Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

      Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей — многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт  имеет много недостатов. Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

      Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва - Нижний Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок. 

Трубопроводный  транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.   

     Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции.

     Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твердых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

      По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья. 

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

В настоящее  время понятия авиация и воздушный  транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки  осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха.

      Известные аэропорты района тяготения  : аэропорт Саранск - Республика Мордовия, аэропорт Чебоксары - Чувашской Республики, аэропорт Победилово - Кировская область, аэропорт Семязино –Владимирской области , аэропорт Ижевск – Удмуртской республики.

      Перспективы развития Горьковской железной дороги неразрывно связана с транспортной стратегией Российской федерации на период до 2020 года и разработанным институтом "Гипротранстэи" проектом "Основных направлений стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года". В этом проекте предусмотрены два этапа стратегии развития железнодорожного транспорта: Первый этап стратегии 2008-2015 годы (инновационный), направлен главным образом на модернизацию существующих линий (повышение пропускной способности и строительство вторых путей), полную замену выработавшей ресурс техники и прежде всего подвижного состава. На втором этапе - 2016 - 2030 годы (этапе динамического расширения сети), планируется инвестировать строительство будущих и модернизацию новых железнодорожных линий, а также завершение обновления подвижного состава.

Стратегия развития Горьковской железной дороги формировалась  исходя из транспортно-экономических  связей и прогноза размеров грузовых и пассажирских потоков на полигоне дороги.

При оптимистичном (энерго - сырьевом) варианте среднегодовой  прирост объёмов перевозок грузов необходимо обеспечить на 6 %, прирост пассажирооборота не менее чем на 2%. При гарантированном (инерционном) варианте рост грузооборота к 2015 году относительно 2006 года составит 12,3%, а пассажирооборот увеличится на 2,4%. Более 75% в грузопотоке будут занимать топливно-энергетические, металлургические и строительные грузы.

В период 2007 - 2015 годов одновременно планируется  дальнейшее улучшение выполнения дорогой  эксплуатационных показателей: среднего веса поезда, оборота рабочего вагона, участковой скорости, производительности локомотива. 
 
 
 
 
 
 

Раздел III.

Расчет  густоты железнодорожной  сети по административно-территориальным  единицам района тяготения  железной дороги.

      Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня развития всех элементов производительных сил.

      Густота транспортной  сети - характеристика транспортной сети некоторой территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории.

            Расчет густоты железнодорожной сети на 1000 км2 территории

      Административно-территориальная  единица Территория, тыс. км2 Эксплуатационная  длина железных дорог, км Густота  железных дорог, км
      Нижегородская область 76,9 1196,8 15,6
      Владимирская  область 29 798,2 27,5
      Кировская область 120,8 862,4 7,1
      Пермская  область 106,6 191,9 1,8
      Свердловская  область 194,3 180 0,9
      Республика  Мордовия 26,2 140,9 5,4
      Республика  Татарстан 68 389,2 5,7
      Республика  Марий Эл 23,2 176 7,6
      Республика  Башкортостан 142,9 49,6 0,3
      Чувашская Республика 18,3 407,8 22,3
      Удмуртская  Республика 42,1 902,8 21,4
      ИТОГО: 848,3 5295,6 -
 

      Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Волго-Вятский район является довольно развитой транспортной системой. Отличаются административно-территориальные единицы района по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.    Так же густота Горьковской дороги в данном случае зависит от плотности населения, т.е пассажирских перевозок. Самыми густонаселенными областями являются Нижегородская и Владимирская, Чувашская республика. А вот на территории Пермской и Свердловской областях, а так же республики Башкортостан эксплуатационная длина ж.д. незначительна, потому густота рассматриваемой железной дороги здесь низкая. 
 
 
 
 
 

Раздел IV.

Карта горьковской железной дороги.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

1. А.И.Алексеев, В.В. Николина география : населения  и хозяйства России

изд. Москва «Просвящение» 1996 г. (учебник 9-го класса) 

2. Энциклопедия  Железнодорожного транспорта изд.  Москва 1994 год 

З. Н.Н. Казанский- География путей сообщения изд. Москва 1987год 

4. Т.Г. Морозова  Региональная экономика. Москва 1995 г.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги