Экономика СССР в годы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы было выявить закономерности развития экономики СССР в годы перестройки и выделить основные этапы этого процесса.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:
- анализ противоречий экономической жизни СССР на начальном этапе перестройки;
- определение основных направлений и причин краха плановой экономики в СССР;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА НАКАНУНЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.
ГЛАВА 2. ПОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СССР.
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (1987-1991).
ГЛАВА 4. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Экономика ССССР в годы Перестройки.1. К..doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     К тому времени в промышленности сложилась  следующая ситуация. Физический объем  производства сократился на 17,8%. Начало этого процесса было заложено в самой  структуре российской экономики, просто с началом реформ произошло резкое сокращение промышленного производства. Однако нельзя не признать, что спад производства был очень неравномерным. В наибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спад происходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Для большинства предприятий важнейшим фактором, приведшим к спаду являлся разрыв хозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общая социально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смогло сразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объем производства т. к большое количество предприятий работало не на потребителя, а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключением являлось только пищевая промышленность. Но и в течение всего 1991 года спад в промышленности не был равномерным. После первого удара реформ было видно, как во второй половине года интенсивная кредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре-октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых, спад производства начинает приобретать структурный характер. В то время как значительней всего сокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад в электроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности невелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к росту производства. Однако совершенно очевидно, что это изменение в темпах спада никак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем более уменьшение спада носит инфляционный характер34.

     Серьезное ухудшение макроэкономической ситуации заставили правительство приступить, начиная с сентября к ужесточению  бюджетной политики находящейся  в его прямом ведении. Наряду с этим продолжающийся рост объема кредитования вкупе с принятием нового налогового законодательства способствовали долговременному приросту денежной массы. Это означает, что важнейшей проблемой становилось торможение инфляции стремившейся  достичь  гиперинфляционного уровня.

По данным  американской газеты «Вашингтон пост»  подводившей итоги перестройки  в СССР  за период 1985 по  1991 годы положение вырисовывалось неутешительное: «Советский золотой запас сократился с  2500 тонн  до 240 тонн, официальный курс доллара вырос с 0,6 рубля 90 рублей, официальные темпы роста советской экономики сократились с + 2,3% до - 11%, внешний долг  вырос с 10,5 до 52  млрд. долларов, цена килограмма мяса  повысилась с 2 рублей 100 рублей»35. Таким образом в экономике страны за время перестройки произошли серьёзные изменения, негативно отразившиеся на её состоянии. 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 4. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ  ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ СССР.

      Дискуссии в партийном руководстве в ходе перестройки вскоре привели к выделению нескольких позиций. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего расширения рынка группировались вокруг члена Политбюро Е. К. Лигачева. Против Лигачева выступали приверженец либеральных идей член Политбюро А. Н. Яковлев и остро критиковавший номенклатурные привилегии руководитель московской парторганизации Б. Н. Ельцин. Лигачев контролировал официальную прессу и сдерживал гласность, а также вмешивался в руководство Москвой. Это обострило его отношения с Ельциным. На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 Ельцин обрушился с критикой на Лигачева, а затем и на Горбачева. Ельцин был официально раскритикован, понижен в должности, но в глазах населения стал одним из лидеров оппозиции.36

      Либеральные тенденции в развитии  политики проявлялись в большинстве выступлений М. С. Горбачева. Например, 6 января 1989 года состоялась встреча М. С. Горбачева с приглашенными представителями интеллигенции – известными писателями, учеными, артистами. Встреча началась с довольно длинного выступления Горбачева: «Перестройка вступает в самый ответственный период, когда нужно последовательное решение ее задач и в то же время недопустима излишняя поспешность, перескакивание через необходимые промежуточные этапы. Опасность справа и опасность слева одинаково серьезны. В этих условиях важна консолидация всех здоровых сил в стране, объединение вокруг основных целей, при этом вполне допустимо и даже полезно различие в понимании более частных вопросов, если оно не перерастает в склоку, личную вражду».37 Однако бесконечно это лавирование продолжаться не могло. Объявленный М. С. Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому, что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы, принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными.

