Экономика отросли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Рыбная промышленность — одна из отраслей пищевой промышленности, осуществляющая добычу и обработку рыбы, морского зверя и других продуктов моря. Она включает в себя две отрасли: добывающую и обрабатывающую. В добывающей промышленности производственная деятельность человека направлена на получение из океанов, морей, рек, озер и других водоемов животного и растительного сырья. Объектами добычи являются разнообразные виды рыб, морские млекопитающие, моллюски, ракообразные, водная растительность.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
          1. Введение.

  Рыбная промышленность — одна из отраслей пищевой промышленности, осуществляющая добычу и обработку рыбы, морского зверя и других продуктов моря. Она включает в себя две отрасли: добывающую и обрабатывающую. В добывающей промышленности производственная деятельность человека направлена на получение из океанов, морей, рек, озер и других водоемов животного и растительного сырья. Объектами добычи являются разнообразные виды рыб, морские млекопитающие, моллюски, ракообразные, водная растительность.

  Обрабатывающая отрасль занимается переработкой добываемого сырья в различные виды пищевой, кормовой, медицинской и технической продукции. Ассортимент продукции, выпускаемой рыбообрабатывающей промышленностью, в настоящее время насчитывает более 700 наименований.

Рыбное  хозяйство страны оказывает существенное влияние на состояние экономики, поскольку является поставщиком  продуктов питания, кормовой продукции  для животноводческих хозяйств, ценных компонентов химической, фармакологической  и косметической промышленности.

    Рыбная  продукция ценится высоким содержанием  животного белка, который усваивается  организмом человека легче, чем белок  мяса теплокровных животных. Также  она содержит большое количество полезных веществ – витаминов, минеральных  веществ и аминокислот, необходимых человеку для роста, улучшения состояния костей и зубов, поддержания умственной деятельности мозга и в качестве профилактики сердечнососудистых заболеваний.

    Рыбное  хозяйство является основным стимулом градостроительства на прибрежных территориях, особенно в условиях Крайнего Севера. Большинство городов и населенных пунктов северных районов нашей страны живут за счет развития рыбохозяйственного комплекса, который остается там основным поставщиком рабочих мест. Успешное развитие предприятий рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего характера приносят значительный вклад в бюджет большинства северных областей.

    Как и в других сельскохозяйственных секторах экономики России в рыбохозяйственном  комплексе на данный момент наблюдаются  кризисные моменты. В основном это связано с отсутствием законодательной базы, призванной защищать права рыбопромысловых хозяйств, рыбоперерабатывающих предприятий и биологические ресурсы нашей страны.

    Работа  на предприятиях рыбопромышленной отрасли  осложняется несанкционированным выловом водных биологических ресурсов браконьерами, а также тяжелой экологической ситуацией, которая напрямую влияет на сокращение сырьевой базы. Помимо этого сильно ощущается износ основных фондов производств и недостаток вложений финансовых средств в их переоснащение. Большинство судов рыбопромыслового флота не удовлетворяют современным требованиям.

    Осложняется сложившаяся ситуация тем, что многие страны запретили российским судам  промысел рыбы и морепродуктов в  их исключительных экономических зонах  и районах действия международных конвенций по рыболовству. В связи с этим весь наш рыбопромысловый флот был переброшен в исключительную экономическую зону России, что повлекло за собой истощение запасов биологических ресурсов и сокращение уловов. С другой стороны можно наблюдать недоосвоение многих внутренних водных ресурсов из-за малоценности и низкой промысловой значимости сырьевой базы.

    На  сбыте продукции отечественных  рыбопромышленных предприятий сказывается  снижение потребительского спроса из-за низких доходов населения и высоких цен на рыбу и рыбопродукты. Возросший импорт морепродуктов стал следствием высокого процента экспорта необработанного сырья. Благодаря возможности реализации морепродуктов глубокой заморозки со сроком хранения до одного года на прилавках магазинов появился большой ассортимент качественной рыбопродукции стран-лидеров рыбной отрасли.

    Слабое  техническое оснащение рыбопромышленных предприятий, их экономическая нерентабельность, низкая конкурентоспособность нашей  продукции и трудности с транспортировкой способствуют увеличению доли экспорта иностранным компаниям необработанного сырья.

    Правительство России крайне заинтересовано в возрождении  этого стратегически важного  сектора экономики страны. Вложение средств в развитие рыбопромышленной отрасли положительно отразится на продовольственной безопасности нашей страны.

В связи  со сложившейся ситуацией было принято  решение о реализации ряда мер  по возрождению рыбохозяйственного комплекса России. В первую очередь  усовершенствованию должна подвергнуться законодательная база, которая будет направлена на защиту водных биологических ресурсов, повышение эффективности управления рыбным хозяйством страны, а также на поддержку предпринимательской деятельности и привлечение дополнительных финансовых средств в этот сектор экономики.

