Экономическое досье Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Если мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономика Турции на современном этапе 6
1.1 Основные тенденции развития экономики 6
1.2 Валюта и финансы 21
Глава II. Товарные рынки и отрасли произдства 28
2.1 Производство продуктов питания 28
2.2 Либерализация энергетического рынка 32
2.3 Инвестиции в газовый сектор 34
Глава III. Международные экономические отношения Турции 36
3.1 Финансово-экономические проблемы Турции 36
3.2 Европейская интеграция 40
3.3 Деловые связи Турции с Россией 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

турция.doc

— 187.50 Кб (Скачать)


II.      Т О В А Р Н Ы Е  Р Ы Н К И  И  О Т Р А С Л И

 

П Р О И З В О Д С Т В А

2.1.   ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ТУРЦИИ

Турция в настоящее время занимает одно из ведущих мест по производству продуктов питания и входит в восьмерку стран, полностью обеспечивающих себя продовольствием.

Имея 28 млн.га орошаемой земли и благоприятные климатические условия, страна занимает пятое место в мире по выращиванию овощей и девятое - фруктов.

Велика доля сельскохозяйственной продукции и в экспорте: это - хлопок, табак, фундук, инжир, изюм и цитрусовые. Достаточно развита и перерабатывающая отрасль, ежегодный рост ее составляет 25%. Наиболее развито производство томатной пасты, фруктовых соков, консервированных и замороженных овощей и фруктов.

В разные страны мира экспортируются замороженные продукты, отвечающие требованиям стандарта ISO 9000, объем производства их составляет 200 тыст.т. ежегодно.

          Второе место в Европе и третье в мире Турция занимает по производству томатной пасты, кетчупа и томатного пюре (130 тыс.т. в год). Турция - второй в мире экспортер макаронных изделий. В последнее время быстро растет сахарное, молочное, маслобойное производство и объем выращиваемых какао-бобов. [18,стр.9].

          Место Турции в мировой классификации:

          - первое - в мире по производству и экспорту  сухофруктов (инжир, абрикосы),

          - первое в Европе - по производству хлопка и табака,

          - второе в мире - по производству чечевицы, изюма и зеленого горошка,

          - четвертое - по производству оливкового масла,

          - пятое - по производству семян подсолнечника,

          - шестое - по производству фасоли,

          - седьмое - по производству кунжута,                            - восьмое - по производству муки и сахара.                             За последнее десятилетие Турция вошла в число стран, быстро расширяющих выпуск мяса птицы. В 1999 г. его производство  выросло почти на60% по сравнению с 1995 г. Среди стран - продуцентов куриного мяса Турция заняла 17-е место. Выпуск мяса птицы в стране  составил 661 тыс.т.[4, стр.4].

          Душевое потребление мяса птицы в стране достигло 11 кг в год (красного мяса - 14кг). Часть продукции идет на экспорт. С середины 90-х объем экспорта значительно вырос. Основными рынками сбыта турецкого мяса птицы являются Россия, Румыния, Болгария и страны Ближнего Востока. Начались отгрузки куриных ножек в Китай и Гонконг. Импорт мяса птицы в Турцию, за исключением 1988 -1993 гг., был незначительным. Однако в последнее время отмечается расширение ввоза отдельных субпродуктов, в частности куриной печени.

