Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.
Введение___________________________________________________________2
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия индустрии гостеприимства____________________38
5.2.Современные тенденции развития средств размещения____________42
Заключение________________________________________________________49
Практическая часть_________________________________________________51
Список используемой литературы_____________________________________65
Основные направления стратегического развития сферы туризма в области. В настоящее время наиболее перспективными видами туризма в области являются: культурно-познавательный, событийный, речной, экологический, деревенский и приключенческий.
Наличие значительного историко-
Большой потенциал роста
имеет водный (речной) туризм, поскольку
тенденция его развития характеризуется
устойчивым ростом спроса на теплоходные
маршруты. Необходимо создание туристской
инфраструктуры: реконструкция и
строительство современных
Значительный потенциал развития имеет экологический, деревенский и приключенческий туризм.
В последние годы на мировом туристском рынке наблюдается рост спроса на экотуризм. Увеличение туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели «море-солнце-пляж» к принципу «знание-ландшафт-досуг». Вологодская область, обладая достаточными природными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экотуризма.
Деревенский туризм - перспективное
направление для многих районов
области, особенно тех, которые расположены
рядом с памятниками природы,
объектами историко-
Развитию делового туризма
в области может способствовать
открытие новых выставочных площадей,
строительство современных и
комфортабельных гостиничных
В соответствии со Стратегией развития
туризма в области до 2020 года выделены
три «коридора развития»
Западный коридор (Кириллов - Белозерск –Липин Бор – Вытегра) – туристская дестинация «Белоозеро», развивающаяся зона активного туризма «Онего».
Восточный коридор (Тотьма–Нюксеница-Великий Устюг) – проект «Великий Устюг-родина Деда Мороза».
Северный коридор (Вохтога-Грязовец- Вологда - Сокол - Харовск - Вожега) – «Молочная слобода» (Грязовецкий район), Вологда-кружевная столица[6].
Туристский поток и туристские организации в области.Для определения туристского потока используется основная единица учета – посетитель, под которым в рамках настоящей Стратегии понимается путешествующее лицо, выезжающее за пределы своей обычной среды на срок менее года с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте. Различают две категории посетителей: туристы и однодневные посетители (экскурсанты).
В настоящее время туризм на территории области развивается достаточно динамично, что подтверждается данными таблицы 10.
Динамика въездного
Показатели |
1997 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. в % к 2006 г. |
Количество посетителей, тысяч всего |
310 |
1045 |
1100 |
1164 |
106 |
из них туристов экскурсантов |
180 130 |
316 729 |
320 780 |
340 824 |
106 108 |
Основную часть туристского
потока области составляют экскурсанты
(71% от общего числа посетителей в
2006 году), которые приезжают
Распределение туристского потока по районам и городам области*
Районы и города |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. по сравнению с 2006 г., % |
г. Вологда |
214,9 |
218,0 |
102 |
г. Череповец |
189,5 |
192,0 |
101 |
Бабушкинский район |
4,5 |
5,1 |
113 |
Белозерский район |
30,3 |
38,4 |
127 |
Вашкинский район |
0,3 |
5,1 |
в 17 раз |
Великоустюгский район |
132,0 |
165,0 |
125 |
Вытегорский район |
23,1 |
27,3 |
118 |
Вологодский район |
19,1 |
20,1 |
105 |
Грязовецкий район |
6,3 |
8,9 |
141 |
Кирилловский район |
264,0 |
266,0 |
101 |
Никольский район |
4,0 |
4,9 |
123 |
Нюксенский район |
16,8 |
18,5 |
110 |
Сокольский район |
10,4 |
12,0 |
115 |
Тарногский район |
4,7 |
5,2 |
111 |
Тотемский район |
31,2 |
33,2 |
106 |
Усть-Кубинский район |
20,9 |
21,9 |
105 |
Устюженский район |
16,7 |
18,0 |
108 |
Харовский район |
6,0 |
5,0 |
83 |
Череповецкий район |
37,7 |
38,8 |
129 |
Шекснинский район |
45,0 |
49,9 |
111 |
Другие районы |
27,8 |
12,1 |
43 |
Итого: |
1104,0 |
1164,0 |
105 |
*-данные муниципальных районов области.
Наиболее посещаемыми территориями области являются Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 30 % путешественников.
По предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО», Санкт-Петербург, потенциальная туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей в год, то есть современный уровень ее использования составляет 30% от возможного.
По состоянию на 1 января 2008 года в области действует 120 туристских организаций (2006 год – 86). По данным Единого Федерального реестра туроператоров, 41 организация является туроператором (30 % от общего количества турфирм области), то есть формирует самостоятельный туристский продукт. Такое число туроператоров является среднестатистическим на уровне Российской Федерации[5].
Количество туристских организаций в Вологодской области
Города области |
1997 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. к 1997 г. |
Вологда |
16 |
37 |
42 |
2,6 раза |
Череповец |
12 |
28 |
54 |
4,6 раза |
Великий Устюг |
1 |
9 |
9 |
в 9 раз |
Кириллов |
3 |
7 |
7 |
2,3 раза |
Белозерск |
- |
1 |
2 |
- |
Тотьма |
- |
1 |
1 |
- |
Вытегра |
- |
- |
1 |
- |
Кадуй |
- |
- |
1 |
- |
Устюжна |
- |
- |
1 |
- |
Грязовец |
- |
- |
1 |
- |
Липин Бор |
- |
- |
1 |
- |
Итого |
32 |
82 |
120 |
3,75 |
Таблица 13
Основные показатели деятельности туристских организаций области
Наименование показателя |
1997 г. |
2006 г. |
2006 г. в % к 1997 г. |
Число туристских организаций, ед. |
32 |
82 |
256 |
Средняя численность работников, человек |
175 |
595 |
340 |
Выручка от оказания туристских услуг, тыс. рублей (в ценах 2006 года) |
172 |
1096 |
637 |
Численность обслуженных туристов, всего, человек |
14581 |
94526 |
648 |
из них |
|||
направлено по России (выезд) |
5574 |
28620 |
513 |
направлено за границу (выезд) |
4303 |
20431 |
475 |
принято в области (въезд) |
4704 |
45475 |
967 |
Численность обслуженных экскурсантов, всего, человек |
84915 |
210315 |
248 |
Количество посетителей, всего (туристов и экскурсантов) |
89619 |
255790 |
285 |
Доля туристов и экскурсантов, обслуженных турфирмами от общего числа туристского потока, % |
37 |
23 |
60 |
Средняя продолжительность пребывания, дней |
2,0 |
3,5 |
175 |
4.3.Обеспечение
высококлассного сервиса,
Ресурсная и потенциальная база туризма Российской Федерации своим многообразием и
разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туристско-экскурсионного комплекса страны.
Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма,
обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.
Вывод туризма из состояния кризиса требует развития материально-технической базы, подготовки
высококвалифицированных кадров для сферы туризма.
Люди, работающие с туристами из-за рубежа, должны иметь соответствующее образование и
специальную подготовку - быть профессионалами. Это касается как руководителей и управляющих, так и обслуживающего персонала. Одна из главных проблем в сфере обслуживания иностранцев - это незнание или недостаточное знание иностранных языков работниками гостиниц и туристско- экскурсионных учреждений. В гостиницах следует иметь визитные карточки на нескольких языках. В вестибюле, холлах, киноконцертном зале следует оборудовать специальные стенды с ин-
формацией о расположении служб гостиницы, возможностях получения дополнительных услуг и т.
д. − также на различных языках. В ресторанах, барах необходимо иметь меню, напечатанное на русском и ряде иностранных языков. Особого внимания заслуживает подбор в гостинице литературы на иностранных языках: краеведческие справочники, карты-схемы, буклеты по городу, газеты и журналы.
Организация высококлассного сервиса - это важная составная часть успешного развития
иностранного туризма в России, поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке и отбору кадров для работы в этой сфере - людей, обладающих не только определенными знаниями, но и соответствующим настроем, желанием что-то изменить и пониманием того, что туризм - это сфера услуг, и что развивать и совершенствовать его возможно только, предлагая услуги самого высокого качества.
Нашей стране необходимо организовать систему постоянного информирования мировой
общественности об опасных зонах и фактических рисках, существующих на территории нашей страны.
Пока еще правоохранительными органами недостаточно внимания уделяется системным мерам, направленным на обеспечение безопасности туристов и путешествующих. К примеру, в курортных зонах Испании в пик летнего сезона сосредоточиваются многотысячные силы полиции, направляемые сюда со всех провинций. Необходимо создать и в России туристскую полицию, специальную круглосуточную телефонную службу с диспетчерами, говорящими на разных языках, использовать систему опознавательных туристских знаков, применяемую везде в мире.
С точки зрения террористической опасности риски в Израиле намного выше, чем в России. В Шри-
Информация о работе Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма