Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:23, курсовая работа
Целью курсовой работы было выявить закономерности развития экономики СССР в годы перестройки и выделить основные этапы этого процесса.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:
- анализ противоречий экономической жизни СССР на начальном этапе перестройки;
- определение основных направлений и причин краха плановой экономики в СССР;
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА НАКАНУНЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.
ГЛАВА 2. ПОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СССР.
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (1987-1991).
ГЛАВА 4. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Начало радикальному реформированию экономики положили две программы её развития разработанные в 1990 году. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа, впоследствии получившая название «500 дней». Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили прозападно настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство.19 В программе перехода к рыночной экономике «500 дней» утверждалось: «Со второй половины 1989 г. экономический кризис, переживаемый нашей страной, приобрел черты стагфляции; темпы инфляции увеличились до 15—20%, одновременно ускорился спад производства. Низкая эффективность действий правительства привела к окончательному развалу финансовой системы, гиперинфляции и одновременно к остановке все большего числа производств в силу распада хозяйственных связей.
Залог успеха реформы — ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным; неэффективность частичных реформ доказана опытом Венгрии и Югославии; только быстрота, всеохватность и радикальность изменений приведут к желаемому результату. Используя опыт преодоления социально-экономических кризисов (СССР — 1922—1924 гг., США — 1929—1932 гг., Германия, Франция, Япония — 1947—1949 гг.), необходимо также учитывать особенности сегодняшней экономической ситуации в стране.
Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина «отложенного» денежного спроса; гипертрофированное развитие одного подразделения общественного производства, оборонной и инвестиционной сферы; неразвитость инфраструктуры и недостаточная экономико-правовая подготовка населения; низкий уровень жизни.
Все
это диктует тактику
В
свою очередь в докладе
Не удалось обуздать опережающий рост денежных доходов населения. Все новые дефициты возникают на потребительском рынке. В критическом состоянии валютное положение страны.
Углубление кризиса по всему фронту на современном этапе нельзя объяснить только экономическими факторами. Очевидно, что все большее отрицательное воздействие на экономику оказывает нестабильность политической обстановки.
В стране перестают считаться с законами, подорвано уважение к органам власти и управления — от исполкома поселкового Совета до Совета Министров СССР. Появились такие новые, неизвестные в прошлом процессы, как массовые забастовки, межнациональные конфликты, экономическая блокада целых регионов, остановка производств, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства. Все это переплелось в тугой узел острейших политических и экономических проблем»21.
В
октябре 1990 г. Президент М. Горбачев
представил Верховному Совету СССР программу
“Основные направления
Программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другой предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже государственной собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек (коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела «500 дней» в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана «500 дней» в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлинского была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию.24 Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено, в нее вошли: Николай Петраков (помощник президента СССР), Станислав Шаталин (член президентского совета), Леонид Абалкин (экономист), Григорий Явлиннкий (представитель от СМ РСФСР) Борис Федоров (министр финансов РСФСР) и Николай Шмелев (член плановой и бюджетно-финансовой комиссии при СМ СССР). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным, президентом СССР М. Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект «500 дней» и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президентского”.25 У исходной формулировки программы и окончательного “президентского” варианта были следующие отличия.
1) Отсутствие
в «президентском» варианте
принципа преобладания
2) Исключения
раздела о ликвидации дотаций
всем без исключения
3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской” программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.
4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях” предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.
Но у обеих программ был один и тот же недостаток Они не давали никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики (если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК, а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам.26
Перемены
происходили в следующем
Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.
26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд. 24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ".
По закону "О собственности в РФ"27 владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом, уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры, которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".28
Вторым не менее принципиальным пунктом было то что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя (разумеется в пределах его финансовых возможностей). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово-посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.
В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона.
"Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные государства.
-Все
инвесторы пользуются равными
правами, защита этих прав
-Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной деятельности это превышает их полномочия.
-Инвестиции
не могут быть безвозмездно
национализированы или
Последующие месяцы не были отмечены чем либо примечательным. Медленно продвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве. Россия продолжала заключать межреспубликанские договора. Перед подписанием столь важного для себя документа президент Горбачев отправился в отпуск. В это время в России произошел путч.
В
послепутчевое время и
В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российских предприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда падение активности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с начала августа по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в два раза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположная тенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств чем в предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено в финансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу года инвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически по всем направлениям инвестиционной деятельности.
1) Объемами капитальных вложений.
2) Мерой их использования.
3) Размерами выпуска инвестиционных товаров.
4) Проведения жилищно-строительных работ.
По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 году сократился на 5% против уровня 1990 года31. На фоне масштабов общеэкономического спада это покажется незначительным. Однако инвестиционную сферу характеризуют не только финансовые но и натуральные показатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейших инвестиционных товаров таких как цемент, лен, производственное оборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результате срыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Кризис инвестиций приобрел стагфляционный характер.32 Известно, что стагфляция характеризуется резким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце 1991 года доля капитальных вложений предприятий уменьшилась на 20%, а доля средств идущих на компенсационные выплаты увеличилась на 16%. кроме того создалась ситуация двойного налогообложения: налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль изымалось примерно 40% прибыли у предпринимателя, что никак не способствовало улучшению инвестиционной обстановки.
В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплаты социального характера 50% из которых составляла материальная помощь. В это время сокращение производства, отставание денежных доходов от роста цен привели к значительному сокращению уровня потребления по сравнению с 1991 годом. Потребление мясных продуктов уменьшилось на 12%, молока и молочных продуктов на 18%, фруктов и яиц на 33%. Резко уменьшилась доля покупаемых товаров непродовольственного потребления. Если на потребительском рынке ощущался острый дефицит товаров то в финансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще в действиях правительства и Ц. Б. выделяется 2 периода. В течении первого периода удерживание роста количества денег в обращении находилось в центре внимания правительства и Ц. Б. Жесткий контроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономики в гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка была реализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массы удавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почти сбалансированным. Статистика денежного обращения в 1991 году свидетельствует о том, что население заплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета, во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учреждения Сбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежных доходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличности пополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб. Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. руб., что соответственно больше чем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счет эмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты, пенсий, пособий.33