Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:12, курсовая работа
Общая оценка финансово-экономического состояния промышленных предприятий необходима не только для выявления объективных перспектив развития экономики, но и как индикатор экономических ожиданий агентов. При этом она разделяется на две составляющие: оценка состояния предприятия, в деятельности которого агент непосредственно заинтересован; экспертная оценка агентом ситуации на других предприятиях и в экономике в целом. Естественным дополнением оценки внутреннего состояния предприятий является исследование их положения, координат в многомерном социально-экономическом пространстве, включая такие его «подпространства», как рыночная, деловая, административная, криминальная и другие среды. Наконец, нужно исследовать взаимосвязь состояния предприятий и их положения, определить степень включенности предприятия в ту или иную среду, выделить факторы и механизмы их влияния на предприятие. Это важно и для улучшения управления предприятиями, и для создания условий их эффективной деятельности. Все указанные характеристики нестабильны и требуют периодического эмпирического наблюдения.
Валютный рынок оказывается примерно вдвое более значимым для предприятия, чем фондовый, почти по всем подгруппам предприятий и по выборке в целом. При этом разброс показателей важности валютного рынка между предприятиями-лидерами и предприятиями-аутсайдерами также составляет около двух раз, а показателей важности фондового рынка - доходит до трех раз. Опрос экспертов дал еще более убедительные результаты важности валютного рынка – 70% респондентов признали его значимость.
Как видно из данных таблицы 2, предприятия не рассматривают фондовый рынок и как возможный источник финансирования.
Обращает
на себя внимание полное равнодушие предприятий-лидеров
к эмиссии ценных бумаг: все без исключения
представители указанных предприятий
ответили на вопрос об использовании эмиссионных
источников отрицательно. В связи с этим
определенный интерес вызывает группа
предприятий, активно использующая эмиссионные
источники финансирования.
Таблица
2. Распределение
предприятий разных
групп по использованию
эмиссионных источников
финансирования. (в
%)
Экономическое положение предприятий | Используют | Не используют |
Тяжелое | 9,4 | 90,6 |
Нестабильное | 9,7 | 90,3 |
Устойчивое | 13,0 | 87,0 |
На подъеме | 0,0 | 100,0 |
В среднем по выборке | 10,1 | 89,9 |
Анализ данных по
выборке РЭБ показывает, что эти
«продвинутые» предприятия
Если
Вывод состоит в том, что образ предприятия как организации, ориентированной на внутренние социальные ценности, слабо совместим с образом предприятия, ориентированного на внешние (эмиссионные) источники финансирования.
Основная часть предприятий не ощущает ни заметной поддержки, ни значимого противодействия со стороны властей, (и федеральных, и муниципальных), так и отраслевых (региональных) союзов или других крупных объединений – холдингов, финансово-промышленных групп и т. д. Из ответов на вопрос 2.1 следует, что 41,8% опрошенных считают зависимость предприятий от местных властей незначительной, хотя 25,3% признают ее уровень средним. Вместе с тем 18,4% опрошенных предприятий ощущают поддержку с их стороны, а 19% - противодействие. Остальные перечисленные выше структуры оказывают на деятельность предприятий еще меньше влияния.
На вопрос 2.1. анкеты об условиях и результатах работы предприятий реального сектора в населенном пункте, где проживает респондент, были получены ответы, распределение которых по уровням влияния на предприятие представлено в таблице 3.
Обращает
на себя внимание значительный процент
неопределенных ответов на вопрос о
зависимости предприятия от структур,
в которые оно входит (24,7%). Это свидетельствует
о недостаточной информированности респондентов,
о наличии своеобразного « информационного
барьера» между высшим руководством предприятия
и остальными его работниками.
Таблица
3. Условия и результаты
работы предприятий
реального сектора по
оценкам респондентов
(в % от числа опрошенных)
Условия и результаты работы предприятий | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Нет определенного ответа |
1. Конкуренция | 17,7 | 25,9 | 36,1 | 5,7 |
2. Финансово-экономическое состояние предприятия | 37,3 | 5,7 | 32,9 | 11,4 |
3. Экономические барьеры входа на рынки | 15,8 | 22,2 | 27,8 | 17,7 |
4. Административные барьеры входа на рынки | 20,9 | 21,5 | 21,5 | 19,6 |
5. Административные
препятствия в работе |
20,9 | 17,1 | 29,1 | 16,5 |
6. Зависимость предприятия от местных властей | 41,8 | 12,0 | 25,3 | 10,1 |
7. Зависимость
предприятия от властей |
38,6 | 9,5 | 24,1 | 15,8 |
8. Зависимость предприятия от союзов, холдингов, в которые оно входит | 29,1 | 14,6 | 13,9 | 24,7 |
9. Инвестиционная активность предприятия | 51,9 | 4,4 | 18,4 | 8,9 |
10. Кредитование предприятий со стороны банков | 34,2 | 12,0 | 31,6 | 7,6 |
11. «Увод» активов с предприятий | 20,3 | 12,7 | 11,4 | 39,9 |
12. Масштабы
теневой деятельности на |
20,9 | 11,4 | 8,9 | 46,2 |
Низкий уровень инвестиционной активности, отмеченный 51,9% респондентов, можно рассматривать как характеристику инвестиционной среды предприятий, что в какой-то степени отражается и в невысоком уровне кредитования предприятий банками (34,2% считают его низким, 31,6% - средним).
Влияние криминально-теневой среды на предприятия в значительной мере осталось в «тени». Около 40% опрошенных производственников предпочли не отвечать на этот вопрос. Указанное обстоятельство ставит под сомнение и данные об относительно низком уровне теневой активности на 20,9% предприятий. Уровень «увода» активов с предприятий зависит от их состояния: в группе «худших» оценили его как высокий 6,3%, в группе «нестабильных» - 16,7, в лидирующей группе – 25% (в среднем по выборке -12,7%).
Анализ результатов обследования экспертов – участников Симпозиума не внес существенных изменений в картину взаимодействия предприятия с властями. Эксперты отмечают более высокий уровень противодействия со стороны властей, а также выше оценивают уровни административных барьеров: 40% экспертов (32,7% без москвичей) против 21% производственников считают его высоким. Чаще оценивается экспертами как высокий уровень административных препятствий: 47% экспертов (41% без москвичей) против 17% производственников. Подобная картина наблюдается и там, где речь идет об уровне зависимости от властей (местных – 31,4% экспертов против 12% инсайдеров оценивают его как высокий, региональных – соответственно 22,9 и 9,5%). Вдвое выше, чем производственники, эксперты оценивают размеры теневой экономики.
Участники Симпозиума также несколько выше оценивают инвестиционную активность предприятий (44,3% - как высокую и среднюю в сумме против 22,8% по выборке РЭБ) и существенно ниже – уровень их кредитования банками (47% экспертов в отличие от 34% инсайдеров считают его низким). При этом среди экспертов выше доля тех, кто считает, что деятельность посредников и иностранных компаний в реальном секторе необходимо стимулировать (соответственно 22,9% против 7,6% и 63,3% против 36%). В то же время большинство экспертов (более 80%) так же, как и менеджеров, согласны с необходимостью проведения промышленной политики. Доля респондентов, признающих социальную ответственность бизнеса, среди экспертов даже больше (85%), чем среди инсайдеров (77%).
В целом различия между «средовыми» представлениями инсайдеров и экспертов сводятся к следующим: а) сторонние для популяции предприятий эксперты видят ее членов более активными, а среду – более агрессивной, чем производственники; б) эксперты в большей степени, чем производственники, верят в результативность рыночных и неэффективность административных механизмов, хотя и признают желательность общего направляющего влияния властей.
Для детального анализа
влияния отдельных субъектов
внешнего окружения и внутренней
среды предприятий на принятие управленческих
решений они были распределены на четыре
группы в соответствии с ответом на вопрос
1.1 анкеты об их экономическом положении.
При этом между указанными группами обнаружились
серьезные различия. Результаты расчетов
представлены в таблице 4.
Таблица 4. Распределение предприятий разных групп по приоритетности учета интересов различных типов стейкхолдеров
(доли респондентов
каждой группы, указавших
максимальный балл,
в %)
Экономическое положение предприятий |
Учитываются интересы | ||||
города | развития предприятия | собственника | генерального директора | трудового коллектива | |
Тяжелое | 3,1 | 18,8 | 21,9 | 6,3 | 9,4 |
Нестабильное | 8,3 | 27,8 | 33,3 | 16,7 | 15,3 |
Устойчивое | 8,7 | 37,0 | 19,6 | 8,7 | 10,9 |
На подъеме | 12,5 | 50,0 | 25,0 | 37,5 | 37,5 |
В среднем по выборке | 7,6 | 29,7 | 26,6 | 13,3 | 13,9 |
Из
представленных данных видно, что на
наименее благополучных предприятиях
(экономическое положение
Иными словами, на успешных предприятиях достигнут некий баланс интересов участников. Отмеченные закономерности подтверждаются и результатами статистического анализа данных. Между ответами на вопросы анкеты об экономическом положении предприятия и о степени учета при принятии управленческих решений интересов развития самого предприятия существует хотя и слабая (коэффициент Спирмена равен 0,276), но максимально значимая (р < 0,001) положительная корреляция.
Аппроксимация
зависимости между показателями
экономического состояния и значимостью
интересов предприятия имеет
вид:
(1) E=1,6906 + 0,0761 × I,
где: E –экономическое состояние предприятия; I – вес в баллах интересов развития предприятия при принятии управленческих решений. Критерий Фишера равен 12,75, его значимость – 0,001.
Отметим, что эксперты – аутсайдеры и инсайдеры представляют распределение ролей при принятии решений на предприятии сходным образом, отличие наблюдается только в оценке веса генерального директора: у экспертов максимум (17 и 15,7%) приходится соответственно на 8 и 7 баллов, а у инсайдеров (17,7%) – на 5 баллов. В выборке экспертов без участия москвичей эта разница еще заметнее: максимум (16,3 и 14,3%) приходится соответственно на 8 и 10 баллов. Значимость интересов развития предприятия, интересов собственника и интересов трудового коллектива инсайдеры и аутсайдеры оценивают примерно одинаково.
Итак,
с определенной долей условности
можно сделать вывод, что сбалансированный
механизм принятия решений, обеспечивающий
учет интересов всех участников производства,
включая само предприятие как
экономический субъект, способствует
улучшению финансово-экономического состояния
предприятия.
Глава 2.
2.1.
Меры по улучшению условий
функционирования и
повышению эффективности
деятельности предприятий.
Предложенный в анкете перечень мер, непосредственно направленных на изменение условий функционирования предприятий, включал; ограничение или стимулирование деятельности посредников; ограничение или стимулирование деятельности иностранных компаний в регионе; усиление ответственности владельцев крупных пакетов акций промышленных предприятий за деятельность последних. Косвенным образом информацию о желательности изменений внешней среды можно было получить также из ответов на те части вопроса 2.1, которые относятся к административным и экономическим барьерам входа предприятий на рынок и административным препятствиям в их деятельности.
Информация о работе Экономическое состояние российских промышленных предприятий