Примерно 90% всего мяса птицы в стране выращивается фермерами, заключающими контракты с компаниями, контролирующими рынок. Первая "десятка" крупнейших фирм осуществляет контроль над 65% ранка, вторая - над 19%.Основными компаниями - производителями бройлеров являются: "Koy Tur" - 17%общего выпуска, "Banvit" - 10%, "Mudurna" - 6%. Одной из динамично развивающихся бройлерских компаний Турции является "Grpilic", которая за последние 5 лет расширила свое производство на 25%. В 1998 году она подписала контракт с фирмой "Petersime" на строительство инкубатора на условиях "под ключ", рассчитанного на закладку 384 тыс. яиц в неделю. Инкубатор был введен в строй в январе 2000 г. В результате общая мощность предприятий указанной фирмы по выведению цыплят возросла до 585тыс.шт. в неделю. Инкубаторные мощности расширились и у компании "Narpilic". Эта фирма по контрактам выращивает около 90% бройлеров. Остальные 10% бройлеров откармливаются на собственных фермах, поскольку в ее действия ощущается нехватка фермеров, способных квалифицированно выполнить работу по выращиванию птицы. Большинство ферм откармливают кур до 1,7 кг, а петушков - до 2,2 кг. Выращенная птица переправляется на перерабатывающие комбинаты. Около 80% мяса птицы в стране выпускается современными предприятиями с использованием самых прогрессивных технологий и методов. 10 лет назад все бройлеры продавались на внутреннем рынке целыми тушками. Однако в настоящее время компания "Narpilic", например, 70% своей продукции поставляет на рынок в виде незамороженных отдельных частей. Продукция компании "Beypilic" в 1999 г. состояла на 66% из целых тушек, на 30% - из отдельных частей и на 4% - из продуктов последующей переработки. В 2000 г. доля целых тушек уменьшилась до 50%, отдельных частей -до 20%, продукции дальнейшей переработки - возросла до 30%. Компании "Narpilic" и "Beypilic" в неделю могут перерабатывать более чем по 400 тыс. бройлеров. Их перерабатывающие мощности, а также предприятия фирмы "Banvit", являются крупнейшими в стране. Ведущие компании, такие, как "Koytur" и "CP", перерабатывают птицу на нескольких небольших предприятиях.

          Производство, душевое потребление и экспорт мяса птицы из Турции в 1995-1999 гг. характеризуется следующими данными (тыс.т.):

1997 г.    1998 г.     1999 г.

Производство                                                        616,6      619,9       661,5

Экспорт                                                                       11,0       12,5         -

Потребление на душу населения, кг     9,77       9,67       10,23


2.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА В ТУРЦИИ

          В Турции созданы законодательные предпосылки для либерализации энергетического рынка. В связи с этим отраслевые наблюдатели прогнозируют его рост в среднем на 12% в год. Ежегодное увеличение спроса на электроэнергию оценивается в 5%.

В начале 2002 г. все установленные энергетические мощности Турции составили по официальным данным 30 тыс.мВт. По существующим в настоящее время представлениям к 2010 г. мощности электростанций повысятся до 50 тыс.мВт, а к 2020 г. достигнут 100 тыс.мВт, чтобы удовлетворять растущие потребности промышленности и частных хозяйств. При этом мощность гидроэлектростанций и других силовых установок, использующих возобновляемые источники энергии, в настоящее время достигает12 тыс.мВт. Общий объем рынка энергетических услуг в Турции эксперты в 2001 г. оценили в 650 млн.долл. США. Из этой суммы примерно 370 млн.долл. приходятся на импортированное оборудование и услуги. Местное производство в 2001 году достигало около 330млн.долл. Экспорт продукции этого сектора составил примерно50 млн.долл. В течение 2002-2004 гг. при среднем увеличении рынка на 12%  в год специалисты ожидают ежегодного повышения местного производства на 18%.Импорт, по предварительным данным, вырастет на 15%, в то время как экспорт увеличится всего на 10%. Важнейшими иностранными конкурентами на турецком энергетическом рынке являются фирмы США, Европейского союза и Японии.

          По официальным статистическим данным за 2001 год, доля США в импорте товаров и услуг составила примерно 40%, далее следовали Великобритания (25%),Япония (15%) и Германия (10%).Немалая часть фирм действует в консультационном бизнесе. По оценкам специалистов по экономическому планированию, для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию и связанные с ней услуги нужны ежегодные инвестиции в размере около 4 млрд.долл. Речь при этом идет о проектах, относящихся к разведке, производству и транспортировке нефти и газа, а также к производству и распределению электроэнергии.[10, стр.23]

В связи с недостатком средств у турецкого государства значительную часть необходимых капиталовложений должны будут произвести частные инвесторы. Одновременно с либерализацией рынка правительство намерено проводить в энергетическом секторе приватизацию. В рамках поддержанной Всемирным банком программы реструктуризации с2002 г. должны быть приватизированы 16 находящихся в государственной собственности распределительных компаний и 8 электростанций. В долгосрочной перспективе должны быть приватизированы также гидроэлектростанции.


2.3. ИНВЕСТИЦИИ В ГАЗОВЫЙ СЕКТОР ТУРЦИИ.

