Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия индустрии гостеприимства____________________38
5.2.Современные тенденции развития средств размещения____________42
Заключение________________________________________________________49
Практическая часть_________________________________________________51
Список используемой литературы_____________________________________65

Работа содержит 1 файл

курсач экономика.docx

— 370.55 Кб (Скачать)

 

 

 

Основные направления  стратегического развития сферы  туризма в области. В настоящее время наиболее перспективными видами туризма в области являются: культурно-познавательный, событийный, речной, экологический, деревенский и приключенческий.

Наличие значительного историко-культурного  потенциала в сочетании с возрастающим интересом к национальным традициям, духовному наследию и ростом платежеспособности населения позволяет развивать  культурно-познавательный, усадебный, паломнический и событийный туризм.

Большой потенциал роста  имеет водный (речной) туризм, поскольку  тенденция его развития характеризуется  устойчивым ростом спроса на теплоходные  маршруты. Необходимо создание туристской инфраструктуры: реконструкция и  строительство современных причалов, обустройство зеленых стоянок.

Значительный потенциал  развития имеет экологический, деревенский  и приключенческий туризм.

В последние годы на мировом  туристском рынке наблюдается рост спроса на экотуризм. Увеличение туристских потоков связано с изменениями  в ценностной ориентации туристов от традиционной модели «море-солнце-пляж»  к принципу «знание-ландшафт-досуг». Вологодская область, обладая достаточными природными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экотуризма.

Деревенский туризм  - перспективное  направление для многих районов  области, особенно тех, которые расположены  рядом с памятниками природы, объектами историко-культурного  и духовного наследия.

Развитию делового туризма  в области может способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и  комфортабельных гостиничных комплексов, улучшение качества дорог, транспортных средств. Центры развития делового туризма - городе Вологда, Череповец, Великий Устюг.

В соответствии со Стратегией развития туризма в области до 2020 года выделены три «коридора развития» рекреационного бизнеса и различных видов  туризма.

Западный коридор (Кириллов - Белозерск –Липин Бор – Вытегра) – туристская дестинация «Белоозеро», развивающаяся зона активного туризма  «Онего».

Восточный коридор (Тотьма–Нюксеница-Великий  Устюг) – проект «Великий Устюг-родина Деда Мороза».

Северный коридор (Вохтога-Грязовец- Вологда - Сокол - Харовск - Вожега) –  «Молочная слобода» (Грязовецкий  район), Вологда-кружевная столица[6].

Туристский поток  и туристские организации в области.Для определения туристского потока используется основная единица учета – посетитель, под которым в рамках настоящей Стратегии понимается путешествующее лицо, выезжающее за пределы своей обычной среды на срок менее года с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте. Различают две категории посетителей: туристы и однодневные посетители (экскурсанты).

В настоящее время туризм на территории области развивается  достаточно динамично, что подтверждается данными таблицы 10.

Таблица 10

Динамика въездного туристского  потока в области

Показатели

1997 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2007 г. в % к 2006 г.

Количество посетителей, тысяч всего

310

1045

1100

1164

106

из них

туристов

экскурсантов

 

180

130

 

316

729

 

320

780

 

340

824

 

106

108


 

Основную часть туристского  потока области составляют экскурсанты (71% от общего числа посетителей в 2006 году), которые приезжают организованно  на срок, не превышающий 24 часа. Остальные 29% приезжающих пребывают в области  несколько дней (средний период пребывания – 3,5 дня) [5].

Таблица 11

Распределение туристского  потока по районам и городам области*

 

Районы  и города

2006 г.

 

2007 г.

2007 г. по сравнению с 2006 г., %

г. Вологда

214,9

218,0

102

г. Череповец

189,5

192,0

101

Бабушкинский район

4,5

5,1

113

Белозерский район

30,3

38,4

127

Вашкинский район

0,3

5,1

в 17 раз

Великоустюгский район

132,0

165,0

125

Вытегорский район

23,1

27,3

118

Вологодский район

19,1

20,1

105

Грязовецкий район

6,3

8,9

141

Кирилловский район

264,0

266,0

101

Никольский район

4,0

4,9

123

Нюксенский район

16,8

18,5

110

Сокольский район

10,4

12,0

115

Тарногский район

4,7

5,2

111

Тотемский район

31,2

33,2

106

Усть-Кубинский район

20,9

21,9

105

Устюженский район

16,7

18,0

108

Харовский район

6,0

5,0

83

Череповецкий район

37,7

38,8

129

Шекснинский район

45,0

49,9

111

Другие районы

27,8

12,1

43

Итого:

1104,0

1164,0

105


*-данные муниципальных  районов области.

 

Наиболее посещаемыми  территориями области являются Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые  приходится более 30 % путешественников.

По предварительной оценке научно-проектного института пространственного  планирования «ЭНКО», Санкт-Петербург, потенциальная туристская емкость  территории Вологодской области  составляет более 3,5 млн. посетителей  в год, то есть современный уровень  ее использования составляет 30% от возможного.

По состоянию на 1 января 2008 года в области действует 120 туристских организаций (2006 год – 86). По данным  Единого Федерального реестра туроператоров, 41 организация является туроператором (30 % от общего количества турфирм области), то есть формирует самостоятельный туристский продукт. Такое число туроператоров является среднестатистическим на уровне Российской Федерации[5].

Таблица 12

Количество туристских организаций  в Вологодской области

Города области

1997 г.

2006 г.

2007 г.

2007 г.

к 1997 г.

Вологда

16

37

42

2,6 раза

Череповец

12

28

54

4,6 раза

Великий Устюг

1

9

9

в 9 раз

Кириллов

3

7

7

2,3 раза

Белозерск

-

1

2

-

Тотьма

-

1

1

-

Вытегра

-

-

1

-

Кадуй

-

-

1

-

Устюжна

-

-

1

-

Грязовец

-

-

1

-

Липин Бор

-

-

1

-

Итого

32

82

120

3,75


Таблица 13

Основные показатели деятельности туристских организаций области

 

Наименование  показателя

1997 г.

2006 г.

2006 г. в % к 1997 г.

Число туристских организаций, ед.

32

82

256

Средняя численность работников, человек

175

595

340

Выручка от оказания туристских услуг,

тыс. рублей (в ценах 2006 года)

172

1096

637

Численность обслуженных  туристов, всего,

человек

14581

94526

648

  из них 

     

         направлено по России (выезд)

5574

28620

513

         направлено за границу (выезд)

4303

20431

475

         принято в области (въезд)

4704

45475

967

Численность обслуженных  экскурсантов, всего, человек

84915

210315

248

Количество посетителей, всего (туристов и экскурсантов)

89619

255790

285

Доля туристов и экскурсантов, обслуженных турфирмами от общего числа  туристского потока, %

37

23

60

Средняя продолжительность  пребывания, дней

2,0

3,5

175


 

 

 

 

4.3.Обеспечение  высококлассного сервиса, безопасности  и высокой информативности –  главные условия роста въездного  туризма в России.

Ресурсная и потенциальная база туризма Российской Федерации своим многообразием и

разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туристско-экскурсионного комплекса страны.

Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма,

обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.

Вывод туризма из состояния кризиса требует развития материально-технической базы, подготовки

высококвалифицированных кадров для сферы туризма.

Люди, работающие с туристами из-за рубежа, должны иметь соответствующее образование и

специальную подготовку - быть профессионалами. Это касается как руководителей и управляющих, так и обслуживающего персонала. Одна из главных проблем в сфере обслуживания иностранцев - это незнание или недостаточное знание иностранных языков работниками гостиниц и туристско- экскурсионных учреждений. В гостиницах следует иметь визитные карточки на нескольких языках. В вестибюле, холлах, киноконцертном зале следует оборудовать специальные стенды с ин-

формацией о расположении служб гостиницы, возможностях получения дополнительных услуг и т.

д. − также на различных языках. В ресторанах, барах необходимо иметь меню, напечатанное на русском и ряде иностранных языков. Особого внимания заслуживает подбор в гостинице литературы на иностранных языках: краеведческие справочники, карты-схемы, буклеты по городу, газеты и журналы.

Организация высококлассного сервиса - это важная составная часть успешного развития

иностранного туризма в России, поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке и отбору кадров для работы в этой сфере - людей, обладающих не только определенными знаниями, но и соответствующим настроем, желанием что-то изменить и пониманием того, что туризм - это сфера услуг, и что развивать и совершенствовать его возможно только, предлагая услуги самого высокого качества.

Нашей стране необходимо организовать систему постоянного информирования мировой

общественности об опасных зонах и фактических рисках, существующих на территории нашей страны.

Пока еще правоохранительными органами недостаточно внимания уделяется системным мерам, направленным на обеспечение безопасности туристов и путешествующих. К примеру, в курортных зонах Испании в пик летнего сезона сосредоточиваются многотысячные силы полиции, направляемые сюда со всех провинций. Необходимо создать и в России туристскую полицию, специальную круглосуточную телефонную службу с диспетчерами, говорящими на разных языках, использовать систему опознавательных туристских знаков, применяемую везде в мире.

С точки зрения террористической опасности риски в Израиле намного выше, чем в России. В Шри-

Информация о работе Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма