Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.
Введение___________________________________________________________2
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия индустрии гостеприимства____________________38
5.2.Современные тенденции развития средств размещения____________42
Заключение________________________________________________________49
Практическая часть_________________________________________________51
Список используемой литературы_____________________________________65
Содержание:
Введение______________________
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны________________________
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_______________________
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского
турбизнеса____________________
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области_______________________
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия
5.2.Современные тенденции
Заключение____________________
Практическая часть____________
Список используемой литературы____________________
Введение.
Туризм является одной из ведущих
и наиболее динамично развивающихся
отраслей мировой экономики. За быстрые
темпы роста он признан экономическим
феноменом столетия минувшего и
ему пророчат блестящее будущее
в столетии грядущем. Согласно прогнозу
Всемирной Туристической
Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1998 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития столь важны.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.
Поэтому данная курсовая работа посвящена изучению экономического пространств туризма.
Данная курсовая работа охватывает следующие вопросы:
1) Какова роль и место
2)Какова динамика туристских потоков в России?
3) Развитие российского
4) Каков потенциал турбизнеса
российских экономических
5) Каков потенциал и перспективы
турбизнеса в Вологодской
6)Особенности индустрии
Ответы на данные вопросы в очередной раз доказывают необходимость развития туризма как отрасли, выделения ее в приоритетное развитие.
Целью данной работы является выявить роль и место социально-культурной сферы и туризма в национальной экономике.
В соответствие с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:
1)Определить место и роль
международного туризма в
2)Определить уровень и
1.Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны
Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм. Международный туризм реализуется путем осуществления международных туристских связей на основе приема иностранных туристов в России, поездок российских граждан за границу. Важные критерии эффективности международного туризма - развитая материальная база, унифицированные туристская документация, нормативная база и стандарты обслуживания, а также тесное взаимодействие отдельных туристских организаций и их специализированных подразделений в осуществлении планов и программ международного сотрудничества в данной сфере. Международный туризм - активное направление внешнеэкономических связей.
Туризм в России, как и во всем мире, все больше превращается в массовое общественное явление, так как массовым стало стремление людей сменить обстановку, удовлетворив таким образом потребность в отдыхе и восстановлении трудоспособности. С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса. Спрос этот касается не одного товара, а целого комплекса товаров и услуг; он становится массовым, охватывает широкие слои населения. Удовлетворение любого спроса требует производства товаров и предоставления услуг.
Таким образом, туризм имеет двойное значение - производственное и социальное. От того, насколько восстановлены физические и психические силы человека, зависят его производственные результаты. Мотив восстановления трудоспособности как движущая сила туризма имеет в то же время социальное значение, ибо это дает человеку удовлетворение, не испытывая которого, трудно говорить о благосостоянии. А ведь последнее и является конечной целью экономической деятельности общества. Зная истоки потребности в туризме, можно определить место туризма в иерархии всех известных потребностей человека, соответствующим образом развивать отрасли производства, которые удовлетворяют эту потребность и, следовательно, влияют на экономику страны.
Международный туризм для развивающихся стран является источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, создавая дополнительную зависимость. Последнее десятилетие внесло изменения в баланс дебетов, выводя восприятие туризма из примитивной оценки условий развития - стоит или не стоит его поддерживать. Международный туризм теперь - это современный инструмент экономики, связанный как с доходами, так и с проблемами. Почти все развивающиеся страны признают целесообразность развития международного туризма.
Международный туризм - важный источник поступлений в казну любого государства, он играет роль стимулятора внутренней и мировой торговли. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта, в России же - менее 1 %.
Экономическое воздействие туризма на экономику страны проявляет себя разными путями.
Передвижения людей вносят значительный вклад в решение вопроса занятости, приносят доход национальным, региональным структурам, объединениям и предприятиям, корпорациям, средним и мелким деловым предприятиям и домашним хозяйствам, а также правительствам. Таким образом, они могут оказывать помощь в развитии национальной инфраструктуры. Международный туризм вносит также вклад в национальный платежный баланс, помогая оплате внешнего долга.
Туризм активизирует социально-культурный и экономико-хозяйственный комплекс, обогащает культуру, как и досуг, количеством и качеством услуг, разнообразием видов культурного обслуживания и досуговых мероприятий. Культура страны обогащается за счет увеличивающегося потока посетителей, среди которых туристская клиентура играет доминирующую роль. Богатство культуры - в ее базисном ресурсе и вкладе в туризм и познание[1].
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме
Ниже приведён анализ данных Росстата по выездному туризму в 1 полугодии 2010 года и его динамика по сравнению с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов. Со знаком минус указано уменьшение туристского потока в процентах, со знаком плюс - увеличение.
Для более полного представления об изменении турпотоков в нашей стране рассматривается динамика турпоездок за последние 3 года.
Таблица 1
Очевидно, что после спада туристической активности в 2009 году, в 1 полугодии 2010 года произошло резкое возрастание числа турпоездок практически по всем популярным у россиян направлениям, что привело не только к возврату рассматриваемых показателей к уровню докризисного 2008 года, но иногда и к их превышению над анализируемыми значениями.
В частности, по сравнению с первым полугодием 2009 года, более чем в 2 раза увеличилось количество туристов, посетивших Египет, Таиланд, Кипр, Израиль, Хорватию, Мальту и Канаду.
Из популярных направлений только Норвегия, Румыния и Словакия продолжают терять свои позиции. Снижение турпотока особенно коснулось Словакии, въезд в эту страну уменьшился более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Численность же въезжавших в Малайзию и на Филиппины россиян настолько мала, что говорить о какой-либо динамике не приходиться.
На следующей диаграмме показан рейтинг наиболее посещаемых российскими туристами стран в 1 полугодии 2010 года.
Рис.1: Выезд Российских граждан за рубеж в 1 полугодии 2010 г.
Тройка наиболее любимых россиянами стран для туризма остаётся неизменной на протяжении уже нескольких лет – это Египет, Турция и Китай.
Наибольшее увеличение турпотока коснулось Египта, в который въехало в 1 полугодии 2010 года более 1 млн. россиян. На сегодняшний день эта страна не имеет себе равных по популярности у российских туристов.
Китай, после значительного спада в 2009 году, связанного, в основном, с ужесточением таможенного режима с российской стороны, начинает быстрыми темпами возвращать утраченные позиции.
Турция также не сдаёт свои позиции и после относительно неблагоприятного периода в 2009 году, сложившегося из-за нежелания турецких туроператоров снизить цены во время кризиса, опять приобретает утраченную популярность, немного уступая при этом Египту.
Очевидно, что в 2010 году практически все страны предпринимают значительные усилия для преодоления кризиса в сфере туризма и всячески улучшают условия для въезда туристов на свои территории.
Динамика въездного туризма в РФ представлена на таблице ниже.
Таблица 2
К сожалению, показатели по въездному туризму не так оптимистичны как по выездному.
По-прежнему, неизменным спросом пользуется Россия у граждан Германии, Финляндии, Китая, США, Франции, Великобритании и Италии.
Более всего возрос интерес к нашей стране у жителей Китая, Турции, Израиля, Малайзии, Египта, Туниса и Филиппин. Турпоток в этих странах возрос более чем на 30 %.
В тоже время снизилось количество туристов из США, Великобритании, Испании, Канады, Австрии и Мальты.
Для дальнейшего развития
въездного туризма и увеличения
турпотока в Россию необходимо укреплять
международные связи и
Ниже представлена диаграмма численности въехавших в нашу страну иностранцев в 1 полугодии 2010 года.
Рис.2:Въезд иностранных граждан в РФ в 1 полугодии 2010 г.
В целом, подводя итоги
проведённму анализу, можно сказать,
что последствия кризиса
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе
Туристский рынок — это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.
Рынок — это сфера обмена.
Предметом обмена на туристском рынке
являются туристские услуги, которые
представляют собой деятельность различных
предприятий туристской индустрии
(гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий
досуга, организаторов путешествий
и др.) по удовлетворению путешественников
в различного рода услугах. Анализируя
рынок туристских услуг, мы сознательно
ограничиваем сферу нашего исследования
системой экономических отношений
лишь в одном, но очень важном сегменте
туристской индустрии — деятельности
туристических фирм. По определению
туристические фирмы как
Информация о работе Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма