Экономика электроснабжения города

Автор: s***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы.

Работа содержит 1 файл

курсовая №2.docx

— 60.29 Кб (Скачать)

 Постановление  РЭК Свердловской области от 17.10.2006 г. № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области»;

 Постановление  Правительства Свердловской области  от 22.12.2006 г. № 1085-ПП «Об утверждении  социальных норм потребления  электрической энергии населением  Свердловской области»;

 Приказ ФСТ  РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении  методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»;

 Постановление  РЭК СО от 07.11.2008 г. № 134-ПК  «Об утверждении тарифов на  электрическую энергию, поставляемую  населению, бюджетным потребителям  Свердловской области»;

 Постановление  РЭК СО от 07.11.2008 г. № 135-ПК  «Об утверждении тарифов на  электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, прочим потребителям Свердловской области»;

 Постановление  РЭК СО от 07.11.2008 г. № 138-ПК  «Об утверждении тарифов на  электрическую энергию (мощность), отпускаемую производителями электрической энергии, гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, по договору купли-продажи (поставки)»;

До каждого руководителя и специалиста энергослужб должны быть доведены основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ 28 августа 2003 г., где в разд. 6.5 «Электроэнергетика» отражены в перспективе стратегические цели развития отечественной электроэнергетики.

На книжной полке  руководителя энергослужбы (ответственного за электрохозяйство) в обязательном порядке, наряду с нормативно-технической, производственной и справочной литературой, должны находиться законодательные и правовые документы, а также литература экономического содержания.

Необходимость в  правовых и экономических знаниях  в условиях рыночных взаимоотношений  между производителями, поставщиками и потребителями электрической  энергии, их знание и умение ими владеть, позволит качественно и успешно  решать проблемы организации управления электроэнергетическим хозяйством.

3 Основные показатели развития отрасли.

Тарифы на электрическую  энергию в РФ представляют собой  систему ценовых ставок, по которым  осуществляются расчеты за электрическую  энергию. Тарифную политику в электроэнергетике можно определить как систему мер для реализации определенных государственных социально-экономических стратегий путем регулирования и контроля тарифов на электрическую и тепловую энергию. В настоящее время на федеральном уровне регулирования методом индексации устанавливаются тарифы оптового рынка и предельные уровни тарифов. Региональные органы регулирования и органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют ценообразование на розничных рынках, где применяются метод обоснованных затрат и метод обоснованной нормы прибыли на инвестированный капитал. На региональном уровне всем потребителям предоставлено право выбора вида тарифа (одноставочный, двухставочный, дифференцированный по времени). Однако реализация этого права большинством потребителей затруднена, так как требует совершенствования системы учета потребленной энергии и дополнительной просветительской работы с потребителями.

К основным принципам  действующей тарифной политики относятся  обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии, экономическая обоснованность производственных затрат и прибыли и другие. Таким образом, необходимость решения двух основных задач государственного регулирования – обеспечения условий для достижения экономической эффективности энергокомпаний и реализации интересов потребителей – здесь учтена. Вместе с тем, реальное достижение баланса между этими двумя конкурирующими целями оказывается проблематичным, и разработка соответствующих механизмов тарифной политики представляется актуальной.

С одной стороны, тарифное регулирование в электроэнергетике  длительное время использовалось как  средство для решения острых социально-политических проблем путем искусственного сдерживания  роста тарифов (ради реализации общественных интересов). В результате возник дефицит  инвестиций в основные фонды отрасли. Имеет место практика перекрестного субсидирования населения промышленностью. Суть этой практики заключается в том, что тарифы для населения занижены, а тарифы для промышленности завышены по сравнению с издержками по обслуживанию этих групп потребителей. Все это свидетельствует о дисбалансе в ущерб эффективности.

В настоящее время  тарифная политика в электроэнергетике  предполагает повышение эффективности ценообразования путем выравнивания пропорций между ценами и издержками по обслуживанию различных групп потребителей. Реализуется поэтапное устранение перекрестного субсидирования населения промышленностью, которое выражается в повышении относительных цен на электроэнергию для населения и в понижении относительных цен для крупных промышленных предприятий. Однако повышение тарифов для населения должно быть соразмерным с его реальными доходами. Кроме того, за годы экономических реформ возникла исключительная дифференциация в доходах населения. Поэтому тарифы, заниженные для всех в равной мере, неэффективны: они косвенно предоставляют обеспеченным семьям в целом большую субсидию, чем семьям с низкими доходами.

Современная теория и мировая практика ценообразования  в электроэнергетике накопили обширный арсенал методов расчета цен, основанных на принципе их оптимизации по определенному критерию и поэтому называемых моделями эффективных цен. Несмотря на теоретическую разработанность этих моделей ценообразования и на их апробированность за рубежом, в нашей стране до настоящего времени они остаются без должного внимания. Наиболее распространенным критерием оптимизации цен является максимизация функции общественного благосостояния всех субъектов рынка при достижении регулируемой фирмой заданного уровня прибыли. Именно по такому принципу строятся цены Рамсея, а также классические модели тарифов, дифференцированных по времени.

Другими эффективными моделями цен являются многоставочные тарифы со ставками, зависящими от объема потребления электроэнергии. В российской практике весьма конструктивной представляется идея комбинирования двух типов таких  тарифов (с повышающимися и с  понижающимися ставками по мере роста  объема потребления) в одном меню, когда потребителю предлагается на выбор один из двух тарифов.

Эффективные многоставочные тарифы, дифференцированные по времени, строятся по тому же принципу максимизации функции благосостояния при условии достижения энергокомпанией заданного уровня прибыли. Они являются инструментом управления спросом, позволяющим частично «сдвигать» спрос из пикового периода во внепиковый для оптимизации использования производственных мощностей. С практической точки зрения важно отметить следующие их свойства: 1) издержки по содержанию дополнительной пиковой мощности должны оплачивать исключительно потребители пикового периода. Это позволяет создать должные стимулы для сдвига части спроса из «пика» во «внепик», и оптимизировать загрузку мощностей энергофирмы; 2) определение экономически обоснованного уровня эффективных цен, дифференцированных по времени и обеспечивающих заданный уровень рентабельности энергоснабжения, предполагает учет не только издержек производства, но и характеристик спроса в обоих периодах. Наилучших результатов управления спросом с помощью эффективного пикового ценообразования можно добиться в случае сравнительно высокой степени эластичности спроса в пиковый период, что характерно в России скорее для промышленных предприятий, чем для населения; 3) максимальный экономический эффект от применения дифференцированных по времени тарифов можно получить только при их сквозном использовании, т.е. когда как покупка, так и продажа энергии и мощности будут осуществляться по единым дифференцированным тарифам. Имея в виду эти свойства и совершенствуя средства учета объемов и времени потребления электроэнергии, можно рассчитывать на хорошие перспективы внедрения данного вида тарифов в российскую практику.

Для решения проблемы защиты населения с низкими доходами от повышения цен на электроэнергию в условиях ликвидации перекрестного  субсидирования разработана и предложена модель тарифного меню, которое предоставляло  бы для потребителей возможность  выбора одного из многоставочных тарифов. Предусматривается включение в  меню тарифов как с повышающимися  ставками по мере роста объема потребления (привлекательные для бедных), так и с понижающимися ставками (привлекательными для обеспеченных слоев населения). При этом потери от обслуживания низкодоходных потребителей компенсируются приростом выручки от обслуживания платежеспособных (состоятельных) потребителей, достигнутым в определенной степени за счет увеличения ими энергопотребления. Основой для расчета тарифных ставок при построении меню является принцип сохранения на прежнем уровне (по сравнению с простым одноставочным тарифом) обоснованного уровня выручки энергоснабжающей организации.  

4 Проблемы присущие отрасли.

Основными факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются:

высокая (более 50%) степень  износа основных фондов;

сократился ввод в действие новых производственных мощностей;

практика продления  ресурса оборудования закладывает  будущее отставание в эффективности  производства. Наблюдается высокая  аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;

сохраняющийся в  отрасли дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасль может стать тормозом начавшегося экономического роста;

политика поддержания относительно низких цен на электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;

несоответствие производственного  потенциала  мировому научно-техническому уровню. Энергетическое оборудование, используемое в электроэнергетической отрасли, неэкономично;

высокая зависимость  нефтегазового сектора и, как  следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России;

отсутствие развитого  и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику  функционирования отрасли.

5.Зарубежный опыт и модели управления отраслью.

Мировой опыт разработки перспектив развития электроэнергетики 

Вплоть до конца XX века во всем мире для электроэнергетики  были  характерны вертикально интегрированные компании (ВИК), объединяющие всю цепочку производства, передачи и распределения электроэнергии в рамках единой энергетической компании-монополиста, оперирующей на рынке региона или всей страны. В этих условиях компания-монополист несла ответственность за надежность энергоснабжения  всех  потребителей на территории обслуживания (регион или страна в целом) и она же концентрировала необходимые для этого ресурсы (генерирующие мощности, магистральные и распределительные сети). Централизация управления внутри компании сопровождалась жестким контролем ее деятельности со стороны государства, осуществлявшего прямое регулирование цен (тарифов) на электроэнергию. Таким образом, в отрасли были созданы условия для развития методов централизованного планирования, ориентированных на критерии общеэкономической эффективности.

 В странах с  частными электроэнергетическими  ВИК (США, Германия) централизованное планирование велось на уровне корпораций (в пределах «территории обслуживания») и было неотъемлемой составляющей взаимодействия с регулирующими государственными органами при обосновании тарифов с учетом необходимых инвестиций и возмещения расходов на обслуживание финансовых ресурсов. В странах, где электроэнергетика была частью госсектора экономики (большинство стран Европы, в т.ч. Франция, Великобритания, Италия), энергоснабжение обеспечивалось одной национальной компанией-монополистом. При этом планирование развития выполнялось на национальном уровне, т.е. охватывало отрасль в целом и обеспечивало обоснование необходимых объемов государственной поддержки электроэнергетики.

 Высокая степень  хозяйственной интеграции ВИК  позволяла систематически вести  планирование и проектирование  развития электроэнергетики, обеспечивая надежное удовлетворение растущего спроса при минимизации интегральных затрат на развитие региональных и единой национальной энергосистемы. Позднее в западной литературе этот подход назвали планированием по минимуму полных затрат (least cost planning). Его эволюция связана с переходом к совместному планированию производства и потребления электроэнергии – методу комплексного планирования ресурсов (КПР, integrated research planning). Особенностью КПР является равноправное рассмотрение мер по энергосбережению и управлению нагрузкой потребителей (demand-side management) как составной части планирования производственных ресурсов вертикально интегрированной компании.

Информация о работе Экономика электроснабжения города