Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:26, реферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами
Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…20
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список используемой литературы………………………
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………………………3
Раздел I. Экономико-географическая характеристика района
тяготения железной дороги……………………………………..…..5
Раздел II. Характеристика транспортной сети района тяготения
железной дороги……………………………………………...….…
Раздел III. Расчет густоты железнодорожной сети по административно-
территориальным единицам района тяготения
железной дороги……………………………………………………27
Раздел IV. Карта Горьковской железной дороги…………………………..…29
Список
используемой литературы…………………………………………...…
Введение
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования.
Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения.
В его состав
входят железнодорожный, морской, речной,
автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный)
и воздушный виды транспорта. Транспорт
не общего пользования перемещает сырье,
материалы и другие виды еще не поступившие
в сферу обращения продукции, а также производственный
персонал внутри производственных предприятий
промышленности, сельского хозяйства,
строительной индустрии, торгово-снабженческих
организаций.
Транспорт воздействует
на весь процесс расширенного воспроизводства:
продолжительность производственного
цикла, запасы сырья, топлива, вместимости
складов, влияет на создание и развитие
новых строительно-производственных комплексов
и т.д.. Транспорт является продолжением
процесса воспроизводства в сфере обращения.
Сам он не создает новых вещественных
продуктов, а только перемещает продукцию,
созданную другими отраслями народного
хозяйства. Но это перемещение продукции
с места производства в место потребления–очень
важная материальная перемена, увеличивающая
его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию,
подготавливает ее к потреблению. Без
этой подготовки нельзя считать производственный
процесс завершенным. Таким образом, во-первых,
транспорт выступает тем важным элементом,
без которого не может осуществляться,
в современных условиях, процесс производства.
Во-вторых, продукция транспорта не может
накапливаться «про запас». Она выражается
самим перемещением грузов и людей и поэтому
эффективность работы транспорта и развитие
транспортной сети определяется тем, как
размещено производство и потребление
и как в связи с этим формируются потоки
грузов и пассажиров.
Данные особенности подчеркивают
взаимодействие размещение производства
и развития транспортной сети, которые
следует учитывать при планировании народного
хозяйства.
Транспортная сеть России включает 162
тыс. км магистральных железнодорожных
линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог
с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних
водных путей, 214 тыс. км магистральных
трубопроводов России объединяющих около
160 тыс. предприятий всех видов собственности,
на которых занято более 4.5 мил человек
(8% от общей численности рабочих и служащих
страны).
Раздел I.
Экономико-географическая характеристика
района тяготения железной дороги.
Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна).
Горьковская железная дорога пролегает
в основном в Волго-Вятском экономическом
районе по территории
Нижегородской, Владимирской, Кировской
областей, частично республик Мордовии,
Татарстана, Марий Эл, Башкирии, Чувашии,
Удмуртии, а также Рязанской, Пермской,
Свердловской областей. Управление дорогой
осуществляется из Нижнего Новгорода.
Горьковская дорога связывает Центральный,
Северо-Западный и Северный районы России
с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Дорога
обслуживает транспортными перевозками
6 республик в составе Российской Федерации
(Мордовию, Чувашию, Удмуртию, Татарстан,
Марий-Эл, Башкортостан) и 8 областей (Московскую,
Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую,
Пермскую, Екатиренбургскую, Вологодскую,
Рязанскую). Услугами дороги пользуются
205 административно-
Отсутствие
собственной топливно-
Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, территория расчленена многочисленными речками в заволжской части, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.
Климат района — континентальный. Континентальность нарастает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура января колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.
Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений и проведения мелиоративных работ. В поймах рек почвы плодородные аллювиальные, занятые разнотравными лугами, которые служат кормовой базой для развития животноводства. Южнее Волги преобладают плодородные серые лесные почвы и деградированные выщелоченные черноземы.
Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км и находится в различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг — в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района.
Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.
Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России).'Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.
Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.
Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3, что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации.
Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных — береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач являются рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.
Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.
Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки
Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.
Численность
населения региона составляет 8,4
млн чел., или 5,7% численности населения
Российской Федерации. За период экономических
реформ численность населения региона
сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется
отрицательными показателями естественного
прироста и миграционными потоками в другие
регионы страны. Средняя плотность населения
31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза
превышает среднюю заселенность России.
Однако территория заселена неравномерно.
Так, плотность населения Чувашской Республики
составляет 69,9 чел. на 1 км2, а в Кировской
области — 11,3 чел. на 1 км2. Индустриализация
региона и высокий отток населения из
сельской местности способствовали урбанизации
населения. 70,1% населения региона проживает
в городах. Наиболее высокий уровень городского
населения в Нижегородской (78,9%) и Кировской
(72%) областях. Менее урбанизированы республики
Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на
долю городского населения приходится
60,3; 63,4 и 57,7% соответственно.- Основная
часть городского населения проживает
в 8 городах региона.
Крупнейшую городскую агломерацию страны
представляет Нижегородская, включающая
Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие
к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие,
а также тяготеющие к нему поселки городского
типа. Тенденция концентрации населения
в немногочисленных точках региона при
обезлюдении основной территории получила
здесь широкое распространение. Воспроизводство
населения в регионе в последние годы
осуществлялось замедленными темпами.
Многие показатели демографической ситуации
(половозрастной состав, брачность, рождаемость,
смертность, естественный прирост) свидетельствуют
об отрицательных тенденциях в развитии
демографических процессов. Отток населения
из сельской местности, особенно молодежи,
крайне осложнил демографическую ситуацию
на селе. Показатели естественной убыли
на 1,1% пункта превышают средние по стране
и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0
в стране. Отрицательный прирост населения
характерен для всех административно-
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Горьковской дороги