Экономическое досье Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Если мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономика Турции на современном этапе 6
1.1 Основные тенденции развития экономики 6
1.2 Валюта и финансы 21
Глава II. Товарные рынки и отрасли произдства 28
2.1 Производство продуктов питания 28
2.2 Либерализация энергетического рынка 32
2.3 Инвестиции в газовый сектор 34
Глава III. Международные экономические отношения Турции 36
3.1 Финансово-экономические проблемы Турции 36
3.2 Европейская интеграция 40
3.3 Деловые связи Турции с Россией 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

турция.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТУРЦИИ

                                                                                                                 1999 г.        2000 г.

                                                                                                                              (млн.долл.)

Э К С П О Р Т

Германия                                                                                                       5475          5150

США                                                                                                                     2437          3060

Великобритания                                                                                         1829          2020

Италия                                                                                                       1683          1748

Франция                                                                                                            1570          1643

Нидерланды                                                                                             932           869

Испания                                                                                                           763           683

Бельгия и Люксембург                                                                               624           639

Россия                                                                                                           589           628

Израиль                                                                                                           585           619

И М П О Р Т

Германия                                                                                                         5880         7150

Италия                                                                                                        3192          4305

США                                                                                                                      3080          3869

Россия                                                                                                        2374          3864

Франция                                                                                                        3127          3511

Великобритания                                                                                          2190          2699

Испания                                                                                                        1262          1665

Япония                                                                                                        1393          1588

Нидерланды                                                                                          1315          1561

Швеция                                                                                                        1444          1437

            Значительное увеличение дисбаланса во внешней торговле в 2000 г. -основная причина роста дефицита платежного баланса Турции по текущим операциям. Положение в сфере платежных отношений Турции с внешним миром характеризуется следующими данными (млн.долл.):

      

                                                                                                                1999 г.       2000 г.

Общее сальдо                                                                                  5206        - 2997

Сальдо по текущим операциям                                     - 1360        - 9762

Торговля                                                                                       - 10443       - 22337

Экспорт                                                                                              29325         31375

Импорт                                                                                         - 39768       - 53712

Услуги                                                                                                  3908          7345

Переводы                                                                                                  5175          5225

Частные                                                                                                  4813          5011

Государственные                                                                                       362           214

Сальдо движения капиталов                                                        4670          9445

Долгосрочных                                                                                      344          4276

Краткосрочных                                                                                      759          4035

Ошибки и пропуски                                                                      1896        - 2675

Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне, хотя в 2000 г., особенно в его второй половине, сократились, что отражает статистика (млн.долл. на конец года):

         

1999 г.        2000 г.

ВСЕГО                                                                                                 38530          37362

Иностранная валюта                                                                     37519          36352

Золото                                                                                                   1011            1009

         Финансовые трудности страны повлияли не только на объеме золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2000 г. выросла на11%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до25,3%.

                  Данные о распределении внешней задолженности Турции         по источникам кредитования (на конец года) и о платежах в счет погашения долга (млн.долл.):

         

      1999 г.       2000 г.

Д О Л Г, всего                                                                                    103025        114324

Средне- и долгосрочный                                                           79553         85412

Международные организации                                                             7784         11156

Межгосударственные займы                                                              9186          8528

Частные кредиторы                                                                         62583         65728

Коммерческие банки                                                                         24024         23987

Краткосрочный                                                                                       23472         28912

П О Г А Ш Е Н И Е  Д О Л Г А                                             16010         20102

Основная сумма                                                                                       10560         13803

Проценты                                                                                                        5450          6299

Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2000 г., когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне. Усиление нестабильности вызвало резкий рост банковских процентных ставок: по суточным ссудам они выросли до 2000%.Частичная нормализация произошла после решения МВФ об оказании Турции срочной финансовой поддержки в размере 10,4 млрд.долл. В результате ставки снизились, оставаясь, тем не менее, более высокими, чем вначале года. Сказался рост премии за риск.

Введение "плавающего" курса турецкой лиры 22 февраля текущего года фактически означало отказ от программы реформ, согласованной с МВФ в конце1999 г. Фонд предоставил Турции пакет помощи в 15 млрд. СПЗ, что превратило ее в крупнейшего должника этой международной финансовой организации.

          С февраля 2001 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился. ВВП  сократился на 8.5% в I квартале (по сравнению с тем же периодом 2000 г.) и на 11,8% -во II квартале.

В условиях экономического спада внутри страны и замедления темпов развития мировой экономики Турции приходится добиваться новых кредитов от МВФ и от правительств иностранных государств для ликвидации дефицита финансовых средств в 2002 году. На недавних переговорах с МВФ турецкая сторона запросила 9 млрд.долл., значительная часть которых должна пойти на уменьшение долгового бремени, которое заметно выросло вследствие повышения банковских процентных ставок. Обслуживание задолженности перед МВФ обошлось Турции в 2002 г. в 5 млрд.долл. Отсрочка выплат возможна в рамках вышеупомянутого пакета помощи.

          Государственный  бюджет Турции продолжает сводиться со значительным дефицитом, а его расходные статьи значительно превышают доходные:

         

1999 г     .      2000 г.

(млрд.т.л.)

Поступления                                                                   18933065          33756437

Налоги                                                                                 14802280          26514127

Расходы                                                                                 18084685          46602627

Дефицит                                                                                    9151620          12846190

МВФ рекомендует Турции установить со следующего года целевой показатель уровня инфляции вместо ползущей привязки национальной валюты, которая практиковалась до февральского кризиса 2001 года. Привязка была рассчитана на замедление инфляции путем предотвращения падения курса турецкой лиры. Установление целевого показателя инфляции будет сопровождаться предоставлением ЦБ полномочий по использованию кредитно-денежных механизмов и процентных ставок для контроля за инфляцией, которая пока достигает значительной величины - 74,7% в сентябре (по оптовым ценам: в перерасчете на год).

          После терактов в США согласование усложнилось. Несмотря на высокие цены на нефть и возросший потребительский спрос уровень инфляции снизился благодаря жесткой крединоденежной и бюджетно-финансовой политике. Рост оптовых цен в 2000 г. составил 32,7%, а потребительских - 39%.

МВФ рекомендует турецкому правительству ускорить приватизацию и за счет полученных доходов пополнить государственную казну. В ближайшее время разгосударствлению должны быть "Turk Telekom", "Turkish Airlines", сталелитейное предприятие "Erdemir", государственно-монополитические объединения в сахарной, табачной и газовой промышленности. В ходе приватизационной кампании намечается активизировать меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые пока остаются недостаточно крупными - нетто-приток в 1999 г. и 2000 г. составил порядка 100 млн.долл.

МВФ требует от Турции коренной перестройки банковского сектора. Стоимость реформ в этой сфере оценивается в огромную  величину - 24% ВНП рассматриваемой страны. Уже предприняты шаги по укреплению юридической базы для ограничения вмешательства влиятельных политических сил в работу банков. Изменения в законодательстве существенно облегчили проведение слияний банковских компаний и процедуру их банкротства. Ограничения на кредитование банками связанных с ними партий и на операции нефинансового характера намечено привести в соответствие с нормами, действующими в ЕС, к 2006 г. и 2009г.[5, стр.5].

            Государственные банки, еще в недалеком прошлом осуществлявшие половину всех операций в рассматриваемом секторе, за последнее десятилетие понесли операционные убытки в 20 млрд.долл. в основном из-за предоставления льготных займов фермерским хозяйствам и малым предприятиям. Чтобы устранить такие проблемы в будущем, три государственных банка были поставлены под контроль специального комитета, состоящего из финансистов высокой квалификации. Новая структура планирует в течение трех лет провести реструктуризацию крупнейших государственных банков, а затем приватизировать две крупные низкорентабельные компании - "Ziraatbank" и "Halkbank". Третий государственный банк, имеющий пассивный баланс в размере более 0,5 млрд.долл.,-"Emlakbank" - подлежит ликвидации, несмотря на противодействие со стороны контролирующей его политической партии. Четвертый банк "Vakifbahk" является рентабельным коммерческим банком, находящимся в государственной собственности. Он подлежит приватизации при благоприятном положении на рынке.

          Государственный фонд страхования депозитов (подразделение Управления по банковскому регулированию и надзору) начал процедуры банкротств в отношении 13 частных банков, которым ранее была оказана государственная помощь в рамках сильно критиковавшейся общей системы гарантий для банковских депозитов. В середине текущего года было получено 4 предложения по банку "Demirbank", в том числе со стороны таких крупных финансовых учреждений, как "HSBС" и "Unicredito de Italia". Банки, которые не смогут привлечь покупателей из частного сектора, к концу текущего года должны быть закрыты после слияния в один или два так называемых переходных банка. Для платежеспособных частных банков установлен предельный срок - конец года - для выполнения требований о достаточности собственного капитала.

           В случае введения новых правил важным стимулом для развития банковского дела в Турции станет первое слияние между рентабельным частным турецким и крупным иностранным банком. Особый интерес в этой связи вызывают переговоры между крупнейшей банковской группой Италии "Intesa" и "Garanti", первым и пока единственным среди четырех ведущих частных банков Турции, занимающихсяпоисками стратегического партнера за рубежом.

           Пока большинство иностранных банков представлены в Турции лишьнебольшими подразделениями. Усилие их присутствия приведет к ускорению консолидации среди 25 частных банков. Пока же число банков в Турции растет (с 66в 1990 г. до 79 в конце 2000 г.), в то время как в развитых странах - сокращается вследствие процесса консолидации. Уровень банковских процентных ставок в Турции остается высоким, хотя и испытывает тенденцию  к снижению: если в середине апреля 2001 года он составлял в среднем 65%, то к концу декабря, понизился до 25%.

Информация о работе Экономическое досье Турции