Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:25, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрим аудиторскую деятельность, призванную анализировать состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии, выявлять скрытые резервы роста, оценивать полноту, правдивость, реальность и достоверность бухгалтерского баланса и прочих отчетных документов предприятия.
Актуальность темы. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.
Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов..................................................................................................4
1.1. Понятия и функции аудиторских фирм и аудиторов....................................4
1.2. Цели и задачи аудиторских фирм и аудиторов.............................................8
1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.................18
Глава 2. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.........23
2.1. Права аудиторских фирм и аудиторов.........................................................23
2.2. Обязанности аудиторских фирм и аудиторов..............................................24
Глава 3. Государственный контроль и ответственность аудиторов и аудиторских фирм...............................................................................................25
3.1. Государственный контроль за аудиторской деятельностью......................25
3.2. Ответственность аудиторов...........................................................................30
Заключение...................................................................................................32
Приложения....................................................................................................34
Список использованной литературы...........................................................39
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний
аудит — это независимая
Внутренними
аудиторами являются сотрудники, находящиеся
в штате предприятия и
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В
определенной мере функции внутренних
аудиторов выполняют
Внутренний аудит решает следующие задачи:
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В
приложении 2 перечислены основные
особенности и отличия
1.3.
Нормативное регулирование
аудиторской деятельности
в РФ
В
настоящее время в России формируется
пятиуровневая система
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I уровень | Федеральные законы, Кодексы, Указы | Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
II уровень | Постановления, Приказы | Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ |
III уровень | Федеральные
правила и стандарты |
Правительство РФ, Минфин РФ |
IV уровень | Внутренние стандарты | Профессиональные аудиторские объединения |
V уровень | Внутрифирменные стандарты | Аудиторские организации |
Первый
уровень — Федеральный закон
от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Закон установил понятие
Государственное регулирование аудиторской деятельности
Государственное
регулирование аудиторской
-
выработка государственной
-
ведение государственного
-
анализ состояния рынка
При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.
Закон N 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются (п. 5 ст. 16 Закона N 307-ФЗ):
- 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- 2 представителя уполномоченного федерального органа;
-
1 представитель от федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке
-
1 представитель от федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по принятию
- 1 представитель от Центрального банка РФ;
-
2 представителя от
С
1 января 2010 года оказание аудиторских
услуг лицами, не являющимися членами
одной из саморегулируемых организаций,
запрещается. Переоформление лицензий
на осуществление аудиторской
Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям:
- наличие безупречной деловой репутации;
-
доля уставного капитала
Численность
аудиторов в аудиторской
Вводится единый квалификационный аттестат аудитора. Для его получения требуется стаж работы в сфере аудиторской деятельности и бухгалтерского учета не менее трех лет, причем 2 года необходимо отработать непосредственно в аудиторской организации.
К
документам второго уровня относятся
также распоряжения Президента, постановления
Правительства РФ.
Третий
уровень системы нормативного регулирования
аудиторской деятельности представлен
Федеральными стандартами (правилами)
аудиторской деятельности. Основное
назначение стандартов: установление
норм аудита, однозначно интерпретируемых
всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности и прежде всего арбитражным
судом. Стандарты содержат основные правила
проведения аудиторской проверки и составления
аудиторского заключения. С их помощью
аудитор сможет выбрать как необходимый
масштаб и глубину аудиторской проверки,
так и ее целесообразную методику. Стандарты
аудита определяют также критерии, с помощью
которых можно оценить качество аудиторской
проверки.
Четвертый
уровень — методики аудиторской
деятельности, регламентирующие порядок
осуществления аудиторами проверок
применительно к конкретным отраслям,
по отдельным вопросам налогообложения,
финансов и по специальным аудиторским
заданиям. К этому же уровню относятся
внутренние стандарты, устанавливаемые
профессиональными аудиторскими объединениями
для своих членов. Требования этих
стандартов не могут быть ниже требований
Федеральных стандартов и не могут
противоречить им. В настоящее
время такие стандарты пока не
разработаны.
Пятый
уровень — документы, необходимые
для реализации стандартов. Эти документы
должны содержать сведения по применению
стандартов, организации на основе
стандартов аудиторской деятельности
(внутрифирменные стандарты). Базируются
внутрифирменные стандарты на законодательных
и нормативных актов, международных
и отечественных стандартах и
должны включать в себя основополагающие
и конкретные процедуры проведения
аудита.
Итоговым
документом разработанных внутрифирменных
стандартов может быть «Приказ об
утверждении внутрифирменных
Глава 2. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм
2.1. Права аудиторских фирм и аудиторов
Выделяют 2 группы прав, которыми обладают аудиторы.
1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют: Физические лица — аудиторы, которые прошли аттестацию. В случае, если они занимаются аудиторской деятельностью самостоятельно, получив аудиторскую лицензию, аудиторы должны иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя и должны быть включены в государственный реестр аудиторов.
2. Права при взаимоотношениях с клиентом: 1) самостоятельно определять формы и методы проверки; 2) проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; 3) получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц; 4) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; 5) отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Аудиторы не имеют права: 1. Заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской, и связанной с ней. 2. Передавать полученные в ходе аудита сведения третьим лицам. 3. Проводить аудиторскую проверку, если имеется родственная, экономическая или иная зависимость между ними и клиентом, а именно: а) если аудиторы являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за составление бухгалтерской отчетности, либо состоят с указанными лицами в близком родстве или свойстве; б) если аудиторская фирма является учредителем, собственником, акционером экономического субъекта; в) если экономические субъекты являются для аудиторской фирмы ее учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, дочерними предприятиями, филиалами и представительствами, или если в их капитале данная аудиторская фирма имеет долю; г) если аудиторы и аудиторские фирмы оказывали данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухучета, по составлению финансовой отчетности, они также не могут проводить аудиторскую проверку.
Информация о работе Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов