Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрим аудиторскую деятельность, призванную анализировать состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии, выявлять скрытые резервы роста, оценивать полноту, правдивость, реальность и достоверность бухгалтерского баланса и прочих отчетных документов предприятия.

Актуальность темы. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Содержание

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов..................................................................................................4


1.1. Понятия и функции аудиторских фирм и аудиторов....................................4


1.2. Цели и задачи аудиторских фирм и аудиторов.............................................8

1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.................18

Глава 2. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.........23

2.1. Права аудиторских фирм и аудиторов.........................................................23


2.2. Обязанности аудиторских фирм и аудиторов..............................................24

Глава 3. Государственный контроль и ответственность аудиторов и аудиторских фирм...............................................................................................25

3.1. Государственный контроль за аудиторской деятельностью......................25


3.2. Ответственность аудиторов...........................................................................30

Заключение...................................................................................................32

Приложения....................................................................................................34

Список использованной литературы...........................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

     При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая  позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

     В целом приведенное определение  бухгалтерской отчетности соответствует  трактовке международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских положений по бухгалтерскому учету. Так, в МСФО отмечается, что «финансовая  отчетность должна давать достоверное  представление руководства по тому, как выполнять требование о достоверном  представлении и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление». Аналогичное определение содержится и в российском ПБУ 4/99, где подчеркивается, что «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету».

     Аудитор должен подтвердить достоверность  публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, это позволяет пользователям  рассчитывать на то, что информационный риск невелик. Снижение риска появления  неточных сведений в отчетности –  одна из главных задач аудита.

     Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели  и основные принципы, связанные с  аудитом бухгалтерской отчетности»  следующим образом определяют аудит  бухгалтерской отчетности и его  необходимость: «Под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта».

     На  макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

     а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными  пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества  экономического субъекта, реальными  и потенциальными инвесторами, работниками  и заказчиками, органами власти и  общественностью в целом;

     б) бухгалтерская отчетность может  быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности  неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

     в) степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет  государственного контроля достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органами государственной власти.

     Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя  предусматривает и различные  аудиторские услуги. В последнее  время главное внимание уделяется  повышению эффективности системы  управления предприятием, и, прежде всего  системы внутреннего контроля. Системный  подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

     Сопутствующие аудиту работы и услуги включают в  себя:

     1) постановку, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

     2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового  учета, составление налоговых  расчетов и деклараций;

     3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

     4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;

     5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,  включая консультации по правовым  вопросам, представление интересов  доверителя в гражданском и  административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях,  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления;

     6) автоматизацию бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;

     7) оценочную деятельность;

     8) разработку и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;

     9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных  носителях;

     10) обучение в областях, связанных  с аудиторской деятельностью.

     Цели  и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена в приложении 1.                            

     Рис. 1. Общая классификация аудиторской  деятельности в России 

     Приведенная классификация позволяет рассмотреть  цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит  внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены в Федеральном  законе «Об аудиторской деятельности»  и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

     Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

     Для этого необходимо предусмотреть  выполнение следующих задач:

  1. составление плана и программы проведения аудита;
  2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
  3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
  4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Соответственно  выполняемые аудиторами сопутствующие  услуги имеют свои цели и задачи.

     Достижению  главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской  деятельности: независимость и объективность  при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и  добросовестность аудитора; использование  методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность  аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

     Перечисленные выше особенности определяют нормы  поведения аудитора.

     Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным  органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального  аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов.

     Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

     Конфиденциальность  — важнейшее требование при осуществлении  аудиторской деятельности. Аудитор  не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной  деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность  по закону, а также моральную, а  если предусмотрено договором, то и  материальную ответственность.

     Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании  ее на должном уровне, соблюдать  требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту  услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных  профессиональных знаний.

     Применение  методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком  научном уровне, получить более объективные  и достоверные данные для принятия решений.

     Применение  новых информационных технологий заключается  преимущественно в использовании  вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается проведения проверки, анализа отчетности, ведения и восстановления учета.

     По  результатам проверки аудитор может  сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту  в организации работы и ведении  бухгалтерского учета.

     Внутренний  аудит.  Его основная задача —  решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

     Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит  как организованная экономическим  субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

     Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим  субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости  от:

  1. содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  2. объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  3. сложившейся системы управления экономического субъекта;
  4. состояния внутреннего контроля.

     Функции внутреннего аудита могут выполнять  специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

     К институтам внутреннего аудита относятся  назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

     Работа  внутреннего аудита имеет для  руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

     Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

  1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  4. проверку деятельности различных звеньев управления;
  5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  9. специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  10. разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Информация о работе Экономико-правовые аспекты деятельности аудиторских фирм и аудиторов