Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них ссельхоз. угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий района, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%.

      Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо.

      Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются посевы кукурузы.

      Животноводство  ВВЭР представлено скотоводством (мясомолочного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцеводством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

      За  последние годы в структуре сельскохозяйственного  производства Волго-Вятского экономического района произошли изменения, связанные с проведением в стране реформ. К концу 1995 г. в Волго-Вятском экономическом районе насчитывалось 8,2 тыс фермерских хозяйств со средними размерами участков 26 га (в России соответственно 270 тыс хозяйств с 43 га), что составило менее 1 % от всех хозяйств в районе (в России около 2%). Удельный вес производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами в ВВЭР в 1995 г. равнялся по зерну 2%, по сахарной свекле — 1,5%, по мясу — 0,4%, молоку—0,5% (в России соответственно 4,7; 3,5; 1,5; 1,5%).

      Волго-Вятский  район обладает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым подходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными дорогами. Плотность шоссе иных дорог в районе выше среднероссийско-го показателя.

      Речной  транспорт обеспечивает внешние  и внутренние связи района по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлу га. Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиностроения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы.

      Трубопроводный  транспорт представлен несколькими  газо- и неф-тетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов. Ввоз грузов — топлива, сырья, металла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (автомобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий художественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, продукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промышленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Черноземным районами (металл), Югом (уголь восточного крылаДонбасса), Севером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (машиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономическими районами, куда направляется из ВВЭР преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения.

       Перспективы развития. Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.

       Одними  из главных задач регионального  развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

       Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре  легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.

       С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.

       Необходима  модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.

       Стимулирование  развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние  и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.

Регион располагает  большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки. 
 
 

Раздел  II.

Характеристика  транспортной сети района тяготения железной дороги.

       Горьковская железная дорога ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, первые проекты строительства которой относятся к

30-м годам  19 века. Полностью Московско-Нижегородская  железная дорога была открыта  для движения в августе 1862 года. В настоящих границах    

      Горьковская железная дорога образована в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог.

     Управление дорогой осуществляется из Нижнего Новгорода.                                 

      В настоящее время в состав дороги входит пять отделений :

        - Муромское (г. Муром, Владимирской  области)

        - Горьковское ( г. Нижний Новгород)

        - Кировское (г. Киров)

        - Казанское (г. Казань, Республики  Татарстан)

        - Ижевское( г. Ижевск, Удмуртской  республики)

Общая развернутая  длина дороги составляет 12066,4 км.

Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Главные пути  магистрали - это два параллельных широтных направления: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, связанных между собой рокадами. Оба направления электрифицированы, удельный вес электротяги в перевозках составляет 88%. Остальные перевозки осуществляются тепловозами.

Эксплуатационная  длина дороги составляет  5295,6 км.

Развернутая длина  главных путей составляет 7958,3 км.

Развернутая длина  станционных путей – 3177,6 км.

Развернутая длина  подъездных путей – 916,0 км.

Протяженность главного пути на железобетонных шпалах – 4714,8 км.

Протяженность бесстыкового пути  -  4501,8  км.

Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65, которые уложены на 7809,4 км, что составляет 98,1%.

В настоящее  время в состав дороги входит пять отделений :

- Муромское (г. Муром, Владимирской области)

- Горьковское (г. Горький)

- Кировское (г. Киров, )

- Казанское (г. Казань, Республики Татарстан)

- Ижевское( г. Ижевск, Удмуртской республики)

Количество стрелочных переводов – 9896 комплектов, из них оборудовано  электрообогревом – 508  шт.

Количество переездов  – 972,  из них охраняемых – 180.

Количество кривых – 6737 шт. (2630.8  км).

Количество мостов, виадуков, путепроводов  – 1442 шт./м.

Эксплуатационная длина электрифицированных участков –  2896  км.

Количество трансформаторных подстанций – 3399 шт.

Протяженность высоковольтных линий – 9741 км, низковольтных – 2235,6 км.

В состав дороги входят 389 станций, 4 из них крупные  сортировочные. Все сортировочные станции магистрали имеют механизированные горки. Крупнейшие из станций дороги знают на всем пространстве железнодорожной колеи 1520: Горький-Сортировочный, Горький-Московский, Киров, Казань, Агрыз, Ижевск, Костариха, Владимир, Лянгасово, Юдино. Грузовые операции ведут свыше 250 станций.   

Отправление грузов - 38,8 млн.т.

Грузооборот - 81,4 млрд. т. км

Отправление пассажиров - 99,1 млн.чел.

Пассажирооборот - 15,3 млрд.пасс.км

      Большое транспортно-экономическое значение имеет сравнительно близкое расположение штатного города ГЖД — Нижнего Новгорода — к столице России. Линия Нижний Новгород — Москва — одна из наиболее интенсивно используемых в Российской Федерации.

      По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответственности ГЖД также является территорией значительного исходною отравления грузов, среди которых - нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения; предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

     ГЖД - одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

      В общем объёме грузооборота транзит составляет 35%, ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют каменный уголь, лесоматериалы, чёрные металлы, руда, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз: уголь, металлы, строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой промышленности. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция машиностроения. В местном сообщении перевозятся преимущественно строительные грузы, торф, лесоматериалы, грузы сельского хозяйства. Средняя грузонапряженность Горьковской железной дороги примерно 20 млн. т×км/км, что в 1,3 раза больше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов орьковскойжелезной дороги: Зелецино, Верхнекамская, Чернушка, Казань, Горький, Навашино, Игумново, Киров, Ижевск, Владимир, Балахна. Горьковская железная дорога координирует работу с речным транспортом. Крупные пункты перевалки: Нижний Новгород, Казань, Котельнич, Камбарка, Сарапул, Сайгатка, а их основные грузы: уголь, хлеб, руда, строительные и лесоматериалы.  

Краткая характеристика других видов транспорта 

Район тяготении  Горьковской ж.д. располагает всеми видами транспорта - речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. 

     Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

      Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями.

      Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования. 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги