Экономика японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:28, монография

Описание работы

Япония - одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Работа содержит 1 файл

Экономика Японии.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

Экономика Японии- одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

    Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

    Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

    В конце ХХ в. в Японии стремительно росли инвалютные резервы. Правительством была введена система мер по либерализации вывоза японских капиталов заграницу. Сейчас она является самым мощным банковским центром и международным кредитором. Ее доля в международных займах выросла с 5 % в 1980 г. до 20,6 % в 1990 г. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности. Больше всего японских капиталов работает в США (42,2 %), странах Азии (24,2 %), Западной Европы (15,3 %), Латинской Америки (9,3 %)

    Индекс промышленного  производства: по отношению к 2005 году, показатели которого приняты за исходные 100 баллов, индекс промышленного производства в апреле 2009 составил 74,3 балла.

    Сельское хозяйство

    ОсобенностиЗемлеустройство (2005)    %

    Леса   66.4 %

    Пахотные земли   12.7 %

    Жилье   4.8 %

    Другое   16.1 %

Сельскохозяйственные  угодья Японии составляют около 13 % ее территории. Более половины этих угодий — заливные поля, используемые для  рисоводства. В среднем, одно фермерское хозяйство обладает 1,8 га пашни. Для  Хоккайдо этот показатель составляет 18 га, а для остальных 46 префектур  — 1,3 га. Японии присуще интенсивное  сельское хозяйство, поскольку сельскохозяйственные угодья преимущественно малые. Они  обрабатываются многими фермерами, как правило без применения большой сельскохозяйственной техники, с использованием природных или химических удобрений. Поскольку в стране не хватает равнинной земли, много угодий расположены на террасах на склонах гор, что также затрудняет использование техники.

    С конца 20 века для Японии характерно быстрое сокращение пахотных площадей, особенно заливных полей. Причинами сокращения называют переход японцев от традиционного к западному образу жизни — уменьшение потребления риса и увеличение потребления пшеничных изделий, мяса, молочных продуктов и т. д. Другой причиной сокращения пахотных земель является урбанизация, а также развитие предприятий вторичного и третичного секторов экономики. Бывшие сельскохозяйственные угодья отводятся под строительство жилых помещений, заводов, офисов или дорог.

    По действующему японскому законодательству от 1990 года все население страны, занятое  в сельском хозяйстве, называется фермерами. Они делятся на две категории: те, кто выращивают продукцию для  собственных нужд, и те, кто выращивает продукцию на продажу. Первые называются простыми фермерами[3], а вторые —  фермерами-торговцами[4]. Последние, по закону, должны

    иметь пахотные земли площадью более 30 аров, ежегодный  доход с которых превышает 500 тысяч  иен.

    Фермеры-торговцы также делятся на три типа: профессионалов[5], полупрофессионалов[5] и любителей[6]. К первому и второму типу относятся  лица младше 65 лет, которые занимаются сельскохозяйственными работами более 60 дней в году. Годовой доход профессионалов в основном формируется за счет сбыта  сельскохозяйственной продукции. Полу-профессионалы зарабатывают на сельском хозяйстве лишь частично. Любителями являются лица старше 65 лет; для них выращивание продукции является источником дополнительного заработка или хобби. По состоянию на конец 20 — начало 21 века, более половины японских фермеров относятся к третьему типу и являются, преимущественно, лицами пожилого возраста.

    РисоводствоПлощадь посева культур (2005)

                    %

    Рис   40.0 %

    Кормовые   24 %

    Овощные   13 %

    Ячменные   6 %

    Фруктовые   6 %

    Бобовые   5 %

    Технические   4 %

    Другие   4 %

    площадь 4,38 млн га

Основной отраслью сельского хозяйства Японии является рисоводство. Около половины всей пашни  страны, предназначенная для выращивания  растений, отведенная под рис. 

    В 1960-х годах, во время японского экономического чуда, население Японии и его прибыли  выросли, что вызвало рост спроса на рис. В это время японское рисоводство достигло своего апогея. Однако из-за чрезмерных излишков выращенной продукции фермеры были вынуждены в 1970 году приступить к свертыванию посевных площадей. На заливных рисовых полях была введена система севооборота. Одновременно была усовершенствована техника выращивания риса, которая позволяла получать высокие урожаи с небольших полей. Однако активное сокращение угодий, которое совпало с сокращением численности населения, занятого в сельском хозяйстве, повлекло дефицит риса, который возник после 1997 года. В начале 21 века доходы от выращивания риса составляли 23 % от валовой продукции сельского хозяйства Японии.

    [править]

    Рыболовство

    Рыболовство и переработка морепродуктов  является традиционной отраслью хозяйства  японцев со времен неолита. В среднем  житель Японии потребляет 168 г рыбы ежедневно, что является наивысшим  показателем среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобными водорослями  и другими морскими ресурсами. Долгое время самым прибыльным местом для  рыболовства было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодное Курильское течение встречается с теплым течением Куросио. Однако из-за аварии на соседней Фукусимской АЭС в 2011 году вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале временно остановлен. Другим местом, богатым рыбой, является северная и южная части Западного Тихого океана.

Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14 %), тунцы (8 %), анчоусы (8 %), приморские гребешки (7 %), сайры (5 %), рыбы семейства лососевых (5 %), кальмары (5 %), минтай (4 %) и ставрида (4 %). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр и т. д. Вылов осуществляется в прибрежных и удаленных водах. По международному законодательству японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительной экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.

    Япония является лидером мира по импорту рыбы и  морепродуктов. Она ввозит 20 % всей рыбы мира, экспортируемой другими странами. Объемы японского импорта рыбы и  морепродуктов начали расти после  установления международных ограничений  относительно территориальных вод  и исключительных экономических  зон. Эти ограничения сделали  невозможным лов рыбы японскими  рыбаками в далеких водах Тихого океана. После 1995 года Япония больше ввозит продукты рыболовства из заграницы, чем добывает или выращивает сама. Больше японцы тратят денег на ввоз креветок, а больше всего покупают иностранных тунцов. Главными международными поставщиками рыбы и морепродуктов  в Японию являются мировые лидеры в области рыболовства — КНР, Перу, Чили, США, Индонезия. Промышленность

    Особенности

    Промышленные  районы: Токио — Иокогама, Осака  — Кобе и Нагоя, на которые приходится более 50 % доходов обрабатывающих отраслей; г. Китакюсю на севере о. Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия.

    Главным структурным  фактором является наука и образование, поэтому им уделяется особое внимание. Согласно государственной программе  развития национальной системы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлен переход  от импорта технических достижений в разработке собственной системы  НИОКР. Осуществлены кардинальные меры по совершенствованию подготовки кадров и дальнейшего развития международного научного сотрудничества. Были созданы крупные научные центры, занимающиеся разработками в области физики твердого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др.. К лидерам мировой экономики относятся такие японские компании, как «Тойота Моторс», «Мацусита Электрик», «Сони корпорейшин», «Хонда Моторс», «Тошиба», «Фудзицу» и др.. Средний и малый бизнес эффективно функционирует во всех сферах. Он является самым активным и самым стабильным элементом рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособности товара. Почти 99 % японских компаний относится к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно велика их роль в автомобильной, электронной и электротехнической отраслях.

    Промышленные  районы

    Три больших  района

    Токийско-Йокогамский промышленный район (Кей-хин; префектуры Токио, Канагава, регион Канто, Восточная Япония)

    Нагойский промышленный район (Тюкё)

    Осакско-Кобский промышленный район (Хан-син)

Другие районы

    Северное Кюсю (Кита-Кюсю)

    Внутренне-японский морской промышленный район (Сето-Найкай)

    Восточный морской  промышленный район (Токай)

    Промышленный  район северных земель (Хокурику)

    Канто

    Токийско-Тибский промышленный район (Кей-йо; префектура Тиба, регион Канто, Восточная Япония)

    Касимский промышленный район (Касима; префектура Ибараки, регион Канто, Восточная Япония)

    [править]

    Автомобилестроение 

     «Автомобиль  будущего» — Toyota i-unit.

    Автомобилестроение  — одна из основных отраслей промышленности, которая обеспечила стремительное  развитие японской экономики во второй половине 20 века. В начале 21 века в  этой отрасли было занято около 8 млн человек. Автомобильная продукция является одной из главных статей японского экспорта. Крупные автомобилестроительные районы расположены в префектурах Канагава, Сидзуока и Айти. Крупнейшие заводы находятся в городах Хиросима, Сидзука, Тойота, Хамамацу, Йокосука, Йокогама, Ота. Ведущими японскими автомобильными компаниями, работающими на международных рынках, являются «Мазда» (Хиросима), «Хонда» (Токио), «Тойота», «Ниссан» (Йокогама), «Судзуки» (Хамамацу), «Мицубиси» (Хамамацу) и другие.

    Японское автомобилестроение получило развитие в 1960-х годах в  эпоху японского экономического чуда. Начиная с 1970-х годов предприниматели начали экспорт собственной автомобильной продукции в США. Это привело к торговому конфликту между обеими странами в 1974 году. Для его решения японское правительство установило ограничения на вывоз японских автомобилей за границу, а японские предприниматели частично перенесли свое производство на территорию США. Решение конфликта успешно способствовало развитию японского автомобилестроения. Наивысшего пика оно достигло 1989 году, когда в стране было произведено около 13 млн автомобилей, из которых 6 миллионов были экспортированы за рубеж. В 1990—1995 годах наблюдался спад производства автомобилей до уровня 1979 года. Он сменился периодом стагнации, который закончился в 2002 году восстановлением роста.

    Судостроение

    Японский корабль  «Ниппон-мару».

    Судостроение  является традиционной отраслью производства для Японии на протяжении многих веков. Основными судостроительными районами являются побережье Внутреннего  Японского моря, северные берега острова  Кюсю и Тихокеанское побережье. Крупнейшие заводы расположены в городах Сасебо, Нагасаки, Курэ, Ономичи, Сакаидэ, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате. Ведущими японскими судостроительными компаниями являются «Сасебо» (Сасебо), «Мицубиси» (Нагасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Юниверсал» (Кавасаки) и другие.

    После Второй мировой войны, благодаря совершенствованию техники судостроения, Япония была мировым лидером в этой области. В первой половине 1970-х годов она выпускала корабли суммарной грузоподъемностью свыше 16 млн тонн. Однако после нефтяного шока в 1974—1975 спрос на крупные танкеры для перевозки нефти резко сократился, что привело к резкому падению японского производства. В 1980-х годах японские судостроители оправились после кризиса, но были вынуждены вступить в борьбу с конкурентами из Южной Кореи и коммунистического Китая. В начале 21 века Япония и Корея продолжают вести борьбу за лидерство на международном рынке судостроения.

Информация о работе Экономика японии