    Внимание  необходимо уделить рационализации использования водных биологических  ресурсов. Осуществить вложение необходимых  средств в искусственное разведение ценных промысловых пород и воспроизводство  водных биологических ресурсов. Необходимо полное переоснащение предприятий рыбопромышленного комплекса и внедрение новых технологий. Немаловажное значение имеет вложение средств в развитие внутреннего российского рынка морепродукции, строительство мощной обслуживающей инфраструктуры и транспортных путей, повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

    Для улучшения положения рыбных хозяйств в России необходимо уменьшить налоги, повысить рентабельность предприятий  и создать положительную инвестиционную ситуацию в отрасли. Необходима действительная государственная помощь: вложение крупных финансовых средств в развитие отрасли, предоставление доступных кредитов и выгодных условий лизинга, снижение ставок рефинансирования по кредитам, выдаваемым банками предприятиям рыбопромышленного комплекса за счет средств местных бюджетов. 
 

          1. Расчетная часть 

1. Значение и содержание рейсового плана.

    Рейсовый  план является основной формой планирования деятельности рыбопромысловых судов; По способу составления является оперативно-производственным, а исходя из длительности  периода – краткосрочным. При помощи рейсовых планов доводится задание предприятия до непосредственных исполнителей – экипажа судна. В рейсовом плане указывается объект  и район промысла, вид орудий лова и четыре группы показателей: эксплуатационные, производственные, трудовые и экономические.

    Эксплуатационные  показатели - бюджет времени работы судна на предстоящий рейс с указанием количества суток по каждому элементу (стоянка в порту до и после промысла, переход в район промысла и обратно, промысел) и календарных дат начала и окончания каждого из них.

    Производственные  показатели - отражают производственную программу судна на предстоящий рейс и зависят от его назначения:

    а) Для рыбодобывающих судов – объем  вылова по видовому составу, сортности, размерному ряду, в натуральном и стоимостном выражении.

    б) Для добывающе-перерабатывающих судов – объем вылова и выпуска готовой продукции по видам обработки, ассортименту, сортности, в натуральном и стоимостном выражении.

    в) Для рыбообрабатывающих судов – прием сырья и объем выпуска готовой продукции по видам обработки, ассортименту, сортности, в натуральном и стоимостном выражении.

    г) Для транспортных судов – объем  грузоперевозок и доходы от них.

    Трудовые  показатели – фонд заработной платы с распределением  сумм по элементам режима работы и производительность труда в натуральном и стоимостном выражении.

    Экономические показатели – смета затрат на содержание судна в рейсе, расчет себестоимости по отдельным статьям затрат, прибыль и рентабельность.

    Для разработки рейсового плана необходимы следующие нормативные документы:

1. Приказ по предприятию о вводе судна в эксплуатацию.

2. Типовые  рейсовые режимы работы судов.

3. Суточные нормы вылова рыбы (выпуск продукции).

4. Сдельные  расценки на вылов рыбы, выпуск продукции.

5. Типовое  штатное расписание судна.

6. Положение  по оплате труда на предприятии.

7. Действующие  на предприятии нормы снабжения судна топливом, водой, орудиями лова и другими материальными ценностями.

8. Действующие на предприятии цены на все виды снабжения и на продукцию, вырабатываемую на судне.

9. Тарифы  на услуги, оказываемые судну.

Разрабатывается рейсовый план экономической службой  предприятия, утверждается первым руководителем в двух экземплярах: один вручается капитану судна, а второй остается на предприятии для осуществления контроля за ходом выполнения задания и оперативного  управления.

2. Расчет эксплуатационных и производственных показателей.

Расчет  эксплуатационных показателей.

Эксплуатационные  показатели рассчитываются на основании типового режима и планируемой даты начала рейса. Для расчета эксплуатационных показателей используется типовой режим и дата начала рейса.

                  
Месяц   Стоянка переход Промысел  Итого
Январь    3     3       16   22
Февраль              28   28
Март              31   31
Апрель              30   30
Май    2      3       19   24
Итого    5      6        124    135

                  Таблица режима работы.

                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. 01. – 12. 01. – стоянка в порту, открытие рейса.

13. 01. – 15. 01. – переход в район промысла.

16. 01. – 19. 05. – промысел.

20. 05. – 22. 05. – переход в порт.

23.05. – 24. 05. – стоянка в порту, закрытие рейса.

Расчет  отгульных дней.

Во время  стоянки в порту – нет отгульных дней.

Во время  перехода в район промысла –1 отгульный день.

Во время  промысла – 40 отгульных дней.

Во время  перехода в порт – 1 отгульный день.

Во время  стоянки в порту – 1 отгульный день. 

Итого, за работу в выходные и праздничные дни подлежит оплате 43 дня. Из них: 40 дней по районному коэффициенту района промысла и 3 дня по районному коэффициенту порта приписки.  

Расчет  производственных показателей.

Для расчета  производственных показателей в  натуральном выражении используется нормативный суточный вылов и количество промысловых суток:

Вылов за рейс всего: сут. вылов x время промысла,

Выпуск  продукции за рейс: сут. вылов x время промысла.

Вылов: 12 x 124 = 1 488 (Ц.)

Выпуск: 10,5 х 124 = 1 302 (Ц.)

3. Расчет себестоимости  добычи краба (выпуска продукции).

Себестоимость продукции – представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты  в себестоимости продукции классифицируются  по двум признакам:

1) По  отношению к производственному  процессу:

а) Прямые – вызваны непосредственно выпуском каждой единицы (сырьё, материалы, заработная плата рабочим).

б) Косвенные  – связаны с управлением и  организацией производственной деятельности (содержание аппарата управления, почтовые, канцелярские и др.).

Информация о работе Экономика отросли