Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами
Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………
Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.
Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей — многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.
Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатов. Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.
Во внутренних грузоперевозках региона
широко используется автомобильный транспорт.
Имеется ряд автомобильных путей с твердым
покрытием, в том числе современная шоссейная
магистраль Москва - Нижний Новгород. Однако
их протяженность явно недостаточна, особенно
в сельской местности, что сдерживает
развитие внутрирегиональных перевозок.
Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.
Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции.
Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твердых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.
По территории региона проходят три нефтепровода,
проложенные от Альметьевска (Татарстан)
до Нижнего Новгорода, по которым поступает
не только Поволжская, но и Сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет
транспортировать природный газ из Западной
Сибири и Поволжья.
Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.
В настоящее
время понятия авиация и
Известные аэропорты района
Перспективы развития Горьковской железной дороги неразрывно связана с транспортной стратегией Российской федерации на период до 2020 года и разработанным институтом "Гипротранстэи" проектом "Основных направлений стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года". В этом проекте предусмотрены два этапа стратегии развития железнодорожного транспорта: Первый этап стратегии 2008-2015 годы (инновационный), направлен главным образом на модернизацию существующих линий (повышение пропускной способности и строительство вторых путей), полную замену выработавшей ресурс техники и прежде всего подвижного состава. На втором этапе - 2016 - 2030 годы (этапе динамического расширения сети), планируется инвестировать строительство будущих и модернизацию новых железнодорожных линий, а также завершение обновления подвижного состава.
Стратегия развития Горьковской железной дороги формировалась исходя из транспортно-экономических связей и прогноза размеров грузовых и пассажирских потоков на полигоне дороги.
При оптимистичном (энерго - сырьевом) варианте среднегодовой прирост объёмов перевозок грузов необходимо обеспечить на 6 %, прирост пассажирооборота не менее чем на 2%. При гарантированном (инерционном) варианте рост грузооборота к 2015 году относительно 2006 года составит 12,3%, а пассажирооборот увеличится на 2,4%. Более 75% в грузопотоке будут занимать топливно-энергетические, металлургические и строительные грузы.
В период 2007 - 2015
годов одновременно планируется
дальнейшее улучшение выполнения дорогой
эксплуатационных показателей: среднего
веса поезда, оборота рабочего вагона,
участковой скорости, производительности
локомотива.
Раздел III.
Расчет
густоты железнодорожной
сети по административно-
Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня развития всех элементов производительных сил.
Густота транспортной сети - характеристика транспортной сети некоторой территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории.
Расчет густоты железнодорожной сети на 1000 км2 территории
Административно- |
Территория, тыс. км2 | Эксплуатационная длина железных дорог, км | Густота железных дорог, км |
Нижегородская область | 76,9 | 1196,8 | 15,6 |
Владимирская область | 29 | 798,2 | 27,5 |
Кировская область | 120,8 | 862,4 | 7,1 |
Пермская область | 106,6 | 191,9 | 1,8 |
Свердловская область | 194,3 | 180 | 0,9 |
Республика Мордовия | 26,2 | 140,9 | 5,4 |
Республика Татарстан | 68 | 389,2 | 5,7 |
Республика Марий Эл | 23,2 | 176 | 7,6 |
Республика Башкортостан | 142,9 | 49,6 | 0,3 |
Чувашская Республика | 18,3 | 407,8 | 22,3 |
Удмуртская Республика | 42,1 | 902,8 | 21,4 |
ИТОГО: | 848,3 | 5295,6 | - |
Уровень развития транспортной системы
экономических районов неодинаков. Обеспеченность
путями сообщения как по общей длине, так
и по плотности (километров пути на 1000
км2) отличается в десять и более раз. Волго-Вятский
район является довольно развитой транспортной
системой. Отличаются административно-
Раздел IV.
Карта горьковской железной дороги.
Список
используемой литературы:
1. А.И.Алексеев, В.В. Николина география : населения и хозяйства России
изд. Москва
«Просвящение» 1996 г. (учебник 9-го класса)
2. Энциклопедия
Железнодорожного транспорта
З. Н.Н. Казанский-
География путей сообщения изд. Москва
1987год
4. Т.Г. Морозова Региональная экономика. Москва 1995 г.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги