Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:09, реферат
Если мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.
Введение 3
Глава I. Экономика Турции на современном этапе 6
1.1 Основные тенденции развития экономики 6
1.2 Валюта и финансы 21
Глава II. Товарные рынки и отрасли произдства 28
2.1 Производство продуктов питания 28
2.2 Либерализация энергетического рынка 32
2.3 Инвестиции в газовый сектор 34
Глава III. Международные экономические отношения Турции 36
3.1 Финансово-экономические проблемы Турции 36
3.2 Европейская интеграция 40
3.3 Деловые связи Турции с Россией 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Другие показатели тоже свидетельствуют о том, что Турция не достигла уровня государств, вошедших в первый тур приема в ЕС а также находящихся позади Болгарии и Румынии. Только два кандидата на вступление имеют двузначные показатели инфляции: Румыния - 30%, у Турции все еще более 40%. Только три страны не соответствуют маастрихтскому критерию государственной задолженности: у Мальты она достигает 65% валового внутреннего продукта(ВВП), у Болгарии 66% и у Турции 123%. И только у одного кандидата на вступление в ЕС дефицит государственного бюджета в 2001 г. составил более 7% ВВП - у Турции, где он равнялся 15%.[14, стр.12].
Даже при непосредственном сравнении с Болгарией и Румынией показатели у Турции оказываются хуже. В Болгарии общеэкономическое развитие идет в верном направлении, в Румынии оно улучшилось, в неустойчивой Турции оно отстает от других кандидатов на вступление в ЕС. В Болгарии приватизация проходит хорошо, в Румынии посредственно, в Турции вообще не осуществляется. Оба государства-соседа привлекают иностранные прямые инвестиции по 4% ВВП, в Турции этот показатель составляет менее половины процента. Четвертая часть цен в Турции диктуется государством, в Болгарии всего одна восьмая часть. Доля частных банков в некогда социалистической Болгарии намного больше, чем во все еще зажатой в государственные тиски Турции.
Вывод однозначен: Турция сейчас оплачивает болезненный счет за десятилетнее преобладание государства в экономике, популистскую политику расточительных расходов и высокий рост населения.
Политику делали не те, кто боролся за идеи, а те, кто хотел обеспечить себе реальные материальные преимущества. В 2001 кризисном году государство должно было принять на себя потери государственных банков. В результате задолженность со 100% ВВП повысилась до 123%. Такие "функциональные потери" возникли, потому что кредиты, выданные по политическим соображениям, не окупались.
За последние годы турки пересмотрели свои взгляды. Страна рассталась с верой во всемогущее, но удушающее экономику, государство. Провал такой политики становился все очевиднее: в1996 г., когда стало очевидным срастание государства с организованной преступностью, в 1999 г., когда государство оказалось беспомощным при ликвидации последствий опустошительного землетрясения в 2001 г., когда политическая элита ввергла страну в самый тяжелый кризис со времени основания республики. Это не должно повториться, считает турецкая общественность. Поэтому в2001 г. 15 реформаторских законов, связанных с именем тогдашнего министра экономики Кемаля Дервиша, воздвигли стену между политикой и экономикой. Эти законы должны воспрепятствовать тому, чтобы политики в своих интересах использовали экономические ресурсы, и способствовать развитию частного сектора. Центральный банк стал независимым, банки находятся под строгим надзором, государственные банки стали автономными.
Теперь новое сильное правительство намерено дальше развивать рыночное хозяйство, укреплять конкурентоспособность и бороться с коррупцией. Уже сам по себе тот факт, что на встрече, посвященной расширению ЕС, могла быть названа дата начала переговоров о вступлении Турции, стимулировал рынки и облегчил правительству путь к достижению необходимых для вступления в ЕС показателей. Союз турецких промышленников подсчитал, что когда приток иностранных прямых инвестиций составит 2% ВВП, доход на душу населения в последующее десятилетие увеличится в четыре раза и достигнет 9 тыс.долл. Иностранные производители, учитывая стагнацию рынков в Европе, уже потирают руки, предвкушая будущие поставки в Турцию.
Но все это пока только одни надежды. Факты свидетельствуют о том, что Турция далека не только от политических, но и от экономических предпосылок приема в ЕС. К тому же ее подстерегают опасности. Элитарная бюрократия в Анкаре располагает средствами для того, чтобы помешать реформам новой власти. Предстоит справиться с геркулесовыми задачами. С экономической точки зрения Турция не может рассчитывать на то, чтобы стать членом ЕС, пока районы на западе страны в десять раз богаче восточных. Система образования является в Турции ахиллесовой пятой. Крайне неэффективное сельское хозяйство должно решить проблему трудоустройства каждого второго работоспособного человека.
3.3. ДЕЛОВЫЕ СВЯЗИ ТУРЦИИ С РОССИЕЙ.
Турция и СССР подписали первое Соглашение о поставках природного газа, предусматривающее встречные поставки товаров из Турции в 1984 г. "Следствием этого Соглашения была первая волна приезда турок в Союз в 1987 - 1989 гг.", -рассказывает сотрудник крупнейшей турецкой газеты "Хюрриет" Н.Хаджиоглу, который живет в Москве уже13 лет.
Сначала Россию "осваивали" сотрудники крупных фирм, занимавшиеся поставками и подрядами по государственной линии. В начале 90-х гг. отношения с Россией стали завязывать фирмы помельче. Сегодня только в Москве работает около 400 больших и маленьких фирм с турецким капиталом.
По линии Соглашения о поставках газа в столицу России впервые приехали и строители. В 1988 г. фирма "Энка" начала реставрацию Петровского пассажа. После полутора десятков лет интенсивной работы турецкие строительные фирмы вложили свой труд во многие известные здания Москвы. Турки строили комплекс зданий московской мэрии на Тверской, реконструировали ГУМ и здание Государственной думы. Суммарный трехлетний объем строительных контрактов турецких фирм в Москве в 2001 г. достиг 10 млрд.долл. Сейчас турецкие компании все чаще строят в Москве не на привлеченные средства, а на свои - это выгодно.
По уровню инвестиций в экономику Москвы турецкие фирмы занимают 11-е место (данные правительства Москвы на 1 января 2002 г.). Москвичи знакомы с отдельными результатами этих вложений. "Пивоварня Москва-Эфес" - российское предприятие с турецким капиталом. Сюда вложила средства турецкая "Anadolu". "Энка" создала в столице "Мосэнку" и"Рамэнку". Первая строит в Москве офисные здания, вторая, созданная на паях с двумя другими турецкими компаниями - "Migros" и "Ram Foreign Trade Company", владеет сетью гипермаркетов "Рамстор".
"На сегодняшний день соотношение российских и турецких рабочих у нас составляет в среднем 50% на 50%", - рассказывает предприниматель М.Гюльмезоглу. В других турецких строительных фирмах россияне уже составляют большинство. "У нас в компании работает 60% россиян. Остальные 40% - это турки, молдоване, украинцы, - сообщают президент строительной компании "Урбан" и президент Союза российских и турецких предпринимателей Али И.Акыс-калыоглу. Там, где требуется особое мастерство, русские сейчас работают лучше, чем турки".
Турки продолжают делать бизнес в России и остаются в ней без надежд на волшебное обогащение, зная, что придется выдержать жесткую конкуренцию и много работать.
Те турецкие предприниматели, кто прожил в России несколько лет, понимают, что эта конкуренция постоянно растет. Чтобы начать дело нужны немалые деньги: не меньше, чем стартовый капитал где-нибудь в Европе, а, кроме того, четкий бизнес-план и умение разбираться в запутанных реалиях российской экономики.
Туристические связи между Россией и Турцией практически наладились 13 лет назад. Мощный поток российских граждан устремился в Турцию. В 2001 г., согласно официальной статистике, в Турции отдохнуло около 750 тыс. граждан России. Россияне стали постоянными гостями на турецких курортах, а Анталия стала более популярным местом отдыха, чем многие российские курортные города. Теперь на всех турецких курортах наряду с персоналом, владеющим английским, немецким и французскими языками, работают также официанты и гиды, говорящие по-русски. Неудивительно, что к концу 2002 г. число россиян, отдохнувших в Турции, достигнет 1 млн. человек. Все меньше россиян отправляется на отдых в такие популярные страны как Испания, Италия, Кипр и Болгария, только в Турции их число постоянно растет. На первый взгляд это большой успех, но если разобраться - не все столь радужно в туристическом бизнесе.
В основном те, кто направляет поток россиян в Турцию, это работающие в Москве турецкие турагенства и операторы. И, как утверждают специалисты, значительная часть рынка - 25% принадлежит им. То есть каждый четвертый россиянин, отдыхающий в Турции, покупает путевку у турецкой турфирмы. Турецким фирмам принадлежит также большая часть египетского туристического рынка в Москве. По словам гендиректора компании "Вentour" М.Атасю, все турфирмы имеют ряд незаметных на первый взгляд проблем.
На рынке существует жесткая конкуренция. Все турецкие турагенства и операторы в Москве, прежде всего борются за элементарное выживание на рынке. Как только начинается туристический сезон, каждый занят проблемой продаж посадочных мест в самолете. Некоторые фирмы используют собственные самолеты, другие арендуют определенное количество мест. В том и в другом случае каждому необходимо продать все места. Стоимость одного свободного места около 150 долл. Если купившая на чартере 20 мест турецкая фирма не сможет продать и половину мест, убыток составит 1500 долл. Многие участники борьбы за выживание прибегают к демпингу цен на авиабилеты. То есть стараются продать все места, даже по минимальной цене. Вот отсюда-то и возникают объявления типа "недельный отдых в Анталии всего за 250 долл.". Такая политика само собой затрагивает и другие фирмы. Например, если одна фирма продает недельный пакет в Анталию в трехзвездочную гостиницу за300 долл., то шансы у другой фирмы продать аналогичный пакет за 350 долл. практически равны нулю. К тому же с годами приобретший опыт российский турист перед тем как отправиться отдохнуть внимательно изучает предложения и старается купить самое лучшее по самым низким ценам. В такой ситуации, когда клиент говорит: "Хорошо, но я знаю другие фирмы, которые предлагают то же самое, но дешевле", - у турфирмы остается альтернатива: либо потерять клиента, либо снизить цену. Если выбрать второе, то здесь опять возникают две проблемы: либо в результате этой жестокой борьбы прибыль многих фирм сводится к нулю, либо, закрепляется репутация Турции как дешевой туристической страны. Возможно это самая серьезная опасность для Турции на российском туристическом рынке. Ведь по многим факторам (качество услуг, образовательный уровень персонала, инфраструктура) Турция часто выше своих европейских конкурентов. Но желания - отправить туриста любой ценой - незаслуженно относит Турцию к категории дешевых стран. Если в Испании россиянин за недельный отдых платит 500-600 дол., то такой же отдых в хорошем отеле, но в Турции обходится ему в половину этой суммы. В Турции по разному воспринимают эту ситуацию: кто-то спокойно, кто-то в штыки. Одни предлагают всем турецким фирмам собраться за общим столом и выработать единую стратегию, другие не видят в этом большой необходимости.
Не все проблемы этим ограничиваются. Есть сложности с лицензиями, страховками. Но в принципе Турция на российском туристическом рынке работает успешно.[13, стр.3]
Турецкие товары вновь стали завоевывать прочные позиции на российском рынке, и некогда пренебрежительное отношение к "турецкому ширпотребу " уходит в прошлое.
Подтверждение тому - постоянно увеличивающееся число экспонатов из Турции на выставках в России и растущий интерес к товарам турецкой промышленности со стороны российских торговых компаний.
Сегодня Турция является одним из самых привлекательных производителей и экспортеров домашнего текстиля. К тому же у Турции есть одно очень важное преимущество перед остальными странами, которые производят ткани, -собственный хлопок. Благодаря этому турецкий текстиль отличается не только качеством и разнообразием, но и весьма приемлемыми ценами.
Стоит отметить, что в целом продукция крупнейших турецких текстильных фабрик ориентирована на внешний рынок, в том числе на страны Западной Европы и Северной Америки.
Изделия этого сектора легкой промышленности пользуются повышенным спросом и в России, которая переживает сегодня бум строительства жилых домов, гостиниц и деловых центров, при оформлении которых активно используется текстиль. Только в прошлом году экспорт изделий домашнего текстиля из Турции в Россию составил 26 млн.долл.
Способствуя развитию этого направления турецко-российских торговых отношений, компания "Тюркел" организовала в России первую турецкую выставку "Домашний уют".
Компания "Тюркел" имеет многолетний опыт проведения подобных мероприятий и успешно организует такие выставки на территории России и республик СНГ - в Москве, Киеве, Одессе, Екатеринбурге, Минске, Вильнюсе, а также в Польше, Тунисе, Греции, Израиле, Египте и других странах.
На выставке в "Экспоцентре" на площади в 3000 кв.м свою продукцию - постельное белье, шторы и тюль, подушки и одеяла, скатерти, кухонные наборы, полотенца, комплекты для ванных комнат, ковры, предметы интерьера - представили 50 ведущих турецких текстильных компаний.
С неизменным успехом прошла выставка турецких товаров кожевенной и меховой промышленности "Ле - Шоу 2002", также организованная компанией "Тюркел".
Посетители выставки смогли ознакомиться с разнообразными изделиями из кожи и меха. Любители самых разных направлений - ультрамодных течений и классического стиля - нашли здесь товары по душе. Яркая расцветка и современный дизайн одежды и аксессуаров, роскошный мех, а самое главное - высочайшее качество, не оставили равнодушными ни одного из посетителей, как и ежедневные театрализованные показы моделей в рамках выставки, придавшие ей атмосферу праздничного и красочного зрелища.
По итогам опроса посетителей и экспонентов, официально проведенного центром социологических исследований МГУ, "Ле -Шоу 2001" посетили более 8000 человек, среди которых почти 85%были потенциальными партнерами экспонентов.
Выставка вызвала огромный интерес у иностранных компаний, имеющих представительства в Москве. В свою очередь, экспоненты признали "Ле - Шоу" самой успешной для них выставкой года среди сходных по тематике мероприятий как по высочайшему уровню организации, так и по реальной коммерческой отдаче. По признанию представителей компаний - участников, их затраты на выставку многократно окупили себя благодаря подписанным контрактам и договорам.
Не осталась без внимания посетителей и третья выставка, организованная компанией "Тюркел" - "Унистайл", где были представлены товары турецкой швейной промышленности. Можно сказать, что и на этот раз задача выставки - содействие формированию имиджа турецкой одежды как продукции высочайшего качества - была решена .В выставке приняли 87 компаний - производителей готовой одежды из Османбея, крупнейшего коммерческого центра Стамбула. Среди них были и уже хорошо известные российским потребителям фирмы "Alkis", "Pole & Pole", "Expe"-"Palmetto","Paola Bertoluui" и многие другие.
Экспозиция выставки была тщательно подобрана турецкими экспертами, владеющими подробной информацией о вкусах и спросе россиян. Экспоненты представили вниманию посетителей модную одежду класса "прет-а-порте", одежду для спорта и отдыха, одежду для женщин, мужчин и детей, предметы верхней одежды, жакеты, пальто и куртки. [11, стр.13].
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Пережив в 2001 г. тяжелейший за всю послевоенную историю экономический и финансовый кризис, Турция надеется вернуться к прежнему экономическому росту.
В феврале 2001 г. Турция была втянута в опустошающий процесс девальвации, спровоцированный полемикой между президентом и премьер-министром в связи с принимаемыми мерами по борьбе с коррупцией. Турция пережила безудержный рост числа безработных и банкротств коммерческих предприятий.
Программа экономических реформ, поддерживаемая МВФ, как ожидается, приведет к увеличению валового внутреннего продукта на 3%.Правительство планирует снизить инфляцию. По словам министра экономики К.Дервиша, Турция располагает прекрасными возможностями для обуздания инфляционного процесса: страна осуществляет устойчивую финансовую политику, которую поддерживает независимый Центральный банк. В стране существует относительно стабильный курс иностранной валюты.
Однако над положительными тенденциями нависла угроза. Как заявляет премьер-министр Б.Екевит, "кошмар" возможной интервенции США в соседний с Турцией Ирак может повлечь рост процентных ставок и увеличение стоимости обслуживания долга государственного сектора страны.