Экономика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав. Это — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По общему объему промышленного производства Япония занимает одно из первых мест. Ее валовой национальный продукт (ВНП) второй по величине в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Краткая история формирования государства……………………………4
Этапы развития японской экономики……………………………………6
Экономическая характеристика современной Японии…………………9
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Экономика Японии.docx

— 54.75 Кб (Скачать)

     В течение длительного времени  ВВП был единственным критерием  развития японской экономики. Считалось, что экономический рост автоматически  ведет к повышению благосостояния, поэтому специальные меры в этой области откладывались, пока страна не достигнет уровня других стран. В 60-е годы около 60% государственных  инвестиций шло на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная часть вкладывалась в социальную сферу.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая характеристика современной  Японии

     Промышленность

     Промышленность сохраняет  свое экономическое значение, хотя ее доля снижается, ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширение материального  сектора. В  1997 г. в материальном производстве было занято 33% рабочей силы и  произведено 37% ВВП. В структуре ВВП ведущее место занимает сфера услуг – правительство, финансовое обеспечение и другие услуги, а также промышленность – в основном обрабатывающая.  

     В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные  производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции  «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем,  отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.

     В структуре собственности японской промышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов, таких как «Mitsubishi Motors», «Toyota», «Masita», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп. Шесть крупнейших промышленных групп играют большую роль в японской экономике. В 1995-96 финансовом году в их составе насчитывалось 185 компаний, а их доля в общей собственности составляла 49%, и они владели 19% капитала.

     Отличительной чертой японской промышленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 50% стоимости произведенной продукции.

     Энергетика

     В период высоких темпов роста экономики  японская промышленность ориентировалась  на потребление импортного топлива, прежде всего нефти и нефтепродуктов. Однако после нефтяных «шоков» одним  из приоритетных направлений развития энергетики, стало снижение зависимости энергобаланса страны от ввозимой нефти, за счет максимальной ориентации на эффективное использование имеющихся в стране ресурсов. Повысилось значение разработки альтернативных нефти энергетических источников — развитие атомной энергетики, освоение новых источников энергии (солнечной, геотермальной, энергии ветра, приливов и отливов), а также создания перспективных технических средств, дающих экономию энергии в сфере потребления и производства.

     К концу 80-х годов удельная энергоемкость  промышленного производства была снижена  в Японии почти на одну треть, что  вывело страну по этому показателю на передовые позиции в мире. Изменилась и структура энергетического  баланса: доля нефти сократилась  с 70 до 52%

     в 2000 г., а доля атомной энергии увеличилась  с  0.3 до 13% и природного газа с 2,2 до 13%.

     Выработка электроэнергии в 2001 г. составила 1076 млрд кВт • ч. Хотя доля ТЭС постепенно сокращается, на них приходится 60% всего производства электроэнергии. И по числу реакторов, и по объему мощностей атомных электростанций Япония занимает третье место в мире после США и Франции: 53 атомных энергоблока (еще 9 — в стадии проектирования или строительства) мощностью 45,2 тыс. МВт. АЭС дают около 30% вырабатываемой электроэнергии, в основном расположены в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов. Построенные на бурных горных реках японские ГЭС имеют небольшую единичную мощность и располагаются каскадами, главным образом в горных районах Центрального Хонсю; в целом их доля в выработке электроэнергии составляет около 10%.

     В Японии действует 16 геотермальных электростанций (включая находящиеся в частной собственности), общая производительная мощность которых достигает 530 тыс. кВт. Широкое строительство новых экологически чистых геотермальных станций сдерживается их высокой стоимостью, а также тем, что почти половина районов, обладающих высоким геотермальным потенциалом, расположена в местах, охраняемых в соответствии с законом о природных парках.

     Обрабатывающая  промышленность

     Японская  обрабатывающая промышленность за послевоенный период своего развития претерпела кардинальные изменения. Прежде всего решительно вырос объем производства, по которому Япония ныне среди зарубежных стран уступает только США и вдвое опережает следующую за ней ФРГ.

