Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 174.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение ……………………………………………………………………………3

Раздел  I.       Экономико-географическая характеристика района

                       тяготения железной дороги……………………………………..…..5

Раздел  II.      Характеристика транспортной сети района тяготения

                       железной дороги……………………………………………...….…20

Раздел III.     Расчет густоты железнодорожной сети по административно-

                        территориальным единицам района тяготения

                        железной дороги……………………………………………………27

Раздел IV.      Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29

Список  используемой литературы…………………………………………...…30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

      Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования.

      Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения.

В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт  не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. 
      Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д.. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.  
      Данные особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.  
Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов России объединяющих около 160 тыс. предприятий всех видов собственности, на которых занято более 4.5 мил человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны).  
 

Раздел  I.

Экономико-географическая характеристика

района  тяготения железной дороги.

      Горьковская дорога граничит  с  железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна).

             Горьковская железная дорога пролегает в основном в Волго-Вятском экономическом районе по территории Нижегородской, Владимирской, Кировской областей, частично республик Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, а также Рязанской, Пермской, Свердловской областей. Управление дорогой осуществляется из Нижнего Новгорода. Горьковская дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.  Дорога обслуживает транспортными перевозками 6 республик в составе Российской Федерации (Мордовию, Чувашию, Удмуртию, Татарстан, Марий-Эл, Башкортостан) и 8 областей (Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую, Пермскую, Екатиренбургскую, Вологодскую, Рязанскую). Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Занимая немногим более 1% территории Российской Федерации, Волго-Вятский экономический район производит 5,1% промышленной и 6,4% товарной сельскохозяйственной продукции страны. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализации: машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

       Отсутствие  собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы европейской части страны.

      Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, территория расчленена многочисленными речками в заволжской части, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.

       Климат  района — континентальный. Континентальность  нарастает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура января колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

       Почвы преимущественно подзолистые, а  в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений  и проведения мелиоративных работ. В поймах рек почвы плодородные аллювиальные, занятые разнотравными лугами, которые служат кормовой базой для развития животноводства. Южнее Волги преобладают плодородные серые лесные почвы и деградированные выщелоченные черноземы.

       Район с юго-запада на северо-восток вытянулся  почти на 1000 км и находится в  различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг — в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района.

       Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое  развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.

       Известен  Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России).'Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

       Район имеет достаточно крупные ресурсы  сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.

       Важное  значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3, что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации.

       Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных — береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач являются рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.

       Волго-Вятский  экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

       Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки

      Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.

       Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 69,9 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 11,3 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (78,9%) и Кировской (72%) областях. Менее урбанизированы республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 60,3; 63,4 и 57,7% соответственно.- Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона.        Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1% пункта превышают средние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги