Автор: v******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 15:15, творческая работа
В Основных положениях даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.
Развитие инвестиционных
фондов будет направлено на создание
эффективного механизма инвестирования
средств в национальную экономику.
Это потребует:
внедрения принципа
единства стандартов инвестирования применительно
ко всем формам институциональных инвесторов;
разработки нормативной
правовой базы, регламентирующей деятельность
инвестиционных компаний, управляющих
компаний;
определения основных
принципов взаимодействия национальных
и зарубежных инвестиционных фондов
и компаний;
создания институтов
коллективных инвесторов в форме
инвестиционных фондов различных видов
(открытых, закрытых, инвестиционных, паевых,
пенсионных, венчурных, инновационных).
Внедрение на финансовом
рынке механизмов в виде компенсационных
(гарантийных) фондов будет важным элементом
системы защиты законных прав и интересов
инвесторов.
Создание и развитие
указанных фондов направлено на снижение
инвестиционных рисков (прежде всего
риска банкротства финансовых организаций
и риска недобросовестного
5.6. Ценовая и антимонопольная
политика
Основными задачами
ценовой политики являются переход
к рыночным механизмам ценообразования,
совершенствование механизмов государственного
ценового регулирования в целях
стимулирования структурной перестройки
экономики, повышения качества и
конкурентоспособности
Государственное регулирование
цен будет сохранено на ограниченный
перечень товаров (работ, услуг), продукцию
организаций–монополистов и отдельные,
определяющие жизненный уровень
населения социально значимые товары,
в том числе лекарственные
средства, жилищно–коммунальные услуги,
оказываемые населению.
Тарифная политика
будет нацелена на постепенное возмещение
обоснованных затрат при жесткой
увязке с ростом доходов населения
и осуществлением необходимых мер
по социальной защите. Предусматривается
отмена с 2013 года льготных цен (тарифов)
на природный газ и энергию
для отдельных юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.
По мере роста
доходов граждан будет
Антимонопольная политика
будет направлена на:
достижение эффективного
функционирования товарных рынков;
предотвращение
Для ее реализации потребуется:
совершенствование
нормативной правовой базы в части
предупреждения, ограничения и предотвращения
нарушений антимонопольного законодательства,
монополистической деятельности органов
государственного управления, а также
юридических лиц, в том числе
занимающих доминирующее положение
на рынках;
гармонизация законодательства
в сферах естественных монополий
и конкурентной политики в рамках
формирования Единого экономического
пространства;
организация контроля
над монополистической
совершенствование
государственного регулирования деятельности
юридических лиц, доминирующих на товарных
рынках.
В результате будет
сформирована экономика, основанная на
добросовестной конкуренции и свободном
ценообразовании, что создаст адекватные
стимулы для структурной
6. Развитие инновационной
и инвестиционной деятельности
Обеспечение конкурентоспособности
отечественной продукции на мировом
рынке возможно только при переходе
к инновационному пути развития экономики,
основанному на использовании
Для решения поставленных
задач необходимы:
модернизация важнейших
секторов экономики на основе технологического
обновления производства;
формирование эффективной
национальной инновационной системы;
развитие материально–
формирование рынка
научно–технической продукции и
объектов прав интеллектуальной собственности,
развитие инновационной инфраструктуры;
расширение международного
научно–технического и
создание действенной
системы защиты прав интеллектуальной
собственности;
расширение подготовки
высококвалифицированных
Особое внимание
будет уделено развитию инновационных
производств, использующих наукоемкие
технологии: телекоммуникации, информационные
технологии, приборостроение, производства
микроэлектроники, высокоточного машиностроения,
измерительных приборов, светодиодной
техники, техники на основе лазерных
технологий, нанотехники и наноматериалов,
систем искусственного интеллекта.
Планируется поднять
Парк высоких технологий на качественно
новый уровень. Он должен стать центром
создания и вовлечения передовых
технологий во все сферы отечественной
экономики, своего рода полигоном для
отработки перспективных
Инвестиционная политика
в предстоящем пятилетии будет
нацелена на модернизацию существующих
и создание более одного миллиона
новых рабочих мест.
Основными задачами
инвестиционной деятельности являются:
совершенствование
инвестиционного климата и
повышение эффективности
инвестиционных проектов и сокращение
сроков их реализации;
создание «зеленого»
коридора для привлечения инвестиций
в высокотехнологичные
Главными направлениями
их реализации станут:
вложение инвестиций
в создание новых предприятий, наукоемких
и экспортно ориентированных
производств;
модернизация действующих
предприятий на основе новейших технологий;
создание условий
и механизмов привлечения средств
населения для инвестирования в
основной капитал;
поддержание благоприятного
инвестиционного климата в
развитие перспективных
форм привлечения инвестиций (проектное
и венчурное финансирование, концессии,
лизинг) с учетом внедрения государственно–
Для обеспечения
благоприятного инвестиционного климата
наряду с либерализацией и приватизацией
необходимы оптимизация налоговой
системы и отчетности, изменения
в сфере требований при осуществлении
административного контроля; обеспечение
и соблюдение прав собственности, в
том числе интеллектуальной; защита
миноритарных акционеров; судебное обеспечение
неприкосновенности договоров; дальнейшее
упрощение доступа инвесторов к
рынку недвижимости и земельным
участкам; развитие информационной поддержки
инвесторов с созданием специализированных
инвестиционных структур.
Осуществление указанных
направлений позволит повысить инновационную
и инвестиционную активность организаций,
обеспечить развитие национальной инновационной
системы и структурные преобразования
экономики, снижение энерго– и импортоемкости,
что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность
продукции и услуг на внутреннем и внешних
рынках.
Доля инновационной
продукции в общем объеме отгруженной
продукции промышленности увеличится
до 20 — 21 процента.
Объем прямых иностранных
инвестиций на душу населения составит
700 — 745 долларов США, или возрастет
в 1,7 раза, доля инвестиций в основной
капитал в ВВП — 37,5 процента против
32 процентов в 2010 году.
Беларусь к 2015 году
войдет в тридцатку ведущих стран
мира, наиболее привлекательных для
зарубежных инвестиций.
7. Развитие реального
сектора экономики*
В предстоящем пятилетии
предусматривается повышение
7.1. Промышленное
производство
В промышленном комплексе
Республики Беларусь сосредоточено 26
процентов от общей численности
занятого в экономике населения
и более 30 процентов основных средств.
На основе использования этого потенциала
создается 27,5 процента национального
ВВП и около 90 процентов экспортируемых
товаров.
Главными задачами
развития промышленного производства
являются: повышение его технического
и технологического уровня на основе
быстрого обновления основных средств,
создание и развитие конкурентоспособных
производств, наращивание выпуска
высококачественных и востребованных
на рынках товаров.
Основными направлениями
реализации указанных задач станут:
ускоренная модернизация,
комплексное техническое
организация новых
специализированных производств, использующих
современные технологии, передовые
научные разработки, имеющих высокую
долю добавленной стоимости в
цене производимой продукции: строительство
завода по производству листового проката;
создание азотного комплекса в составе
совмещенного производства аммиака
и метанола; постановка на производство
нового поколения автобусов большого
и особо большого класса; создание
производства по выпуску самоходного
зерноуборочного комбайна пропускной
способностью 16 кг/с и системы
машин для картофелеводства; организация
производства карьерных самосвалов
грузоподъемностью до 500 тонн с применением
электронных систем управления трансмиссией;
укрепление материально–
достижение высокого
уровня качества выпускаемой техники,
соответствующего действующим и
перспективным требованиям
выпуск новых лекарственных
средств, изделий медицинского назначения,
фармацевтических субстанций и диагностических
средств, организация производства
нового поколения противоопухолевых
лекарственных средств, а также
лекарственных средств для