Экономическое досье Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Если мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономика Турции на современном этапе 6
1.1 Основные тенденции развития экономики 6
1.2 Валюта и финансы 21
Глава II. Товарные рынки и отрасли произдства 28
2.1 Производство продуктов питания 28
2.2 Либерализация энергетического рынка 32
2.3 Инвестиции в газовый сектор 34
Глава III. Международные экономические отношения Турции 36
3.1 Финансово-экономические проблемы Турции 36
3.2 Европейская интеграция 40
3.3 Деловые связи Турции с Россией 44
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

турция.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Помимо глубокого реформирования банковской сферы, западные экономисты в условиях значительного открытия турецкой экономики по отношению к ЕС рекомендуют Турции сделать ставку на два "беспроигрышных" направления -превратить страну в мощный узел трансграничной инфраструктуры, в том числе транзитного значения, и вывести на качественно новый уровень сферу туризма, которая уже превратилась в высокодоходную отрасль национальной экономики.

           По первому из указанных направлений разработаны и начали реализовываться ряд мега проектов. Следующие годы станут периодом активного строительства на территории Турции международных трубопроводов. Согласованы детали сооружения нефтепровода протяженностью 1746 км с каспийских месторождений в районе Баку через Грузию в турецкий средиземноморский порт Джейхан. В 2008 - 2010 гг. по этой магистрали будет перекачиваться более 1 млн.т. нефти в сутки. Основными потребителями станут западноевропейские страны.

             Ведутся работы над проектом строительства газопровода из Египта при финансовом содействии "British Petroleum". В стадии обсуждения находится предложение о прокладке газопровода (с пропускной способностью 16 млрд.куб.м)из Туркмении, хотя по мнению большинства наблюдателей, данная инициатива вряд ли будет реализована [5, стр.16].

            Осуществление указанных проектов обеспечит энергоносителями растущую турецкую экономику. По расчетам экономистов местные потребности только в газе к2010 г. вырастут до 55 млрд.куб.м. Прокладка стратегических трубопроводов увеличит роль Турции в региональной политике, поскольку в еще большей мере вовлечет в сферу турецких интересов закавказские и среднеазиатские государства. Не случайно союзник Турции - США - в последние годы активно поддерживал строительство вышеназванных транспортных магистралей. Американцы надеются, что перекачка каспийской нефти к средиземноморским портам уменьшит зависимость от маршрутов, пролегающих через территорию РФ, и минимизирует потребность в партнерстве с другой страной - Ираном.

             Параллельно Турция сможет уменьшить экологическую нагрузку на черноморские проливы, которые весьма уязвимы при перевозках энергоносителей на устаревших крупнотоннажных танкерах. В то же время недостатком программы строительства дальних трубопроводов являются огромные затраты и недостаточный учет негативных тенденций в мировой экономике.

          Строительство большого количества газопроводов может быть оправдано только в том случае, если Турция начнет выполнять важные транзитные функции (в частности, по транспортировке газа в Южную Европу, потребление которого в регионе должно быстро увеличиваться). В долгосрочной перспективе не исключается создание трубопроводного кольца - из Турции в Грецию, Италию, затем на север континента и в направлении Балкан. Транзитные операции позволят Турции получать крупные и достаточно стабильные дополнительные доходы.

           В отличие от инфраструктурных проектов туризм приносит стране значительные валютные дивиденды уже в настоящее время. Данный сектор относится к числу немногочисленных отраслей, которые в условиях общеэкономического кризиса остаются в благоприятном положении: в 2002 году страну посетили 12,5 млн. иностранных туристов (по сравнению со среднегодовым показателем в 250 тыс. в 80-х годах), а приток доходов от их обслуживания впервые истории превысил 10 млрд.долл.[6, стр.5].

           Годовой прирост объема услуг с начала 80-х годов составлял в среднем 17%,2000 г. он достиг 40%, а в текущем году ожидается на уровне 20 или даже 25%. Росту способствовали государственные кредиты, низкие цены на земельные участки, налоговые льготы. В то же время вряд ли удастся достичь аналогичного высокого показателя в будущем, поскольку отрасль остро нуждается в притоке новых инвестиций, при этом ставка делается на частные капиталовложения, что же касается государства, то на него возлагается ответственность за создание условий, благоприятствующих притоку дополнительных инвестиций.

