Начавшийся в
90-е годы ХХ века процесс
разгосударствления и дерегулирования
электроэнергетики потребовал серьезного
переосмысления задач управления развитием
и пересмотра подходов к планированию.
Разделение ВИК с выделением монофункциональных
компаний (генерирующих, сетевых, сбытовых),
переход контроля в генерации к частному
капиталу, замена прямого тарифного регулирования
конкурентным ценообразованием на основе
маржинальных затрат привели к децентрализации
принимаемых решений о развитии в электроэнергетике,
существенно сократили возможности прямого
государственного влияния на субъектов
отрасли.
Вместе с тем
опыт работы конкурентных рынков
наглядно показал, что хозяйствующие
субъекты органически неспособны самостоятельно
решить общесистемные задачи перспективного
развития электроэнергетики. В условиях
конкуренции даже на рынке одного региона
действует множество обособленных компаний
(конкурирующие генераторы, оператор сети,
диспетчер, сбытовые агенты), имеющих собственные,
несовпадающие друг с другом бизнес-стратегии,
ориентированные на критерии коммерческой,
а не общеэкономической эффективности
принимаемых инвестиционных решений.
Неудачей окончились
попытки сформировать полностью
автономную систему самоуправляющихся
конкурентных рынков в электроэнергетике,
способную без внешнего (государственного)
влияния не только эффективно
распределять существующие ресурсы
(выполнять диспетчеризацию генераторов),
но и продуцировать заблаговременные
и адекватные сигналы для инвестирования
в новые мощности разного типа (пиковые,
маневренные, базисные). В частности, объективно
«близорукий» спотовый рынок электроэнергии
не удалось дополнить конкурентным рынком
мощности, который смог бы сформировать
достаточные стимулы для инвесторов задолго
до возникновения дефицита на рынке.
Ограниченность
конкурентных механизмов в части
обеспечения стратегической устойчивости
энергоснабжения стала причиной возрождения
регулярной работы по долгосрочному прогнозированию
развития электроэнергетики во всех странах,
прошедших по пути либерализации рынка.
Целью этих работ, которые выполняются
государственными органами или уполномоченными
организациями, уже не является выработка
обязательных планов развития мощностей
и инвестиционных программ энергокомпаний.
В новых условиях такие работы ориентируются
на поиск разумного компромисса между
конкуренцией, надежностью энергоснабжения
и стоимостью электроэнергии для потребителей
на различных временных горизонтах.
В настоящее
время иерархия прогнозных работ
в конкурентной электроэнергетике
выстраивается во всех странах, где с конца
XX века идет активное реформирование,
хотя и в различном формате. Главным результатом
этой деятельности становится снижение
рисков для инвестиций в электроэнергетику
благодаря формированию более прозрачной
картины динамики рынка (прогноз спроса/предложения),
перспектив и приоритетов развития отрасли
и механизмов государственного влияния,
повышающих привлекательность бизнес-решений
в рамках заданных приоритетов.
В США регулярный
долгосрочный прогноз электроэнергетики
ежегодно представляется Администрацией
по энергетической информации (EIA) Министерства
энергетики (DOE) США на период 20 ─ 25 лет в составе «Ежегодного
энергетического обзора». В рамках этой
работы выполняется комплексный сценарный
прогноз развития электроэнергетики страны
(с выделением 13 крупнейших пулов), включая
динамику электропотребления и пиковых
нагрузок, изменения в структуре генерирующих
мощностей (вводы/выводы по типам генерации),
балансы электроэнергии и потребность
в топливе для электростанций, цены топлива
и электроэнергии (по категориям потребителей
и видам бизнеса).
«Ежегодный энергетический
обзор» является комплексным
прогнозом развития энергетики США,
поэтому представленный в нем прогноз
развития электроэнергетики методически
и информационно согласован с параметрами
развития остальных отраслей ТЭК и отвечает
долгосрочным приоритетам национальной
энергетической политики. Для количественных
оценок прогноза электроэнергетики в
рамках всего энергетического комплекса
страны используется уникальный мощнейший
информационно-модельный комплекс NEMS
(National Energy Modeling System).
Оценка условий
обеспечения надежности энергоснабжения
на среднесрочный период (10 лет)
ежегодно выполняется Североамериканским
советом по надежности (NERC) США, который
совместно с 8 региональными организациями
по надежности представляет ежегодный
«Долгосрочный отчет по оценке надежности»
. В рамках данной работы проводится подробный
анализ условий формирования балансов
мощности по основным энергобъединениям
США и Канады, включая оценку динамики
спроса, инвестиционных решений по генерации
и их достаточности для обеспечения резерва,
существующих сетевых ограничений и приоритетных
направлений развития сетевой инфраструктуры.
В качестве специального вопроса выделяется
надежность топливоснабжения электроэнергетики,
в том числе – развитие топливной инфраструктуры
для новых объектов.
По результатам
разработки «Долгосрочного отчета
по оценке надежности» NERC формирует
рекомендации по приоритетам
инвестиционного планирования в генерирующих
и сетевых компаниях, а также по совершенствованию
организационных и регулятивных процедур,
ускоряющих реализацию проектов. С повышением
статуса NERC как ведущей организации в
сфере обеспечения надежности энергоснабжения
в США и Канаде данные рекомендации являются
наиболее значимыми внешними сигналами
для всех участников рынка, хотя и не имеют
директивного характера.
Важно отметить,
что часть рекомендаций NERC направлена
на дальнейшее повышение эффективности
прогнозной деятельности, включая:
усиление координации
инвестиционных планов генерирующих
и сетевых компаний с синхронизацией
проектов строительства электростанций
и сетей для уменьшения дублирования предложений
и сетевых ограничений, как для выдачи
мощности, так и для энергоснабжения новых
потребителей;
увеличение горизонта
планирования развития основной электрической
сети, который в настоящее время
не превышает пяти лет и фактически
ориентирован на оперативные решения
в существующих критических регионах
(сечениях); NERC подчеркивает необходимость
формирования сетевыми компаниями долгосрочной
стратегии развития, отражающей изменения
в структуре и размещении спроса и генерации,
ориентированной на упреждающий прогноз
рисков ограниченности сетевой инфраструктуры
и подготовку мер по их снижению;
проведение специальных
работ энергокомпаний совместно
с администрациями штатов и поставщиками
топлива для прогнозирования рисков топливоснабжения
существующих и новых объектов (в т.ч. с
учетом температурных факторов) и выработку
мер по их предотвращению.
Наконец, прогнозная
оценка функционирования и развития
электроэнергетики на ближайшие два
года ежеквартально выполняется Администрацией
по энергетической информации (EIA) Министерства
энергетики (DOE) США в составе «Краткосрочного
энергетического обзора». В рамках этой
работы проводится регулярная корректировка
поквартальных объемов потребления электроэнергии
(по категориям потребителей), производства
электроэнергии (по типам генерации), потребности
в топливе (по видам), а также цен электроэнергии.
Как и при разработке «Ежегодного энергетического
обзора», прогнозы электроэнергетики
выполняются на национальном и региональном
уровнях и являются частью общего прогноза
развития энергетики страны.
Активная либерализация
рынков электроэнергии в странах
Европейского союза и их интеграция
в единое европейское энергетическое
пространство потребовали срочных мер
по созданию межъевропейских механизмов
мониторинга и прогнозирования условий
надежной работы и развития одного из
крупнейших энергообъединений в мире.
Так, в «Зеленой книге ЕС» подчеркивается
актуальность формирования в Евросоюзе
наблюдательного органа за надежностью
энергоснабжения, функцией которого станет
мониторинг и прогноз динамики спроса
и предложения на рынках ЕС, выявление
потенциальных рисков снижения надежности
на ранних стадиях и выработка мер по их
устранению совместно с Международным
энергетическим агентством (International Energy
Agency, IEA).
Долгосрочное
прогнозирование развития электроэнергетики
ЕС является обязательной частью
работ по формированию общеевропейской
энергетической политики. Данные работы
организуются и координируются Директоратом
по энергетике и транспорту Еврокомиссии
с привлечением правительств стран-участниц
и ведущих научных центров Европы. Как
правило, формат подобных прогнозных работ
предполагает разработку прогноза электроэнергетики
как составной части комплексного прогноза
топливно-энергетического баланса каждой
из стран ЕЭС на перспективу до 2030 года.
В результате для отрасли формируется
целостная картина перспективных балансов
электрической энергии и мощности, отражающая
долгосрочные изменения в структуре источников
по видам энергоресурсов и технологиям
и динамику спроса на топливо, согласованные
с целевыми параметрами полного энергобаланса
каждой страны. Прогноз объемных характеристик
развития электроэнергетики сопровождается
расчётом необходимых капиталовложений
и эксплуатационных затрат с оценкой долгосрочной
динамики цен электроэнергии для основных
категорий потребителей.
Наряду с долгосрочным
прогнозом развития электроэнергетики
как составной части ТЭК в
ЕС ведется работа по созданию
иерархической системы регулярного
прогнозирования развития электроэнергетики
на средне- и краткосрочную перспективу.
Принятая в 2005 г. Директива ЕС по надежности
энергоснабжения закрепляет за каждой
страной-членом обязательство по прогнозированию
баланса спроса и предложения мощностей
на пятилетний период, а также перспективной
оценки надежности энергоснабжения на
период до 15 лет. Эти функции осуществляет
аппарат UCTE (Union for the Co-ordination of Transmission of
Electricity), который совместно с национальными
сетевыми компаниями готовит расширенный
прогноз ситуации с надежностью в энергосистемах
ЕС с подробным анализом перспектив развития
генерации в каждой стране, ее сопоставлением
с внутренним спросом и потребностью в
резервах мощности, оценкой необходимых
объемов межгосударственных поставок
и требований к развитию сети. Во многом
состав задач, решаемых UCTE в рамках данного
прогноза, совпадает с работой NERC. Однако
итоговые рекомендации носят пока менее
конкретный и целевой характер, поскольку
механизмы выработки межгосударственных
решений в сфере надежности энергоснабжения
в ЕС еще только формируются.
Тем не менее
в отдельных странах ─ членах ЕС среднесрочные
прогнозы состояния электроэнергетики
уже являются неотъемлемой частью системы
управления надежностью. Так, в Великобритании,
стране ─
пионере конкурентного рынка, за электросетевой
компанией National Grid законодательно закреплена
функция регулярного прогноза перспективной
ситуации с надежностью энергоснабжения
на ближайшие 7 лет. В рамках данного прогноза
(GB Seven Year Statement) проводится вариантная
оценка сбалансированности национальной
энергосистемы и ее крупных региональных
частей с учетом роста потребления и ожидаемых
вводов генерирующих мощностей, определяются
диапазоны резервов мощности, обосновываются
решения по развитию основной электрической
сети.
Прогнозирование
развития электроэнергетики в
развитых странах наряду с
обеспечением надежности энергоснабжения
решает гораздо более широкий
круг задач при формировании
долгосрочной энергетической политики.
Структурные и технологические изменения
в отрасли традиционно рассматриваются
как один из наиболее мощных механизмов
перестройки всего топливно-энергетического
баланса, повышения национальной энергетической
безопасности и обеспечения требований
устойчивого развития (sustainable development), включая
все более жесткие экологические ограничения.
Для решения
этих задач были разработаны
достаточно мощные инструменты
в виде сложных комплексов
оптимизационных и имитационных
математических моделей и баз
данных. МЭА: Обзор Мировой энергетики
2007
Международное энергетическое
агентство (МЭА) выпустило Обзор
мировой энергетики за 2007 год (WORLD ENERGY
OUTLOOK 2007). Обзор показывает, что выбор
альтернативных сценариев развития
энергетики перестаёт быть интеллектуальным
упражнением, а становится неотложной
необходимостью. Развитие экономики в
Китае и Индии ведёт к беспрецедентному
росту уровня жизни в этих странах, расширению
мировой торговли и одновременно – к стремительному
росту потребления энергии.
Но изменения в
мировой энергетике в ближайшие
десятилетия затронут не только эти
две страны, а практически все
страны мира. Согласно базовому сценарию
МЭА, мировая потребность в энергии возрастёт
к 2030 году в полтора раза по сравнению
с нынешним уровнем. 45 процентов этого
прироста придётся на долю Индии и Китая,
потребности которых к 2030 году более чем
удвоятся по сравнению с 2005 годом.
Ископаемые энергоресурсы
по-прежнему будут доминировать
в производстве энергии. Самый
быстрый рост приходится на
долю угля в результате строительства
угольных ТЭС в Китае и Индии. Это вызовет
рост эмиссии СО2 в прогнозируемый период
почти на 60 процентов. Уже в текущем году
Китай обойдёт США в качестве самого обильного
источника парниковых газов в мире, а уже
к 2015 году к этим двум странам вплотную
приблизится Индия.
Зависимость потребителей
энергии от импорта нефти и
газа с Ближнего и Среднего
Востока и из России возрастёт.
В базовом сценарии нетто-импорт
сырой нефти в Китай и Индию взлетит с
5,4 миллионов баррелей в день в 2006 году
до 19,1 миллиона в 2030 году, что превысит
сегодняшний совокупный импорт США и Японии.
Если не будут осуществлены крупные инвестиции
на Ближнем и Среднем Востоке, то нельзя
исключить крупномасштабный кризис в
нефтеснабжении. Без перехода к альтернативным
сценариям, предполагающим более активную
экономию энергии и поиск новых её источников,
будущее мировой энергетики выглядит,
по мнению авторов обзора, весьма пасмурно.