         В ближайшие годы в Турции предполагаются большие инвестиции в газовый сектор. Правительство ставит перед собой цель обеспечить широкое применение газа как экологически чистого источника энергии. Для этого коммунальная сеть газораспределения должна быть передана частным предприятиям. Одновременно предусматривается ликвидировать монопольное положение государственного общества "Ботаз" к 2009 г. снизив его долю на рынке до 20%.         К концу 2004 г. сети газораспределения должны быть подсоединены 57 городов: 30 из них будут подключены в первую очередь. Специалисты подсчитали, что в результате газ станут получать еще 3 млн. человек. Годовое потребление "голубого топлива" достигнет4,5 млрд.куб.м. Для создания основной инфраструктуры потребуются инвестиции в размере примерно около 1,0 млрд.долл. США. Установка газовых труб и другого оборудования в зданиях и квартирах приведет к созданию нового рынка сбыта в размере еще 4,5 млрд.долл.

Скоро начнется конкурс на создание проектов газораспределения в городах. После его завершения в 55 административных округах частным фирмам будут выдаваться лицензии на создание и эксплуатацию новых сетей. До сих пор газораспределение в городах осуществляется компаниями, в которых большая часть принадлежит государству или коммунам.

          Слабый спрос на газ в 2001 г. вместе с многочисленными жалобами частных хозяйств на слишком высокие счета привели в начале 2002 г. к значительному снижению цен. В долгосрочной перспективе предполагается, что по мере ожидаемого оживления экономически потребление газа еще более повысится. По оценке компании "Ботаз", к 2010 г. оно достигнет 55,1 млрд.куб.м., а к2020 г. увеличится до 82,8 млрд.куб.м. Спрос в 2002 г, по мнению компании, составит 21,1 млрд.куб.м., из них 14,2 млрд.куб.м будут израсходованы на производство электроэнергии.[7, стр.6]

            В городах за лицензии на системы газораспределения идет жестокая конкуренция. О своем участии заявили многие фирмы, которые представили турецкому энергетическому совету свои предложения. Особенно большую заинтересованность в газовых проектах проявляют бизнесмены и фирмы из арабского региона, которые в последние годы потерпели неудачу, пытаясь получить свою долю при приватизации турецких портов и электростанций.       


III. М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Е  Э К О Н О М И Ч Е С К И Е

О Т Н О Ш Е Н И Я  Т У Р Ц И И.

3.1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРЦИИ.

          Парламентские выборы в Турции, предварительно назначенные на 3 ноября2002 г., вызывают много вопросов. Но одно представляется ясным: новому правительству придется продолжать экономический курс уходящего премьер-министра Бюлента Эджевита. Ибо никто не поверит политикам, которые станут утверждать, что смогут продолжать программу реформ без помощи Международного валютного фонда.

           По многим причинам у нового правительства не будет иного выбора, как тесное сотрудничество с МВФ. Государственные финансовые обязательства, правда, понизятся с 85 до 79 млрд.долл.США, но доля обслуживания иностранных долгов повысится с 10 до 11 млрд.долл. К этому добавляется, что в 2003 г. МВФ в соответствии с недавним соглашением, переведет в Анкару последний траншв1,1 млрд.долл. Таким образом, Турция без труда сможет выплачивать свои иностранные долги.

           МВФ может быть удовлетворен Турцией. Правительство осуществляет большинство структурных реформ, по которым приняло на себя обязательства. Центральный банк является независимым. Политика не может оказывать влияние на государственные банки. Кроме того, они частично готовятся к приватизации. Успешно продвигается консолидация частных банков, слабая капитальная основа которых в ноябре 2000 г. и феврале 2002 г. была одной из причин кризиса. Инфляция снижается, жесткая политика расходов позволяет получить высокий первичный профицит. К тому же, правительство в значительной мере ликвидировало дорогостоящие аграрные субвенции, социальное страхование приводится в порядок.

          "Иностранные инвесторы вполне удовлетворены достижениями Турции", -считает А.Ариман, генеральный директор Объединения иностранных инвестиций в Стамбуле. Они, однако, не без опасения отметили, что некоторые министерства не очень благожелательно относятся к иностранному капиталу. Официально правительство проводит политику улучшения условий для иностранных предприятий. Так, в начале 2002 г. оно создало комиссии, в которых министерская  бюрократия вместе с представителями частного хозяйства разработала проект нового закона об иностранных инвестициях, а также предложения по упрощению всех формальностей. Однако проекты уже два месяца лежат в парламенте, но никакого прогресса пока не достигнуто. Теперь закон, который поставил бы в равные условия турецких и иностранных инвесторов, может быть принят не ранее чем через девять месяцев. Турция вновь теряет драгоценное время. Затронутые кризисом турецкие предприятия практически не могут производить инвестиции. "Иностранные прямые инвестиции как важнейшее средство конъюктурного оживления будут отложены еще на год", - прогнозирует Ариман.

          Вопреки требованиям МВФ правительство, учитывая предстоящие парламентские выборы, препятствует тому, чтобы на государственных предприятиях были уволены 40-60 тыс.человек. Не трогается с места приватизация компании "Turk Telecom". До сих порее тормозили националистические круги. Теперь она невозможна из-за кризиса международной телекоммуникационной отрасли.

В 2001 г. МВФ оказал Турции щедрую помощь и тем самым сделал страну своим самым большим должником. Это связано со стратегическим значением Турции в борьбе против международного терроризма. Однако геополитическое положение между Европой и Азией имеет не только преимущества.

          Уже первая война в Персидском заливе принесла стране потери в размере более 40 млрд.долл. Если дело опять дойдет до военного удара по Ираку, турецкое хозяйство вновь опасается потерь. Прекратятся поставки в Ирак, прервется поток туристов. С другой стороны, новый режим в Ираке может стать надежным деловым партнером, который обеспечит продолжительный подъем в экономически отсталой восточной части Турции.

           Для оживления экономики должна послужить и так называемая стамбульская договоренность, которую в письменной форме закрепили банки и предприятия. По нему банки при поддержке Всемирного банка должны либо предоставить капитал предприятиям, которым не хватает собственных средств, либо помочь им реструктурировать просроченные кредиты. "Многие предприятия воспользуются этой помощью", -уверен Х.Гюльхачи, исполнительный вице-президент стамбульского "Akbank". С некоторыми банками и предприятиями уже начались официальные переговоры. Стамбульская договоренность стала необходима, потому что в 2001 г. валовой внутренний продукт страны, рассчитанный на основе турецкой лиры, уменьшился на 9,4%, а рассчитанный на основе доллара - даже на 26, 7%. Только во время второй мировой войны Турция переживала еще большую рецессию. В2002 г. конъюнктура не оживляется, даже если в марте и апреле на короткое время показалось, что поворот начинается. Когда недавно 77-летний тяжело больной премьер-министр Эджевит лег в больницу, вследствие возникшей политической неопределенности тут же повысились банковские процентные ставки.[12, стр.21].

           Высокие процентные ставки тормозят экономический рост, налоговые поступления сокращаются, и важный первичный профицит государственного бюджета уменьшается. В течение нескольких месяцев, предупреждают специалисты, правительство еще может позволить себе сохранять высокие процентные ставки. Но затем они станут серьезным обременением государственных финансов. И это является еще одной причиной для того, чтобы как можно быстрее покончить с периодом политической неопределенности.


3.2. ЕВРОПЕЙСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ

         

Взгляд в прошлое Турции заставляет вспомнить об экономике, сотрясаемой бесконечными кризисами. Взгляд в будущее помогает  представить себе новый скачок, который страна готовится осуществить в своем развитии. Ни одной другой стране не приходилось столь часто прибегать к помощи МВФ, ни одна другая странане задолжала ему так много, как Турция. Немного найдется стран, у которых путь экономического развития пролегал бы между столь резкими коньюктурными колебаниями, стран, которые обслуживают такую высокую государственную задолжность и борются против столь высокой инфляции.

Среди государств, вступивших или готовящихся к вступлению в Европейский союз (Турция в числе их с 1999 г.), она занимает 13-е, т.е. последнее место. С теми, кто процесс вступления в основном уже завершил Турция, которая ожидает назначения даты начала конкретных переговоров с Брюсселем, не может сравниваться. У Кипра средний доход на душу населения достиг80% от среднего уровня ЕС, у Польши - 40%, а Турция достигла всего 22%. Таким образом, она отстает от Болгарии и Румынии, с которыми Евросоюз тоже ведет переговоры о вступлении и у которых доход на душу населения от среднего уровня ЕС составляет 28% и 25% (соответственно).

Информация о работе Экономическое досье Турции