Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:09, реферат
Если мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.
Введение 3
Глава I. Экономика Турции на современном этапе 6
1.1 Основные тенденции развития экономики 6
1.2 Валюта и финансы 21
Глава II. Товарные рынки и отрасли произдства 28
2.1 Производство продуктов питания 28
2.2 Либерализация энергетического рынка 32
2.3 Инвестиции в газовый сектор 34
Глава III. Международные экономические отношения Турции 36
3.1 Финансово-экономические проблемы Турции 36
3.2 Европейская интеграция 40
3.3 Деловые связи Турции с Россией 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТУРЦИИ
1999 г. 2000 г.
(млн.долл.)
Э К С П О Р Т
Германия 5475 5150
США 2437 3060
Великобритания 1829 2020
Италия 1683 1748
Франция 1570 1643
Нидерланды 932 869
Испания 763 683
Бельгия и Люксембург 624 639
Россия 589 628
Израиль 585 619
И М П О Р Т
Германия 5880 7150
Италия 3192 4305
США 3080 3869
Россия 2374 3864
Франция 3127 3511
Великобритания 2190 2699
Испания 1262 1665
Япония 1393 1588
Нидерланды 1315 1561
Швеция 1444 1437
Значительное увеличение дисбаланса во внешней торговле в 2000 г. -основная причина роста дефицита платежного баланса Турции по текущим операциям. Положение в сфере платежных отношений Турции с внешним миром характеризуется следующими данными (млн.долл.):
1999 г. 2000 г.
Общее сальдо 5206 - 2997
Сальдо по текущим операциям - 1360 - 9762
Торговля - 10443 - 22337
Экспорт 29325 31375
Импорт - 39768 - 53712
Услуги 3908 7345
Переводы 5175 5225
Частные 4813 5011
Государственные 362 214
Сальдо движения капиталов 4670 9445
Долгосрочных 344 4276
Краткосрочных 759 4035
Ошибки и пропуски 1896 - 2675
Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне, хотя в 2000 г., особенно в его второй половине, сократились, что отражает статистика (млн.долл. на конец года):
1999 г. 2000 г.
ВСЕГО 38530 37362
Иностранная валюта 37519 36352
Золото 1011 1009
Финансовые трудности страны повлияли не только на объеме золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2000 г. выросла на11%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до25,3%.
Данные о распределении внешней задолженности Турции по источникам кредитования (на конец года) и о платежах в счет погашения долга (млн.долл.):
1999 г. 2000 г.
Д О Л Г, всего 103025 114324
Средне- и долгосрочный 79553 85412
Международные организации 7784 11156
Межгосударственные займы 9186 8528
Частные кредиторы 62583 65728
Коммерческие банки 24024 23987
Краткосрочный 23472 28912
П О Г А Ш Е Н И Е Д О Л Г А 16010 20102
Основная сумма 10560 13803
Проценты 5450 6299
Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2000 г., когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне. Усиление нестабильности вызвало резкий рост банковских процентных ставок: по суточным ссудам они выросли до 2000%.Частичная нормализация произошла после решения МВФ об оказании Турции срочной финансовой поддержки в размере 10,4 млрд.долл. В результате ставки снизились, оставаясь, тем не менее, более высокими, чем вначале года. Сказался рост премии за риск.
Введение "плавающего" курса турецкой лиры 22 февраля текущего года фактически означало отказ от программы реформ, согласованной с МВФ в конце1999 г. Фонд предоставил Турции пакет помощи в 15 млрд. СПЗ, что превратило ее в крупнейшего должника этой международной финансовой организации.
С февраля 2001 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился. ВВП сократился на 8.5% в I квартале (по сравнению с тем же периодом 2000 г.) и на 11,8% -во II квартале.
В условиях экономического спада внутри страны и замедления темпов развития мировой экономики Турции приходится добиваться новых кредитов от МВФ и от правительств иностранных государств для ликвидации дефицита финансовых средств в 2002 году. На недавних переговорах с МВФ турецкая сторона запросила 9 млрд.долл., значительная часть которых должна пойти на уменьшение долгового бремени, которое заметно выросло вследствие повышения банковских процентных ставок. Обслуживание задолженности перед МВФ обошлось Турции в 2002 г. в 5 млрд.долл. Отсрочка выплат возможна в рамках вышеупомянутого пакета помощи.
Государственный бюджет Турции продолжает сводиться со значительным дефицитом, а его расходные статьи значительно превышают доходные:
1999 г . 2000 г.
(млрд.т.л.)
Поступления 18933065 33756437
Налоги 14802280 26514127
Расходы 18084685 46602627
Дефицит 9151620 12846190
МВФ рекомендует Турции установить со следующего года целевой показатель уровня инфляции вместо ползущей привязки национальной валюты, которая практиковалась до февральского кризиса 2001 года. Привязка была рассчитана на замедление инфляции путем предотвращения падения курса турецкой лиры. Установление целевого показателя инфляции будет сопровождаться предоставлением ЦБ полномочий по использованию кредитно-денежных механизмов и процентных ставок для контроля за инфляцией, которая пока достигает значительной величины - 74,7% в сентябре (по оптовым ценам: в перерасчете на год).
После терактов в США согласование усложнилось. Несмотря на высокие цены на нефть и возросший потребительский спрос уровень инфляции снизился благодаря жесткой крединоденежной и бюджетно-финансовой политике. Рост оптовых цен в 2000 г. составил 32,7%, а потребительских - 39%.
МВФ рекомендует турецкому правительству ускорить приватизацию и за счет полученных доходов пополнить государственную казну. В ближайшее время разгосударствлению должны быть "Turk Telekom", "Turkish Airlines", сталелитейное предприятие "Erdemir", государственно-
МВФ требует от Турции коренной перестройки банковского сектора. Стоимость реформ в этой сфере оценивается в огромную величину - 24% ВНП рассматриваемой страны. Уже предприняты шаги по укреплению юридической базы для ограничения вмешательства влиятельных политических сил в работу банков. Изменения в законодательстве существенно облегчили проведение слияний банковских компаний и процедуру их банкротства. Ограничения на кредитование банками связанных с ними партий и на операции нефинансового характера намечено привести в соответствие с нормами, действующими в ЕС, к 2006 г. и 2009г.[5, стр.5].
Государственные банки, еще в недалеком прошлом осуществлявшие половину всех операций в рассматриваемом секторе, за последнее десятилетие понесли операционные убытки в 20 млрд.долл. в основном из-за предоставления льготных займов фермерским хозяйствам и малым предприятиям. Чтобы устранить такие проблемы в будущем, три государственных банка были поставлены под контроль специального комитета, состоящего из финансистов высокой квалификации. Новая структура планирует в течение трех лет провести реструктуризацию крупнейших государственных банков, а затем приватизировать две крупные низкорентабельные компании - "Ziraatbank" и "Halkbank". Третий государственный банк, имеющий пассивный баланс в размере более 0,5 млрд.долл.,-"Emlakbank" - подлежит ликвидации, несмотря на противодействие со стороны контролирующей его политической партии. Четвертый банк "Vakifbahk" является рентабельным коммерческим банком, находящимся в государственной собственности. Он подлежит приватизации при благоприятном положении на рынке.
Государственный фонд страхования депозитов (подразделение Управления по банковскому регулированию и надзору) начал процедуры банкротств в отношении 13 частных банков, которым ранее была оказана государственная помощь в рамках сильно критиковавшейся общей системы гарантий для банковских депозитов. В середине текущего года было получено 4 предложения по банку "Demirbank", в том числе со стороны таких крупных финансовых учреждений, как "HSBС" и "Unicredito de Italia". Банки, которые не смогут привлечь покупателей из частного сектора, к концу текущего года должны быть закрыты после слияния в один или два так называемых переходных банка. Для платежеспособных частных банков установлен предельный срок - конец года - для выполнения требований о достаточности собственного капитала.
В случае введения новых правил важным стимулом для развития банковского дела в Турции станет первое слияние между рентабельным частным турецким и крупным иностранным банком. Особый интерес в этой связи вызывают переговоры между крупнейшей банковской группой Италии "Intesa" и "Garanti", первым и пока единственным среди четырех ведущих частных банков Турции, занимающихсяпоисками стратегического партнера за рубежом.
Пока большинство иностранных банков представлены в Турции лишьнебольшими подразделениями. Усилие их присутствия приведет к ускорению консолидации среди 25 частных банков. Пока же число банков в Турции растет (с 66в 1990 г. до 79 в конце 2000 г.), в то время как в развитых странах - сокращается вследствие процесса консолидации. Уровень банковских процентных ставок в Турции остается высоким, хотя и испытывает тенденцию к снижению: если в середине апреля 2001 года он составлял в среднем 65%, то к концу декабря, понизился до 25%.