      Сложные процессы, происходившие во всех республиках, бессилие союзных форм власти привели  к тому, что 8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще, в резиденции «Вискули» под  Брестом руководители Белоруссии, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом соглашении провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Вскоре после этого руководители среднеазиатских республик и Казахстана заявили в Ашхабаде о намерении примкнуть к СНГ. 21 декабря состоялась алма-атинская встреча лидеров брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем.38

     25 декабря М. Горбачев подписал  указ о снятии с себя функций  Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. В этот же вечер с флагштока над Большим Кремлевским дворцом был спущен красный флаг СССР и поднят восстановленный бело-сине-красный российский стяг.

     26 декабря 1991 г. одна из двух  палат Верховного Совета бывшего СССР, которую удалось собрать,— Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Сложившаяся ситуация нашла определенное правовое обоснование. Международное сообщество признало независимость всех бывших союзных республик.

     Выступления по советскому телевидению Б. Н. Ельцин 29 декабря 1991 года подвёл итог всем этим событиям: «Наших граждан подчас охватывает чувство горечи за свою страну. Но несправедливо  говорить о России только в мрачном  свете, унизительном тоне. Поражение потерпела не Россия, а коммунистическая идея, эксперимент, который был проведен с Россией и который был навязан нашему народу...».39 Всё это обусловило необходимость кардинального реформирования экономики наряду с политической и социальной сферами.

     История показывает, что существуют специфические  проблемы в области перехода к  рынку: очень трудно переходить к  рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет Советский союз  жил по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу.40 Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.  Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. В середине 1980-х годов это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств.41 К наиболее важным специфическим чертам  СССР - России можно отнести следующие.

Во-первых, специфические стороны менталитета  значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью: исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий) ; - особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления; глубокий след в мышлении хозяйственной практике страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства)42 , отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой  гаммой природно-географических и климатических  условий, обуславливающие, прежде всего, огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых  разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др. Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производных специфических черт можно выделить следующие: - укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах:  "потребление - накопление",  "военная - гражданская сферы производства",  "промежуточный - конечный продукт",  и другие; - низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью); - доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам43, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды; - политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.  
 
 
 
 

 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     К середине 80-х годов ХХ века  Советский  Союз столкнулся с рядом серьёзнейших экономических и политических проблем, которые одновременно не приходилось  решать ни одной стране мира. Это  был переход от системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике, основанной преимущественно на частной собственности проходивший в условиях перехода от однопартийной тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных выборах и столь же свободной игре политических сил в рамках закона. Первоначально он получил название «перестройка». Сложность перестройки экономики обуславливалась тем, что в СССР к этому времени исчезли прочные традиции частной собственности, не существовало  инфраструктуры рынка, демократические институты имелись лишь в самой примитивной форме. При этом нельзя не отметить, что за годы Советской власти страна приобрела индустриальный, урбанизированный характер. Большинство населения было сосредоточено в крупных и средних городах. При общей технологической отсталости от группы наиболее развитых стран в СССР имелись оазисы высокотехнологичных производств, не уступающих, а порой и превосходящих мировой уровень. Образованность значительной части населения также находилась на приемлемом мировом уровне.

     Однако  разложение тоталитарного режима делало экономику Советского Союза неспособной  к самореформированию: в реальности социалистическая плановая экономика  на практике не существовала никогда, трансформировавшись в бюрократическую  систему, на поверхности которой были командные методы, а внутри — так называемый «бюрократический рынок», построенный по принципу «ты — мне, я — тебе», но только для лиц, имевших властные полномочия. Все это усугублялось нарастанием бытовых тягот. Карточки, талоны, пустые прилавки, падение значимости денег и нарастание натурального обмена создавали взрывоопасную обстановку. Это определило своеобразие реформирования экономики СССР  и направления её развития. 

     Экономическое реформирование, осуществляемое правительством СССР, основывалось на план рыночных реформ, предложенных правительством Н. Рыжкова, который к полноценному рынку не вел. Ответом на него явился план «500 дней», разработанный группой С. Шаталина и Г. Явлинского. В соответствии с ним за этот период предполагалось заложить основы для полновесного рынка, создать базу для разгосударствления производства, формирования частной собственности и одновременно стабилизировать финансовую сферу. Наряду с общерыночными декларациями план «500 дней» содержал и немало «рыночного романтизма».

Информация о работе Экономика СССР в годы перестройки