Экономика беларуси

Автор: v******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 15:15, творческая работа

Описание работы

В Основных положениях даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Официальные документы.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

формирование системы  республиканских, региональных и зарубежных оптовых логистических центров; 
 

расширение в сфере  бытового обслуживания сети филиалов и мини–отделений, в том числе  создание в организациях торговли и  службы быта сети удаленных пунктов  по оказанию бытовых услуг, предоставление бытовых услуг через организации  связи; 
 

ускоренное развитие приоритетных отраслей сферы услуг  — информационных, телекоммуникационных, финансовых, логистических, услуг рыночной инфраструктуры, а также социальных услуг, повышающих качество жизни населения; 
 

создание условий  для перемещения капитала и трудовых ресурсов в сферу услуг из других секторов национальной экономики. 
 

Важными секторами  сферы услуг выступают транспорт  и связь. 
 

Высокоразвитая современная  сеть пассажирских и грузовых перевозок  для жителей всех населенных пунктов  республики, повышение конкурентоспособности  отечественных транспортных услуг  на мировом рынке, расширение перечня, рост экспорта транспортных услуг и  эффективное использование международных  транспортных коридоров, проходящих через  территорию Беларуси, — основные задачи развития транспорта. 
 

Для их выполнения намечается: 
 

создание современных  логистических центров и систем, обслуживающих внутренний и внешний  рынки, развитие инфраструктуры международных  транспортных коридоров, проходящих по территории республики; 
 

концентрация грузов на эффективных транспортных потоках; 
 

повышение технического уровня республиканских автомобильных  дорог, реконструкция по параметрам  
 

I категории участков  дорог в направлении от г.  Минска к областным центрам; 
 

пополнение и обновление парков подвижного состава транспортных организаций на основе экономичных  и экологичных транспортных средств; 
 

дальнейшая электрификация Белорусской железной дороги; 
 

развитие скоростных перевозок пассажиров транспортом  общего пользования; 
 

повышение качества предоставления услуг на пассажирском транспорте; 
 

повышение рейтинга Республики Беларусь по «индексу логистики» и «торговле через границу» и  вхождение ее в число пятидесяти ведущих стран мира по этим показателям. 
 

В результате транспортная система Республики Беларусь будет  соответствовать международным  требованиям по безопасности и экологичности, станет более экономичной, комфортабельной  и доступной. Протяженность участков республиканских автомобильных  дорог I категории увеличится на 314 километров и к 2015 году составит 1,4 тыс. километров. Повышение скоростей доставки грузов и сокращение перечня дорог, на которые  вводятся сезонные ограничения, будет  способствовать увеличению в 2015 году доходов от транзита до 2,4 млрд. долларов США, или в 1,6 раза к уровню 2010 года. 
 

В сфере услуг  связи к концу 2015 года до 99,8 процента увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением  новых высокотехнологичных средств  связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного  широкополосного доступа в сеть Интернет. 
 

Благодаря созданию и обеспечению функционирования государственной системы предоставления информационных услуг на 50 процентов  сократится время оказания услуги. 
 

Будет обеспечено внедрение  передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни, что позволит значительно  повысить производительность труда  и качество жизни населения республики. 
 

Для этого предусматривается: 
 

формирование современной  информационно–коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к  мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно–программной  платформы (IMS–платформы) на опорной  сети национального оператора; 
 

развитие цифрового  теле– и радиовещания, прогрессивных  видов подвижной электросвязи, широкополосного  доступа в сеть Интернет на всей территории республики; 
 

расширение использования  и доступности информационно–коммуникационных технологий в различных сферах жизни  общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения); 
 

создание условий  по увеличению экспорта услуг в сфере  информационно–коммуникационных технологий. 
 

Реализация мер  по ускоренному развитию сферы услуг  позволит повысить производительность общественного труда и комфортность жизни людей, решить проблему занятости, расширить перспективные для  страны внешние рынки услуг и  увеличить объемы их экспорта. 
 

Удельный вес сферы  услуг в ВВП достигнет 47 процентов, а доля работающих в данной сфере  в общем объеме занятых в экономике  — 58 процентов. 
 

8. Внешнеэкономическая  деятельность 
 

Открытость Республики Беларусь и вовлеченность в мировые  хозяйственные связи в значительной степени определяют зависимость  экономики страны от конъюнктуры  и тенденций, складывающихся на внешних  рынках. Беларусь, не обладающая достаточными природными и энергетическими ресурсами, вынуждена тратить значительные объемы валютных средств на их закупку. В этой связи важнейшими приоритетами развития должны стать повышение  эффективности внешней торговли и обеспечение сбалансированности внешнеэкономических отношений. 
 

Стратегическими задачами на предстоящее пятилетие являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение  его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное  сальдо внешней торговли, совершенствование  системы правового и информационного  сопровождения внешнеэкономической  деятельности. 
 

Для решения указанных  задач необходимо: 
 

повышение эффективности  действующих и создание новых  экспортно ориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и  объемов поступления валютной выручки; 
 

увеличение доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно–коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и  прочих услуг; 
 

увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной  стоимостью; 
 

развитие системы  кредитования и страхования экспорта, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи для продвижения отечественных  товаров и услуг на зарубежные рынки; 
 

привлечение кредитных  ресурсов и прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  страны в инвестициях; 
 

снижение импортоемкости ВВП; 
 

освоение новых  внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично  развивающимися странами Азии и Латинской  Америки; 
 

создание предприятий  за рубежом в целях снижения транзакционных издержек и увеличения экспортной прибыли; 
 

активизация участия  Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово–экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое  пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство); 
 

устранение барьеров доступа товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений  в торговле с основными странами–партнерами; 
 

упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных  технологий таможенного администрирования; 
 

приближение нормативных  правовых актов к требованиям  ВТО, что будет иметь важное значение для привлечения прямых иностранных  инвестиций и расширения рынков сбыта; 
 

гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных  требований к производимой продукции  с нормами ЕС/ОЭСР для выхода на новые экспортные рынки. 
 

Реализация перечисленных  мероприятий позволит увеличить  экспорт товаров и услуг в 2,2 раза и выйти на положительное  сальдо внешней торговли. 
 

9. Социально–экономическое  развитие регионов страны 
 

Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование  возможностей регионов с учетом специфики  климатических, экономических, человеческих ресурсов. 
 

Основные цели —  повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого  развития территорий, создание благоприятной  среды жизнедеятельности населения  независимо от места проживания. 
 

Для достижения указанных  целей предусматривается: 
 

развитие эффективных  направлений размещения производств  в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и  услуг; 
 

обеспечение сбалансированного  воспроизводства и рационального  использования в регионах местных  природных ресурсов; 
 

улучшение экологической  ситуации в крупных промышленных центрах; 
 

повышение инициативы и ответственности органов местного управления и самоуправления при  решении региональных проблем социально–экономического развития. 
 

Для решения этих задач необходимо: 
 

взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих производств  региональной экономики, гарантирующее  комплексное решение проблем, максимальные социально–экономический и экологический  эффекты; 
 

дальнейшее развитие свободных экономических зон, повышение  эффективности работы градообразующих  организаций малых и средних  городских поселений, стимулирование размещения в них новых предприятий  и организаций; 
 

развитие предпринимательства, формирование региональной инновационной  инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес–инкубаторы, сети трансферта технологий, специализированные консалтинговые организации; 
 

организация региональных межотраслевых производств, кооперативно–интеграционных  структур путем объединения отраслевых и межотраслевых комплексов в  единую хозяйственно–технологическую систему; 
 

приближение социальных услуг к потребителям, оптимизация  сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально–технической  базы; 
 

развитие социальной инфраструктуры села, малых и средних  городских поселений; 
 

формирование территориальных  социально–культурных центров многофункционального характера, обслуживание отдаленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб; 
 

развитие производств  и видов деятельности, связанных  непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского  и лесного хозяйства; 
 

развитие городов–спутников  г. Минска. 
 

Особое внимание в региональном развитии будет уделено  расширению и созданию производств  на основе местных сырьевых ресурсов. 
 

Предполагается обеспечить: 
 

увеличение использования  в производстве местных сырьевых ресурсов с максимальной глубиной переработки  и ограничение экспорта местных  видов сырья и полуфабрикатов; 
 

снижение зависимости  экономики страны от импортируемого сырья посредством максимально  возможного замещения местными сырьевыми  ресурсами. 
 

Информация о работе Экономика беларуси