Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:12, курсовая работа
Общая оценка финансово-экономического состояния промышленных предприятий необходима не только для выявления объективных перспектив развития экономики, но и как индикатор экономических ожиданий агентов. При этом она разделяется на две составляющие: оценка состояния предприятия, в деятельности которого агент непосредственно заинтересован; экспертная оценка агентом ситуации на других предприятиях и в экономике в целом. Естественным дополнением оценки внутреннего состояния предприятий является исследование их положения, координат в многомерном социально-экономическом пространстве, включая такие его «подпространства», как рыночная, деловая, административная, криминальная и другие среды. Наконец, нужно исследовать взаимосвязь состояния предприятий и их положения, определить степень включенности предприятия в ту или иную среду, выделить факторы и механизмы их влияния на предприятие. Это важно и для улучшения управления предприятиями, и для создания условий их эффективной деятельности. Все указанные характеристики нестабильны и требуют периодического эмпирического наблюдения.
Выяснилось, что респонденты - инсайдеры в целом не возражают против деятельности иностранных компаний и инвесторов в их регионе: 36,1% считают необходимым ее стимулировать и только 20,9% - ограничить, причем за стимулирование высказываются 50% представителей наиболее благополучных предприятий.
Вместе с тем инсайдеры недовольны деятельностью посредников (67,1% считают необходимым ее ограничить и лишь 7,6% - стимулировать). И в группе лидирующих предприятий 75% респондентов также считают необходимым эту деятельность ограничить. Лучше остальных относятся к посредникам предприятия, находящиеся в устойчивом положении: ограничить их деятельность считают нужным только 50% респондентов, а 13% - даже стимулировать.
Данные опроса свидетельствуют о наличии проблем в отношении менеджеров и собственников предприятий: 77,2% респондентов считают, что ответственность крупных собственников за неэффективную или вредную деятельность предприятий должна быть усилена, и только 3,2% выступают против. Это относится как к лидирующим, так и к отстающим предприятиям.
Внутренние меры
по улучшению состояния
Из данных таблицы
5 видно, что менеджмент наиболее благополучных
предприятий успешно применяет
механизм реструктуризации для достижения
поставленных стратегических целей, так
как среди предприятий лидеров в 1,6 раза
выше доля тех, на которых реструктуризация
проходит сейчас, и почти в два раза –
тех, где реструктуризация уже прошла.
Таблица 5.
Распределение предприятий
разных групп по отношению
к использованию механизма
реструктуризации
(в %)
Экономическое положение предприятий | Недавно была | Проходит сейчас | Ожидается | Не планируется |
Тяжелое | 18,8 | 25,0 | 21,9 | 34,4 |
Нестабильное | 18,1 | 26,4 | 25,0 | 26,4 |
Устойчивое | 17,4 | 15,2 | 15,2 | 50,0 |
На подъеме | 37,5 | 37,5 | 25,0 | 0,0 |
В среднем по выборке | 19,0 | 23,4 | 21,5 | 33,5 |
2.2.
Спрос и предложение
в сфере стратегических
разработок.
Настоятельная потребность в стратегическом планировании на уровне предприятий выражается в том, что лишь 12% респондентов считают разработку комплексной стратегии ненужной. При этом на 56,3% предприятий такая разработка уже ведется, а 29,1% предприятий планируют ее начать. Несомненна и потребность предприятий в региональных программах экономического развития: почти 70% предприятий готовы участвовать в их реализации , если они будут сформированы.
Наиболее отчетливо выражена потребность предприятий в проведении промышленной политики на уровне государства (95,6% респондентов), региональном (93,7%) и даже муниципальном уровнях (84,8%). Однако ее отсутствие у федеральных властей констатируют 75,9% респондентов, у региональных – 80,4 и у муниципальных властей - 82,9% респондентов. Таким образом, спрос со стороны предприятий на стратегические разработки для иных органов управления существенно превышает предложение, причем, чем выше уровень управления, тем сильнее дисбаланс. Сложившаяся ситуация как нельзя лучше иллюстрирует разрыв между уровнями экономики в сегодняшней России. Аналогичного мнения придерживаются и эксперты, но среди них немного больше доля тех, кто считает, что разработка комплексной стратегии не нужна (20% экспертов против 12% менеджеров; отметим, что среди экспертов – не москвичей доля считающих ее ненужной составляет 16,3%, что подтверждает мнение авторов об относительной неразвитости стратегической работы на московских предприятиях, имеющих зачастую более широкие возможности для улучшения своего положения, чем провинциальные).
Из приведенных данных следует, что стратегические разработки как предмет потребления следует относить к (или по крайней мере уподобить) так называемым мериторным ценностям (социально значимым благам, merit goods), то есть к группе благ, спрос на которые отстает от желаемого обществом. Очевидно, сами власти всех уровней представляют недостаточный спрос на разработку стратегии, в то время как предприятия считают ее наличие у органов власти обязательным. Поскольку предприятия в этом случае могут рассматриваться как представители общества, точнее, промышленного сообщества, получается, что оно заинтересовано в « потреблении» стратегических разработок органами власти больше, чем они сами.
Предложение на рынке стратегических услуг формируют несколько десятков московских и периферийных консалтинговых компаний. За первую половину 2004 г. Сектор стратегического консалтинга по сравнению с предыдущим годом вырос на 66% и достиг14% общего объема рынка консалтинговых услуг. Для развития этого процесса на всех уровнях управления необходимы меры по государственной поддержке и стимулированию спроса на стратегию. Отметим, что подобные инициативы нашли отражение в пилотном проекте Минпромнауки России в 2002 – 2003 гг.
На
уровне самих предприятий наблюдается
слабая положительная зависимость
между характеристикой их экономического
состояния и показателем отношения к разработке
стратегии. Данная зависимость может быть
представлена формулой:
(2)
E = 1,4719 ×e 0,1281×S
Где: E – экономическое состояние предприятия; S – показатель отношения к разработке стратегии предприятия. Критерий Фишера для этой зависимости равен 7,54, его значимость – 0,007.
В
таблице 6 приводятся обследования, показывающие
отношения менеджмента предприятий разных
групп к разработке собственной долговременной
политики, направленной на комплексное
развитие предприятий.
Таблица
6. Распределение предприятий
разных групп по отношению
к разработке комплексной
стратегии предприятия (в
%)
Экономическое положение предприятий | Считают ненужной | Ведут разработку | Планируют начать |
Тяжелое | 21,9 | 34,4 | 43,8 |
Нестабильное | 9,7 | 62,5 | 25,0 |
Устойчивое | 10,9 | 58,7 | 26,1 |
На подъеме | 0,0 | 75,0 | 25,0 |
В среднем по выборке | 12,0 | 56,3 | 29,1 |
Представленные
2.3.
Политика правительства
в области развития
промышленности.
Сохранение роли промышленности как основы обеспечения развития городов и высокого уровня жизни населения – цель политики правительства в сфере промышленной деятельности. При этом сложившиеся в последние десятилетия проблемы в области экологии и градостроительства, а также перспективы социально- экономического развития требуют не восстановления промышленного потенциала , а коренного реформирования , создания нового облика , что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки стратегии его долгосрочного развития.
С учетом логики современной конкурентной борьбы, стратегия экономического развития должна основываться на технологизации знаний и широком использовании создаваемых наукоемких технологий как в собственной экономике, так и в ходе внешнеэкономического обмена. Стратегический выбор – ориентация на преимущественно инновационный путь развития с формированием экономики нового, постиндустриального типа. В условиях открытости внутреннего рынка для импортной продукции и перспектив вступления России в ВТО только такая стратегия способна вывести промышленность из глубокого кризиса. Разработка высокоэффективных технологий, производство высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ними на мировые рынки призваны стать «локомотивом» экономического роста. Это не означает вытеснения и ликвидации производств, не относящихся к разряду высокотехнологичных. Каждое предприятие, адаптированное к работе в условиях рынка и удовлетворяющее требованиям перспективного развития промышленной деятельности, имеет право на существование и поддержку.
Основными видами поддержки
организаций науки и
Техническое перевооружение, модернизация и реконструкция производства. В результате затянувшейся депрессии в машиностроении и прежде всего в станкостроительной и инструментальной отраслях на предприятиях промышленности стали больше использоваться импортное оборудование и технологии. Поэтому важно восстановить долю отечественных средств производства в техническом оснащении промышленности , в том числе на основе соответствующих приоритетов предоставления государственной финансовой поддержки, при условии, что указанное оборудование обеспечивает современный уровень автоматизации производства и высокое качество производимой продукции. Необходимо инициировать новые разработки в области создания перспективных промышленных технологий и прогрессивного технологического оборудования, а также сформировать эффективный механизм их промышленного освоения. Большую роль в этом призвана сыграть Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база».
Структурная перестройка промышленности. В условиях жесткой конкурентной борьбы организациям промышленности все труднее противостоять крупным транснациональным корпорациям. Поэтому государству необходимо поддерживать процессы интеграции промышленных предприятий, в том числе и с организациями других отраслей экономики, развития самоорганизации, а также установления долгосрочных партнерских отношений, если они направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, сохранение и расширение занимаемых сегментов рынка.
Развитие инфраструктуры промышленной деятельности. В последние годы основные усилия в данной области были направлены на изменение сложившейся в организациях промышленности негативной кадровой ситуации, повышение инвестиционной привлекательности и оживление инвестиционных процессов в промышленности, становление инновационного бизнеса, выстраивание цивилизованных рыночных механизмов регулирования на основе совершенствования и развития нормативно-правовой базы. Реализовывались меры по созданию системы мониторинга, анализа и прогноза состояния промышленности, поддержке взаимовыгодного товарообмена между регионами РФ, странами СНГ и дальнего зарубежья, расширению области применения информационно- аналитических технологий в промышленности и др.
Эффективность реализации намеченных правительством планов развития промышленности во многом зависит от координации и объединения усилий всех уровней государственной власти в вопросах поддержки промышленной деятельности. Необходимо принятие государственной промышленной политики. Она должна определять цели, задачи и основные мероприятия федерального правительства в отношении субъектов промышленной деятельности на перспективу, их подготовки к предстоящему вступлению России в ВТО, а также планы развития законодательной и нормативной базы ее регулирования в целях привлечения инвестиций, решения проблем кадровой политики ( включая использование специалистов, подготовленных за счет государственных средств), стимулирования инновационной активности и др. При этом, безусловно, нужно учитывать предложения регионов.
Информация о работе Экономическое состояние российских промышленных предприятий