Экономика электроснабжения города

Автор: s***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы.

Работа содержит 1 файл

курсовая №2.docx

— 60.29 Кб (Скачать)
    Федеральное агентство по образованию

    ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

        Филиал в городе Нижняя Тура

    
Курсовая  работа
По  дисциплине: Экономика городского        хозяйства.
 
Тема: Экономика электроснабжения города.
2010г.
 

Выполнил студент                                                                                                                    

Гр. 080502-31(К)

Нижняя  Тура.

Руководитель:                                                                                                                           

 

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………………………………………….3

2.Структура управления  отраслью…………………………………………………………………….5

3.Основные нормативно-правовые  документы  действующие в отрасли………8

4.Основные показатели  развития отрасли………………………………………………………11

5.Проблемы присущие  отрасли……………………………………………………………………….15

6.Зарубежный опыт  и модели управления отраслью…………………………………….16

7.Заключение……………………………………………………………………………………………………27

8.Литература…………………………………………………………………………………………………….30

 

Введение.

     Электроэнергетика является важнейшей  составной  частью топливно-энергетического  комплекса страны,  обладает   рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы.

    В Федеральном законе «Об электроэнергетике» дается определение:

«Электроэнергетика  – отрасль экономики  Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства  (в том  числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии,   оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта  и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам».

В настоящее время  нельзя представить себе жизнь и  деятельность современного человека без электричества. Оно уже давно и прочно вошло во все отрасли народного хозяйства и быт людей. Основное достоинство электрической энергии — относительная простота производства, передачи, дробления и преобразования.

Потребление энергии  в России (тепловой и электрической) сейчас составляет около 1 млрд т условного  топлива (ТУТ) в год. Из них не возобновляемые источники (нефть, газ и пр.) дают 97,9 %. При переработке топлива образуются окислы вредных веществ (NO, CO, CH), нанося невосполнимый ущерб окружающей среде. Однако, несмотря на это, около 15 % населения и 70 % территории страны испытывают недостаток в электрической и тепловой энергии.

Сегодня в связи  с экологическими и топливными проблемами в России восполняемые источники энергии начинают приобретать приоритетное значение. Для решения задач энергоснабжения Правительство РФ специальным постановлением от 24 января 1998 г. утвердило Федеральную целевую программу «Электроснабжение России».Реализация программы будет осуществляться с привлечением новейших разработок в области нетрадиционной энергетики.

Современный город  представляет собой сложный комплекс различных потребителей электрической энергии. Основная ее часть потребляется промышленностью (около 70%).

В последние годы область применения электроэнергии для коммунально-бытовых нужд, составляющая в среднем 20 % от общего потребления, заметно расширилась. В зависимости  от величины города, климатических  условий, уровня развития в нем промышленности и многих других факторов доля коммунально-бытовой нагрузки и удельное электропотребление (на одного жителя или на 1 м2 жилой площади) могут меняться в широких пределах.

В системе электроснабжения объектов можно выделить три вида электроустановок: – по производству электроэнергии — электрические станции; – по передаче, преобразованию и распределению электроэнергии — электрические сети и подстанции; – по потреблению электроэнергии в производственных и бытовых нуждах — приемники электроэнергии.

Подстанция 220 кВ Качканар установленной мощностью 390 МВА введена  в эксплуатацию в 1989 году. От ее надежной работы зависит бесперебойное энергоснабжение  города Качканара и его промышленных предприятий, среди которых Качканарский горно-обогатительный комбинат.

Электроснабжение, служит для обеспечения электроэнергией  всех отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, городского хозяйства и т. д.

1Структура управления отраслью.

Российская энергосистема  является четвертой в мире по производству и потреблению электроэнергии после США, Китая и Японии. Электроэнергетический сектор России состоит из более 440 тепловых и гидроэлектростанций и 10 атомных электростанций совокупной установленной мощностью около 212 ГВт, что составляет порядка 5%-6% мировых генерирующих мощностей. В 2008 г. электростанциями России было выработано 1 023,3 млрд. кВтч электроэнергии и отпущено 497,9 млн. Гкал тепла.

С 2000 г. российская электроэнергетическая  отрасль претерпела значительные изменения - 30 июня 2008 г. прекратило свое существование  вертикально-интегрированная монополия  – РАО «ЕЭС России», завершено  разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) секторов отрасли, запущен оптовый рынок электроэнергии (э/э) и мощности, и в соответствии с планом идет процесс его либерализации, в рамках приватизации электроэнергетических активов привлечены значительные инвестиции в отрасль.

Техническое управление работой Единой энергетической системы  Российской Федерации и обеспечение  ее надежного функционирования осуществляет ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» («СО ЕЭС»). Также «СО  ЕЭС» отвечает за исполнение обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничном рынке электрической энергии.

Структура управления Системного оператора единой энергосистемой страны выстроена в соответствии с территориально-административным делением России, консолидированной в единую вертикаль управления. ЕЭС России состоит из 7 объединенных энергосистем, в каждой из которой находится по соответствующему объединенному диспетчерскому управлению (ОДУ). На уровне субъектов федерации управление ведется 57 региональными диспетчерскими управлениями (РДУ). Реформа РАО ЕЭС позволила консолидировать в вертикальную систему ранее фактически независимые друг от друга уровни управления - Центральное диспетчерское управление федерального уровня, 7 ОДУ и 57 РДУ, входящих в состав соответствующего АО-энерго.

В целом же энергосистема  России называется «единой» весьма условно  – из-за ограниченных возможностей магистральных сетей свободный  переток электроэнергии между ОЭС и ряда регионов внутри ОЭС весьма затруднен. Так, ОЭС Востока работает практически полностью изолированно от ЕЭС России, режим работы ОЭС Сибири в составе ЕЭС достигается за счет перетоков мощности только в размере до 2 млн. кВт по транзиту Сибирь – Урал – Центр.

Административное  регулирование отрасли после  ликвидации РАО ЕЭС ведется недавно  созданным в составе Правительства  РФ Министерством энергетики России совместно с Ростехнадзором, ФАС  и ФСТ при непосредственном участии  рыночного регулятора в лице НП «Совет рынка по организации эффективной  системы оптовой и розничной  торговли электрической энергией и  мощностью» (НП «Совет рынка»).

Минэнерго является центром межведомственной консолидации действий электроэнергетической отрасли, и отвечает за разработку правил работы оптового и розничного рынка э/э (мощности), системы отраслевых стандартов, лицензирование, и управление госкомпаниями. Ростехнадзор отвечает за соответствие требований экологической и технической безопасности. ФАС осуществляет контроль сделок M&A в сфере электроэнергетики и за соблюдением антимонопольного законодательства.

НП «Совет рынка», объединяющее всех субъектов оптового рынка, обеспечивает функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) - участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, осуществляет контроль деятельности Системного оператора, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.

На уровне розничного рынка центром саморегулирования  отрасли выступает НП «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний» (НП «ГП и ЭСК»). Задачами НП является организация взаимодействия участников на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а также формирование предложений по энергосбытовой деятельности для включения в нормативные правовые акты, регулирующие отношения на рынке электроэнергии.

Подобная структура  управления отрасли, включающая государственный  уровень и рыночный уровень саморегулирования, показала свою жизнеспособность после ликвидации РАО ЕЭС. Хотя безусловным испытанием системы регулирования отрасли станет преодоление форс-мажорных ситуаций, связанных с экономическим кризисом – пересмотр инвестиционных программ генерирующими компаниями, возникновение значительных просрочек и неплатежей по поставленной энергии на оптовом и розничном рынках, закрытие кассовых разрывов энергосбытовых компаний и т.п. 
 

 
 

 

 
 

2 Нормативно-правовые документы.

В настоящее время  в период развития рыночных отношений  основополагающими нормативными документами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональном уровнях.

Эти государственные  акты, как и принято, подкреплены  подзаконными нормативно-правовыми документами.

Одним из основополагающих законодательных документов стал Гражданский  Кодекс Российской Федерации, который предполагает рассмотрение вопросов поставки и потребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованными сторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.

В дополнение к статьям  ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующие законодательные и правовые акты:

к ст. 544 «Оплата энергии» - «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный  газ» (утвержден постановлением Правительства  РФ от 04.04.2000 № 294);

к ст. 546 «Изменение и  расторжение договора энергоснабжения» - «Порядок прекращения или ограничения  подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);

Федеральный закон  «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.

Федеральный закон  «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ;

Вопросы упорядочения тарифов на электроэнергию постоянно  находятся в центре внимания на самом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах и постановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».

. Постановление Правительства  РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании  в отношении электрической и  тепловой энергии в Российской  Федерации»;

. Приказ ФСТ от 21.08.2007 г. № 166-3/1 «Об утверждении  правил определения стоимости  электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке  по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических  объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов  в связи с изменением договорного  объема потребления электрической  энергии»;

Информация о работе Экономика электроснабжения города