных документов предприятия.

Актуальность темы. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Содержание

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов..................................................................................................4


1.1. Понятия и функции аудиторских фирм и аудиторов....................................4


1.2. Цели и задачи аудиторских фирм и аудиторов.............................................8

1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.................18

Глава 2. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.........23

2.1. Права аудиторских фирм и аудиторов.........................................................23


2.2. Обязанности аудиторских фирм и аудиторов..............................................24

Глава 3. Государственный контроль и ответственность аудиторов и аудиторских фирм...............................................................................................25

3.1. Государственный контроль за аудиторской деятельностью......................25


3.2. Ответственность аудиторов...........................................................................30

Заключение...................................................................................................32

Приложения....................................................................................................34

Список использованной литературы...........................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

     Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в  структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему  аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

     Институтом  внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

     Внутренний  аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

     Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся  в штате предприятия и подчиненные  его руководству. Задачи внутреннего  аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

     Деятельность  внутреннего аудитора заключается  в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

     Эти функции включают:

  1. проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
  2. оценку экономичности и эффективности операций компании;
  3. проверку уровня достижений программных целей;
  4. подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

     Внутренний  аудит не только дает информацию о  деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

     В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские  группы при бухгалтериях крупных  предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

     Внутренний  аудит решает следующие задачи:

  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

     Внутренний  и внешний аудит дополняют  друг друга и в то же время существенно  отличаются.

     В приложении 2 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

     1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 

     В настоящее время в России формируется  пятиуровневая система нормативного регулирования аудита. 

     Уровень      Документы      Органы, принимающие документы
     I уровень      Федеральные законы, Кодексы, Указы      Федеральное собрание, Правительство, Государственная  Дума, Президент РФ
     II уровень      Постановления, Приказы      Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ
     III уровень      Федеральные правила и стандарты аудиторской  деятельности      Правительство РФ, Минфин РФ
     IV уровень      Внутренние  стандарты      Профессиональные  аудиторские объединения
     V уровень      Внутрифирменные стандарты      Аудиторские организации
 

     Первый  уровень — Федеральный закон  от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Закон установил понятие аудиторской  деятельности как предпринимательской  деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил  сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также  права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определено понятие  обязательного аудита и случаи его  проведения, установлены процедуры  аттестации и лицензирования аудиторов  и аудиторских организаций. Закон  дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил  ответственных за их разглашение, охарактеризовал  роль и значение стандартов аудиторской  деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов. Закон отменяет институт лицензирования аудиторской деятельности и вводит общие требования к предмету аудиторской деятельности и порядку  оказания аудиторских услуг. В частности, аудиторам прямо запрещено заниматься деятельностью, не указанной в Федеральном  законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ. В целях обеспечения  общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет  по аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании обязаны вступить в организации, минимальная численность которых  должна составить 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых  работают не менее трех аудиторов. Данным саморегулируемым организациям передаются контрольные функции по осуществлению  надзора за качеством работы аудиторов, по повышению их квалификации и по ведению реестра аудиторов и  аудиторских компаний.

     Государственное регулирование аудиторской  деятельности

     Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган, основными функциями которого являются (ст. 15 Закона N 307-ФЗ):

     - выработка государственной политики  и нормативно-правовое регулирование  в сфере аудиторской деятельности;

     - ведение государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов,  а также контрольного экземпляра  реестра аудиторов и аудиторских  организаций;

     - анализ состояния рынка аудиторских  услуг в РФ.

     При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской  деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской  деятельности и иных нормативных  правовых актов, регулирующих аудиторскую  деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению  внешнего контроля качества работы аудиторских  организаций, аудиторов.

     Закон N 307-ФЗ более детально прописывает  требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в  состав Совета включаются (п. 5 ст. 16 Закона N 307-ФЗ):

     - 10 представителей пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности;

     - 2 представителя уполномоченного федерального органа;

     - 1 представитель от федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности;

     - 1 представитель от федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и  надзору в сфере финансовых  рынков;

     - 1 представитель от Центрального  банка РФ;

     - 2 представителя от саморегулируемых  организаций аудиторов.

     С 1 января 2010 года оказание аудиторских  услуг лицами, не являющимися членами  одной из саморегулируемых организаций, запрещается. Переоформление лицензий на осуществление аудиторской деятельности, срок которых истек в период с 01.01.09 по 01.01.2010 г. не требуется.

     Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам  и аудиторским организациям:

     - наличие безупречной деловой  репутации;

     - доля уставного капитала организации,  принадлежащая аудиторам и (или)  аудиторским организациям, должна  быть не менее 51 процента.

     Численность аудиторов в аудиторской организации  должна составлять не менее трех человек ( ранее – не менее 5 человек). Индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного  аудита.

     Вводится  единый квалификационный аттестат аудитора. Для его получения требуется  стаж работы в сфере аудиторской  деятельности и бухгалтерского учета  не менее трех лет, причем 2 года необходимо отработать непосредственно в аудиторской  организации.

     К документам второго уровня относятся  также распоряжения Президента, постановления  Правительства РФ. 

     Третий  уровень системы нормативного регулирования  аудиторской деятельности представлен  Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. 

     Четвертый уровень — методики аудиторской  деятельности, регламентирующие порядок  осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским  заданиям. К этому же уровню относятся  внутренние стандарты, устанавливаемые  профессиональными аудиторскими объединениями  для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут  противоречить им. В настоящее  время такие стандарты пока не разработаны. 

     Пятый уровень — документы, необходимые  для реализации стандартов. Эти документы  должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных  и нормативных актов, международных  и отечественных стандартах и  должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. 

     Итоговым  документом разработанных внутрифирменных  стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте ли в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

     Глава 2. Права и обязанности  аудиторов и аудиторских  фирм

     2.1. Права аудиторских  фирм и аудиторов

     Выделяют 2 группы прав, которыми обладают аудиторы.

      1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют: Физические лица — аудиторы, которые прошли аттестацию. В случае, если они занимаются аудиторской деятельностью самостоятельно, получив аудиторскую лицензию, аудиторы должны иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя и должны быть включены в государственный реестр аудиторов.

     2. Права при взаимоотношениях с клиентом: 1) самостоятельно определять формы и методы проверки; 2) проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; 3) получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц; 4) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; 5) отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

     Аудиторы  не имеют права: 1. Заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской, и связанной с ней. 2.   Передавать полученные в ходе аудита сведения третьим лицам. 3. Проводить аудиторскую проверку, если имеется родственная, экономическая или иная зависимость между ними и клиентом, а именно: а) если аудиторы являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за составление бухгалтерской отчетности, либо состоят с указанными лицами в близком родстве или свойстве; б) если аудиторская фирма является учредителем, собственником, акционером экономического субъекта; в) если экономические субъекты являются для аудиторской фирмы ее учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, дочерними предприятиями, филиалами и представительствами, или если в их капитале данная аудиторская фирма имеет долю; г) если аудиторы и аудиторские фирмы оказывали данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухучета, по составлению финансовой отчетности, они также не могут проводить аудиторскую проверку.

Информация о работе Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов