Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

       Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

      К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе.

       Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.  
 
 

Административно-территориальная  единица Территория, тыс. км2 Численность населения, тыс. чел. В том числе население В % ко всему населению Плотность населения, чел/км2
Городское Сельское Городское Сельское
Нижегородская область 76,9 3341 2636,0 705,0 78,9 21,1 43,4
Владимирская  область 29 1440 1120,3 319,7 77,8 22,2 49,7
Кировская область 120,8 1397 1005,8 391,2 72 28 11,6
Республика  Мордовия 26,2 833 502,3 330,7 60,3 39,7 31,8
Республика  Татарстан 68 3768 2822,2 945,8 74,9 25,1 55,4
Республика  Марий Эл 23,2 700 443,8 256,2 63,4 36,6 30,2
Республика  Башкортостан 142,9 4060 2427,9 1632,1 59,8 40,2 28,4
Чувашская Республика 18,3 1279 738,0 541,0 57,7 42,3 69,9
Удмуртская  Республика 42,1 1528 1036,0 492,0 67,8 32,2 36,3
 

      Ведущими  специализирующими  отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района.

      Главная отрасль специализации района — машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Ведущая отрасль района — автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Для него характерны широкие кооперированные производственные связи с многочисленными заводами-филиалами, смежниками (в малых и средних городах), занятыми производством запасных частей, узлов, моторов, гусеничных тягачей, автомобильных шин и покрышек. Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные высококвалифицированными кадрами: машиностроение неметаллоемкое и средней металлоемкости, тесно связанное с Уралом, Центрально-Черноземным, Северным районами и с Украиной по металлу, а также с заводами местного производства металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках и с заводами сталелитейным и прокатным в Нижнем Новгороде, в Кирове.

      Кроме автомобилестроения в районе развито  судостроение, производство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и приборов (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлове, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в областных центрах и столицах республик, приборостроение, электротехника. Нижегородский и Сормовский машиностроительные комплексы тесно связаны с верфями речного судостроения в Городце, Навашино, с заводом самосвалов в Саранске, с авиамоторным заводом в Заволжье, автобусным - в Павлове, светотехническими и электротехническими предприятиями Чувашии, Мордовии, шинным, прокатным (цветного проката) производствами в Кирове и рядом химических, кожевенных производств, предприятий лесной и пищевой промышленности.

      Широкое развитие получило производство подъемно-транспортного, газокомпрессорного оборудования, для трубопроводного транспорта, авиационное машиностроение, производство экскаваторного (Саранск), добы вающего и дробильно-размолочного оборудования (Белая Холуница), тракторостроение (Чебоксары), производство деревообрабатывающих станков (Киров), листоштамповочных автоматических линий (Рузаевка), электроавтоматического медицинского оборудования, контрольно-измерительных приборов. Перепрофилирование военно-промышленных предприятий оборонного комплекса, дальнейшее совершенствование электронной промышленности еще более усложняет состав машиностроения в районе за счет высокотехнологичных, наукоемких, высокотрудоемких, неметаллоемких производств -основы технического прогресса в народном хозяйстве России.

      Одной из ведущих отраслей специализации  Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической - полимерной химии (полиакрила-тов, капралактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожезаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений). Развитие химической промышленности в районе было вызвано прежде всего большими потребностями автомобилестроения и других производств в химикатах. Доля производства химической продукции в промышленности в 1995 г. уменьшилась до 9,7% (с 10,5% в 1990 г.). В структуре химической промышленности повысился удельный вес производства минеральных удобрений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также производства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии. Удельный вес производства нефтехимической продукции в общем объеме производства в химии и нефтехимии снизился и составил в 1995 г. около 9%, сократилась и доля производства синтетических смол и пластмасс в структуре отрасли по сравнению с 1985 и 1990 гг. Несмотря на рост удельного веса производства минеральных удобрений, потребность в них сельского хозяйства района удовлетворяется неполностью. Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволжского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов. Центры производства химической и нефтехимической продукции - Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района.

      Удельный  вес областей и республик ВВЭР в производстве товарной продукции химической и нефтехимической промышленности в 1995г. по району составляет: Нижегородской области —около 60%, Кировской — 9,2%, Чувашской, Мордовской и Марийской республик — соответственно 21,4; 7,3; 2,1%.

      Центры  по производству искусственных кож — Богородск, Йошкар-Ола, Киров, резинотехнических изделий - Саранск, автомобильных шин — Киров. Производство продукции лесохимической промышленности на базе отходов лесозаготовок и деревообработки размещено вблизи соответствующих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в основном в Кировской и Нижегородской областях (Балахнинский лесопромышленный комплекс, поселки Вахтан, Ветлужский).

      Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Волго-Вятского экономического района является специализирующей, в 1996 г. она составляла около 6% лесной промышленности Российской Федерации; преобладает промышленное производство на собственном древесном сырье. Около 90% древесины в ВВЭР заготавливается в Кировской и Нижегородской областях. В районе отмечается переруб расчетной лесосеки.

      Деревообрабатывающие  производства размещаются как в  местах лесозаготовок, так и в  местах потребления.

      Деревообрабатывающее  производство в структуре лесной промышленности в 1995 г. составило почти 50%. Это лесопиление, домостроение, мебельное, спичечное производство, выпуск спортинвентаря, ДВП и ДСП. Производство бумаги и картона главным образом сосредоточено на Балахнинском лесопромышленном комбинате (ЛПК). По этому показателю район занимает третье место в стране. Производство бумаги составляет более 50% всей продукции района, размещено в Зуенке, Волжске, Новочебоксарске, Кондровке. Продукция лесной промышленности направляется в Поволжский, Центральный, Северокавказский районы и на Украину благодаря наличию густой транспортной сети и удобных сплавных рек (Волги, Вятки, Ветлуги).

      Главная задача развития лесной промышленности - наиболее полное использование лесного сырья, увеличение механической и химической переработки древесины и усиление работы по расширению лесовосстановления и охраны лесов района.

      Промышленность  строительных материалов района не обеспечивает полностью потребность района в строительных материалах. Производство в районе цемента, стекла, железобетонных изделий, кирпича остается дефицитным.

      Легкая  промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, кожевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В структуре промышленности района в 1995 г. она составила 3,9% (в 1990 г. - 12%) и занимала второе место после машиностроения. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на привозном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) - на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши. Высокого уровня достигли художественные промыслы — изготовление декоративно-прикладных изделий из дерева (“хохломская роспись”), резьба по дереву, искусство инкрустации, изготовление дымковской игрушки из глины (Киров), металлических художественных изделий, производство столовых наборов (Павлове), вышивка, поставленные в значительной степени на промышленную основу.

      Пищевая промышленность района наряду с легкой в 1995 г. занимала второе место после машиностроения. Производство продуктов питания в ВВЭР в целом не полностью удовлетворяет спрос, в расчете на душу населения находится ниже среднего уровня по Российской. Федерации. Размещена пищевая промышленность по территории района повсеместно, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку грибов, лесных ягод. Основывается пищевая промышленность преимущественно на собственном сельскохозяйственном производстве.

      Топливно-энергетический баланс Волго-Вятского экономического района - остродефицитный. Значительные потребности района в электрической и тепловой энергии далеко не удовлетворяются местными ресурсами торфа. Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов (уголь доставляется по железнодорожным магистралям) и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по магистральным трубопроводным транспортным артериям. Газ поступает из Уренгоя, Ямбурга (по газопроводам Уренгой — Центр, Уренгой — Поморы - Ужгород, Уренгой - Пунга - Киров, Ямбург - Пунга - Киров, Ямбург — Пунга — Нижний Новгород); нефть поступает из Западной Сибири (по нефтепроводам Среднее Приобье — Ижевск — Нижний Новгород, Омск — Челябинск - Уфа — Кстово) и из Поволжья (Альметьевск - Кстово). Тепловые электростанции работают на угле, газе и мазуте, получаемом с нефтеперерабатывающих заводов из Нижнего Новгорода и Кстово. Крупнейшие тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали — Балахнинская, Горьковская, Дзержинская, Киро-во-Чепецкая, гидроэлектростанции — Горьковская, Чебоксарская, атомная станция теплоснабжения - Горьковская АСТ.

      Итак, наряду с отраслями специализации  в ВВЭР получили развитие и обслуживающие отрасли: топливно-энергетическая, черная металлургия (на отхбдах металлолома и машиностроительных заводов -Нижний Новгород, Выкса, Кулебаки, Кировская область), промышленность строительных материалов (Алексеевский цементный завод в Мордовии, производство стеновых материалов во всех республиках и областях района, алебастра — в Нижегородской области, технического стекла в г. Бор), пищевая промышленность, кустарные промыслы, художественная обработка дерева (г.Семенов в Заволжье).

      Сельское  хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пищевую и легкую промышленность сырьем.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги