Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия индустрии гостеприимства____________________38
5.2.Современные тенденции развития средств размещения____________42
Заключение________________________________________________________49
Практическая часть_________________________________________________51
Список используемой литературы_____________________________________65

Работа содержит 1 файл

курсач экономика.docx

— 370.55 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение___________________________________________________________2

1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4

2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5

3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10

4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21

       4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21

               4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23

               4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой     информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35

5.Характеристика индустрии  гостеприимства и перспективы её развития________38

                5.1.Основные понятия индустрии  гостеприимства____________________38

                5.2.Современные тенденции развития  средств размещения____________42

Заключение________________________________________________________49

Практическая часть_________________________________________________51

Список используемой литературы_____________________________________65

 

Введение.

 

Туризм является одной из ведущих  и наиболее динамично развивающихся  отраслей мировой экономики. За быстрые  темпы роста он признан экономическим  феноменом столетия минувшего и  ему пророчат блестящее будущее  в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии  будет необратим в ХХI веке, и  к 2020 году количество международных  туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства  является фундаментальной основой  многих развитых и развивающихся  стран мира. И по данным все той  же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается  в 3,5 трлн. долл. (данные 1998 года), что  эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего  продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

Все это полностью объясняет  то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в  мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса  в мире. Поэтому вопросы о будущем  данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития столь важны.

В наши дни передвижение людей в  туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому  контакты между людьми из разных стран  стали повседневной реальностью. В  результате - туризм является сейчас одним  из самых динамично развивающихся  видов международного бизнеса. Поэтому  интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом  факторов. Во-первых, для того, чтобы  начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших  инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке  вполне успешно взаимодействуют  крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса  позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Естественно, что для высокой  эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма  в целом.

Поэтому данная курсовая работа посвящена  изучению экономического пространств  туризма.

Данная курсовая работа охватывает  следующие вопросы:

1) Какова роль и место международного  туризма в экономической и  социальной жизни страны?

2)Какова динамика туристских  потоков в России?

3) Развитие российского туристического  рынка  и его состояние на  сегодня.

4) Каков потенциал турбизнеса  российских экономических регионов?

5) Каков потенциал и перспективы  турбизнеса в Вологодской области?

6)Особенности индустрии гостеприимства, её тенденции развития.

Ответы на данные вопросы в очередной  раз доказывают необходимость развития туризма как отрасли, выделения  ее в приоритетное развитие.

Целью данной работы является выявить  роль и место социально-культурной сферы и туризма в национальной экономике.

В соответствие с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:

1)Определить место и роль  международного туризма в мировой  экономике;

2)Определить уровень и перспективы  туризма в нашей стране;

 

 

1.Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны

 

Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм. Международный туризм реализуется путем осуществления международных туристских связей на основе приема иностранных туристов в России, поездок российских граждан за границу. Важные критерии эффективности международного туризма - развитая материальная база, унифицированные туристская документация, нормативная база и стандарты обслуживания, а также тесное взаимодействие отдельных туристских организаций и их специализированных подразделений в осуществлении планов и программ международного сотрудничества в данной сфере. Международный туризм - активное направление внешнеэкономических связей.

Туризм в России, как и во всем мире, все больше превращается в массовое общественное явление, так как массовым стало стремление людей сменить обстановку, удовлетворив таким образом потребность в отдыхе и восстановлении трудоспособности. С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса. Спрос этот касается не одного товара, а целого комплекса товаров и услуг; он становится массовым, охватывает широкие слои населения. Удовлетворение любого спроса требует производства товаров и предоставления услуг.

Таким образом, туризм имеет двойное значение - производственное и социальное. От того, насколько восстановлены физические и психические силы человека, зависят его производственные результаты. Мотив восстановления трудоспособности как движущая сила туризма имеет в то же время социальное значение, ибо это дает человеку удовлетворение, не испытывая которого, трудно говорить о благосостоянии. А ведь последнее и является конечной целью экономической деятельности общества. Зная истоки потребности в туризме, можно определить место туризма в иерархии всех известных потребностей человека, соответствующим образом развивать отрасли производства, которые удовлетворяют эту потребность и, следовательно, влияют на экономику страны.

Международный туризм для развивающихся стран является источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, создавая дополнительную зависимость. Последнее десятилетие внесло изменения в баланс дебетов, выводя восприятие туризма из примитивной оценки условий развития - стоит или не стоит его поддерживать. Международный туризм теперь - это современный инструмент экономики, связанный как с доходами, так и с проблемами. Почти все развивающиеся страны признают целесообразность развития международного туризма.

Международный туризм - важный источник поступлений в казну любого государства, он играет роль стимулятора внутренней и мировой торговли. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта, в России же - менее 1 %.

Экономическое воздействие туризма на экономику страны проявляет себя разными путями.

Передвижения людей вносят значительный вклад в решение вопроса занятости, приносят доход национальным, региональным структурам, объединениям и предприятиям, корпорациям, средним и мелким деловым предприятиям и домашним хозяйствам, а также правительствам. Таким образом, они могут оказывать помощь в развитии национальной инфраструктуры. Международный туризм вносит также вклад в национальный платежный баланс, помогая оплате внешнего долга.

Туризм активизирует социально-культурный и экономико-хозяйственный комплекс, обогащает культуру, как и досуг, количеством и качеством услуг, разнообразием видов культурного обслуживания и досуговых мероприятий. Культура страны обогащается за счет увеличивающегося потока посетителей, среди которых туристская клиентура играет доминирующую роль. Богатство культуры - в ее базисном ресурсе и вкладе в туризм и познание[1].

 

2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме

 

Ниже приведён анализ данных Росстата по выездному туризму в 1 полугодии 2010 года и его динамика по сравнению с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов. Со знаком минус указано уменьшение туристского потока в процентах, со знаком плюс - увеличение.

Для более полного представления  об изменении турпотоков в нашей  стране рассматривается динамика турпоездок  за последние 3 года.

 

Таблица 1

 

Очевидно, что после спада  туристической активности в 2009 году, в 1 полугодии 2010 года произошло резкое возрастание числа турпоездок практически  по всем популярным у россиян направлениям, что привело не только к возврату рассматриваемых показателей к уровню докризисного 2008 года, но иногда и к их превышению над анализируемыми значениями.

В частности, по сравнению  с первым полугодием 2009 года,  более  чем в 2 раза увеличилось количество туристов, посетивших Египет, Таиланд, Кипр,  Израиль, Хорватию, Мальту и  Канаду.

Из популярных направлений  только Норвегия, Румыния и Словакия продолжают терять свои позиции. Снижение турпотока особенно коснулось Словакии, въезд в эту страну  уменьшился более чем в 2 раза по сравнению  с прошлым годом.

Численность же въезжавших в Малайзию и на Филиппины россиян настолько мала, что говорить о какой-либо динамике не приходиться.

На следующей диаграмме  показан рейтинг наиболее посещаемых российскими туристами стран  в 1 полугодии 2010 года.

Рис.1: Выезд Российских граждан  за рубеж в 1 полугодии 2010 г.

 

 

Тройка наиболее любимых  россиянами стран для туризма  остаётся неизменной на протяжении уже  нескольких лет – это Египет, Турция и Китай.

Наибольшее увеличение турпотока  коснулось Египта, в который въехало  в 1 полугодии 2010 года более 1 млн. россиян. На сегодняшний день эта страна не имеет себе равных по популярности у российских туристов.

Китай, после значительного  спада в 2009 году, связанного, в основном, с ужесточением таможенного режима с российской стороны, начинает быстрыми темпами возвращать утраченные позиции.

Турция также не сдаёт  свои позиции и после относительно неблагоприятного периода в 2009 году, сложившегося из-за нежелания турецких туроператоров снизить цены во время  кризиса, опять приобретает утраченную популярность, немного уступая при  этом Египту.

Очевидно, что в 2010 году практически  все страны предпринимают значительные усилия для преодоления кризиса  в сфере туризма и всячески улучшают условия для въезда туристов на свои территории.

Динамика въездного туризма  в РФ представлена на таблице ниже.

 

Таблица 2


 

 

 

К сожалению, показатели по въездному туризму не так оптимистичны как по выездному.

По-прежнему, неизменным спросом  пользуется Россия у граждан Германии, Финляндии, Китая, США, Франции, Великобритании и Италии.

Более всего возрос интерес  к нашей стране у жителей Китая, Турции, Израиля, Малайзии, Египта, Туниса и Филиппин. Турпоток в этих странах  возрос более чем на 30 %.

В тоже время снизилось  количество туристов из США, Великобритании, Испании, Канады, Австрии и Мальты.

Для дальнейшего развития въездного туризма и увеличения турпотока в Россию необходимо укреплять  международные связи и создавать  более привлекательные условия  для путешествий иностранных  туристов.

Ниже представлена диаграмма  численности въехавших в нашу страну иностранцев в 1 полугодии 2010 года.

 

Рис.2:Въезд иностранных  граждан в РФ в 1 полугодии 2010 г.

 

В целом, подводя итоги  проведённму анализу, можно сказать, что последствия кризиса устраняются  и преодолеваются многими странами. Что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития въездного и выездного туризма в России[2].

3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе

 

Туристский рынок —  это институт или механизм, который  сводит вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет  в себе движения товаров от продавцов  к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные  услуги.

Рынок — это сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке  являются туристские услуги, которые  представляют собой деятельность различных  предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий  досуга, организаторов путешествий  и др.) по удовлетворению путешественников в различного рода услугах. Анализируя рынок туристских услуг, мы сознательно  ограничиваем сферу нашего исследования системой экономических отношений  лишь в одном, но очень важном сегменте туристской индустрии — деятельности туристических фирм. По определению  туристические фирмы как организаторы путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено  в системе рыночных экономических  отношений в туристской индустрии. Следует также отметить, что, несмотря на свою очевидную значимость, именно эта сфера рыночных отношений  в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно освещенной.

Информация о работе Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма