Экономика беларуси

Автор: v******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 15:15, творческая работа

Описание работы

В Основных положениях даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Официальные документы.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует: 
 

внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно  ко всем формам институциональных инвесторов; 
 

разработки нормативной  правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих  компаний; 
 

определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний; 
 

создания институтов коллективных инвесторов в форме  инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных). 
 

Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом  системы защиты законных прав и интересов  инвесторов. 
 

Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего  риска банкротства финансовых организаций  и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг  инвесторам), выравнивание условий  совершения инвесторами операций с  финансовыми активами. Особенно благоприятную  роль они должны сыграть в части  финансовой поддержки предпринимательства. 
 

5.6. Ценовая и антимонопольная  политика 
 

Основными задачами ценовой политики являются переход  к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях  стимулирования структурной перестройки  экономики, повышения качества и  конкурентоспособности продукции. 
 

Государственное регулирование  цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию  организаций–монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень  населения социально значимые товары, в том числе лекарственные  средства, жилищно–коммунальные услуги, оказываемые населению. 
 

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой  увязке с ростом доходов населения  и осуществлением необходимых мер  по социальной защите. Предусматривается  отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию  для отдельных юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. 
 

По мере роста  доходов граждан будет увеличиваться  уровень окупаемости населением затрат на услуги жилищно–коммунального  хозяйства. В целом уровень окупаемости  затрат тарифами на услуги жилищно–коммунального  хозяйства в 2015 году не превысит 60 процентов. 
 

Антимонопольная политика будет направлена на: 
 

достижение эффективного функционирования товарных рынков; 
 

предотвращение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. 
 

Для ее реализации потребуется: 
 

совершенствование нормативной правовой базы в части  предупреждения, ограничения и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, монополистической деятельности органов  государственного управления, а также  юридических лиц, в том числе  занимающих доминирующее положение  на рынках; 
 

гармонизация законодательства в сферах естественных монополий  и конкурентной политики в рамках формирования Единого экономического пространства; 
 

организация контроля над монополистической деятельностью  в целях недопущения возникновения  и усиления доминирующего положения  на товарных рынках и ограничения  конкуренции; 
 

совершенствование государственного регулирования деятельности юридических лиц, доминирующих на товарных рынках. 
 

В результате будет  сформирована экономика, основанная на добросовестной конкуренции и свободном  ценообразовании, что создаст адекватные стимулы для структурной перестройки  и роста эффективности производства. 
 

6. Развитие инновационной  и инвестиционной деятельности 
 

Обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных  наукоемких производств. 
 

Для решения поставленных задач необходимы: 
 

модернизация важнейших  секторов экономики на основе технологического обновления производства; 
 

формирование эффективной  национальной инновационной системы; 
 

развитие материально–технической  базы науки; 
 

формирование рынка  научно–технической продукции и  объектов прав интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры; 
 

расширение международного научно–технического и инновационного сотрудничества; 
 

создание действенной  системы защиты прав интеллектуальной собственности; 
 

расширение подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в  условиях наукоемкой экономики, в том  числе привлечение специалистов из–за рубежа. 
 

Особое внимание будет уделено развитию инновационных  производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта. 
 

Планируется поднять  Парк высоких технологий на качественно  новый уровень. Он должен стать центром  создания и вовлечения передовых  технологий во все сферы отечественной  экономики, своего рода полигоном для  отработки перспективных проектов. 
 

Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет  нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест. 
 

Основными задачами инвестиционной деятельности являются: 
 

совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны; 
 

повышение эффективности  инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации; 
 

создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики. 
 

Главными направлениями  их реализации станут: 
 

вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных  производств; 
 

модернизация действующих  предприятий на основе новейших технологий; 
 

создание условий  и механизмов привлечения средств  населения для инвестирования в  основной капитал; 
 

поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях  максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение  защиты интересов отечественных  и иностранных инвесторов и создание для них равных условий; 
 

развитие перспективных  форм привлечения инвестиций (проектное  и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного  партнерства. 
 

Для обеспечения  благоприятного инвестиционного климата  наряду с либерализацией и приватизацией  необходимы оптимизация налоговой  системы и отчетности, изменения  в сфере требований при осуществлении  административного контроля; обеспечение  и соблюдение прав собственности, в  том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение  неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к  рынку недвижимости и земельным  участкам; развитие информационной поддержки  инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур. 
 

Осуществление указанных  направлений позволит повысить инновационную  и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной  системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках. 
 

Доля инновационной  продукции в общем объеме отгруженной  продукции промышленности увеличится до 20 — 21 процента. 
 

Объем прямых иностранных  инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет  в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году. 
 

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран  мира, наиболее привлекательных для  зарубежных инвестиций. 
 

7. Развитие реального  сектора экономики* 
 

В предстоящем пятилетии  предусматривается повышение эффективности  и совершенствование структуры  реального сектора экономики  на основе приоритетного развития наукоемких видов экономической деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных  и обслуживающих производств, рационального  использования внутренних ресурсов. 
 

7.1. Промышленное  производство 
 

В промышленном комплексе  Республики Беларусь сосредоточено 26 процентов от общей численности  занятого в экономике населения  и более 30 процентов основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5 процента национального ВВП и около 90 процентов экспортируемых товаров. 
 

Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных  производств, наращивание выпуска  высококачественных и востребованных на рынках товаров. 
 

Основными направлениями  реализации указанных задач станут: 
 

ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение  действующих производств в целях  углубления переработки используемого  сырья; 
 

организация новых  специализированных производств, использующих современные технологии, передовые  научные разработки, имеющих высокую  долю добавленной стоимости в  цене производимой продукции: строительство  завода по производству листового проката; создание азотного комплекса в составе  совмещенного производства аммиака  и метанола; постановка на производство нового поколения автобусов большого и особо большого класса; создание производства по выпуску самоходного  зерноуборочного комбайна пропускной способностью 16 кг/с и системы  машин для картофелеводства; организация  производства карьерных самосвалов грузоподъемностью до 500 тонн с применением  электронных систем управления трансмиссией; 
 

укрепление материально–технической  базы отраслевой науки в целях  создания высокоэффективных и конкурентоспособных  образцов технологий и новых видов  продукции. Это позволит создавать  отечественные сельскохозяйственные машины и оборудование нового поколения  для важнейших отраслей сельского  хозяйства, оснащенные электромеханическими силовыми установками, современной  бортовой электроникой, не уступающие по качеству, надежности и энергопотреблению  лучшим зарубежным аналогам; 
 

достижение высокого уровня качества выпускаемой техники, соответствующего действующим и  перспективным требованиям стран  Европейского союза, которое будет  осуществляться за счет создания современных  производств, в частности производства автомобильных компонентов мирового уровня, электротрансмиссий, бортовой автоэлектроники и других элементов, соответствующих требованиям Евро–5, Евро–6; 
 

выпуск новых лекарственных  средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и диагностических  средств, организация производства нового поколения противоопухолевых  лекарственных средств, а также  лекарственных средств для лечения  сердечно–сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, антиинфекционных лекарственных средств, биопрепаратов  из плазмы крови. Фармацевтические организации  будут переходить на принципы международных  требований Надлежащей производственной практики (GMP), что позволит обеспечить к концу пятилетия увеличение объемов производства отечественных  лекарственных средств на 45 процентов  и диагностикумов на 20 — 25 процентов; 
 

Информация о работе Экономика беларуси