     В структуре обрабатывающей промышленности Японии преобладают отрасли машиностроения и металлообработки, отрасли химии и нефтепеработки, а так же пищевая и бумажная отрасли промышленности. По качественным параметрам производимой продукции Япония вышла на лидирующие позиции в мире, хотя по ряду наиболее сложных видов товаров она уступает другим странам, прежде всего США (авиакосмическая техника, сложная радиоэлектроника, оборудование для атомной энергетики и др.). Среди видов производимой продукции преобладают электрические и неэлектрические машины и аппараты, транспортное оборудование, продукты питания, печатная продукция, химикаты,  строительные материалы . Основной чертой размещения промышленных предприятий остается их чрезмерная концентрация в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. В последние десятилетия государство предпринимает попытки рассредоточения промышленности в другие регионы, в результате доля мегалополиса Токайдо, например, в промышленном производстве снизилась к концу XX в. до 40% (по сравнению с 57% в 1960 г.).

     Черная  металлургия

     Черная  металлургия — единственная в  комплексе энерго- и материалоемких отраслей, в основном сохраняющая свой высокий производственный и экспортный потенциал. Японские металлургические заводы, созданные в послевоенные годы на основе самой передовой технологии, после кризиса середины 70-х годов пережили значительную реконструкцию. Старые мощности частично скрапировались (причем не только домны и мартены, но и мощности по выплавке электростали), частично модернизировались. «Нижние», ресурсоемкие и экологически вредные «этажи» металлургического производства были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточились передельные производства, более чистые и экономически рентабельные. По объему выплавки стати в конце 90-х годов (около 90 млн т) она переместилась на 3-е место в мире после КНР и США. Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%, доля Японии на мировом рынке черных металлов — примерно 23%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осака и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на базе использования местных углей. Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения. Крупнейший не только в Японии, но и в мире комбинат «Фукуяма» компании «Ниппон кокан» мощностью 16 млн т стали в год расположен в одноименном городе на юго-восточном побережье Хонсю. Еще четыре комбината полного цикла (в Мидзусима, Кавасаки, Касима, Кимицу) имеют мощности по стали свыше 10 млн т каждый. Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе,   поэтому   подавляющее   большинство крупных заводов размещается в зонах крупных портов.

     Химическая  и нефтеперерабатывающая  промышленности

     Предприятия химической и нефтеперерабатывающей  промышленности также тяготеют к  основным  центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими  и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Йокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных  промышленных  центров   в  составе промышленных  комплексов  вместе с металлургическими   заводами   и   электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был  построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами  химической   промышленности являются   другие   города   Южной   и   Центральной Японии   — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю.  Современное химическое  производство специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

     Машиностроение

     Машиностроение   Японии  довольно разнообразно,   в    нем сохраняется большая    роль    модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства,  занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие отрасли.

     В отраслях машиностроительного комплекса  в настоящее время выпускается  почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем  машиностроении.

     Судостроение, специализировавшееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных программ реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судостроения — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.

     Предприятия автомобильной промышленности в последние годы несколько снижают выпуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стоимости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Германии и др. Важнейшими центрами автомобилестроения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агломерации Кэйхин.

     Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промышленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализируется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и некоторые другие центры общего машиностроения — Хиросима, Фукуока.

     Радиоэлектронная  и электротехническая промышленность

     Размещение  предприятий радиоэлектронной и  электротехнической промышленности ориентировано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продукции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспортные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором становится ориентация на научно-технический потенциал крупных городов. Ведущие предприятия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.

     Предприятия прочих промышленных отраслей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относительно равномерно, ориентируясь как на местное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем определенная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный характер.

     Сельское  хозяйство

     В сельской местности проживает 22% населения страны, однако лиц, для которых сельскохозяйственный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП постоянно сокращаются(Приложение 7).

     В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее крупные  равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо —  почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельности. Исключение составляют кооперативы и сельскохозяйственные фирмы, большая часть которых работает в пригородном животноводстве.

Информация о работе Экономика Японии