           Министерство туризма разработало план вложения 3 млрд.долл. в развитие туристического бизнеса Стамбула, потенциал которого используется пока в недостаточной мере. По мнению проектировщиков, существует возможность для увеличения числа туристов в 20 раз - с 2,5 млн. в настоящее время до 50 млн.(для сравнения: аналогичные показатели по Парижу и Лондону достигают в настоящее время 65 млн. и 75 млн. соответственно). В ходе реализации общенациональной программы развития туризма доходы от данной отрасли Турции в ближайшее десятилетие могут быть доведены до 20 млрд.долл.[6, стр.16].


1.2.           В А Л Ю Т А  И  Ф И Н А Н С Ы.

 

Политический кризис, разразившийся в Турции из-за острых разногласий между премьер-министром и президентом (последний обвинил главу правительства Б.Эджевита в неэффективности мер по борьбе с коррупцией), массовый отзыв инвестиций из страны, опасения быстрого сокращения официальных валютных резервов (20 млрд.долл.) вызвали панику на Стамбульской фондовой бирже. 22февраля произошло самое крупное за всю ее историю падение курса акций. По итогам торгов национальный биржевой  индекс сократился на 20% (на 30% с 19февраля). Банковские процентные ставки повысились до 7500%. В течение двух дней ЦБ выбросил на рынок 10 млрд.долл. для покрытия острого дефицита ликвидных средств. Во избежание финансовой катастрофы прекращено регулирование курса турецкой лиры. Решено пустить ее в "свободное плавание".

          22 февраля зарегистрировано снижение курса лиры на 40%. После объявления решения о ее "свободном плавании" он повысился до 962499 т.л. за 1 долл. (21 февраля курс составлял относительно той же базы 684400ед., таким образом, спад составил 28%). [1, стр.16].

          В условиях резкого усиления валютно-финансовой нестабильности в стране рядовые граждане внимательно следят за информационными табло перед меняльными конторами. Продажа или покупка долларов практически не ведется в ожидании стабилизации котировок. Ряд банков приостановил операции с долларами. Авиакомпании отказываются продавать билеты на международные рейсы в турецкой валюте.

Подавляющая часть населения Турецкой Республики уже столкнулась с последствиями замедления темпов экономического роста и была вынуждена ограничить потребительские расходы. Девальвация национальной валюты чревата для рядовых граждан тяжелыми последствиями, поскольку обычно сопровождается усилением инфляции. Так, при понижении курса лиры относительно доллара на 40%рост цен составляет 20 - 30%. Как ожидается, покупательная способность среднестатистического жителя может снизиться на 30%. Для увеличения заработной платы потребуется определенное время: наниматели повышают ее в среднем по истечении 6 месяцев.

           По сообщению информационных агентств, в Турции уже зарегистрировано повышение цен на импортные товары, в частности на нефть, которая почти полностью закупается за рубежом.

           В северной части Кипра, где в качестве средства обращения используется турецкая лира, цены в розничной торговле 22 февраля были повышены на 20%.

           В Турции ожидается рост числа банкротств, поскольку предпринимателям придется выплачивать большой процент по долговым обязательствам. Банки аннулируют низкопроцентные потребительские кредиты, предоставленные в 2000году. Кредит в значительной мере будет ограничен.

           Усложняется проблема погашения внешнего долга. По данным на сентябрь2000 г., требования международных кредиторов к Турции достигали 43,9 млрд.долл. При оценке положения с долгами следует учитывать то обстоятельство, что турецкая Республика неизменно выполняет свои дебиторские обязательства.

           МВФ одобрил экстренные меры Турции и одновременно призвал ее правительство в неотложном порядке провести реформирование банковской системы. В декабре 2000 г. фонд объявил о своем решении предоставить Турции в рамках механизма чрезвычайного финансирования кредиты на общую сумму 7,5млр.долл., которые должны способствовать реализации 3-летнейантиинфляционной программы, одобренной МВФ. Однако в создавшихся условиях ее выполнение скорее всего будет сорвано или существенно скорректировано. Министр экономики и управляющий ЦБ Турции выступили с заявлением, в котором призвали пересмотреть целевые наметки, содержащиеся в указанном документе. Программа была нацелена на снижение инфляции .

           Для нормализации положения на финансовых рынках экономисты призывают центральные власти страны ускорить приватизацию крупных компаний, что позволит пополнить государственную казну как минимум 10 млрд.долл.

           Замедление стабилизации турецкой экономики может сказаться на перспективах вступления Турции в ЕС. Одним из условий приема является доведение инфляции до уровня менее 3%

           Большие опасения у международных экспертов вызывает возможность превращения Турции в перманентную "зону нестабильности", которая может расшириться за счет стран, активно сотрудничающих с турецкими компаниями.

По оценкам экспертов, негативные тенденции в экономике Турции не должны сказаться на положении в российской экономике. Внешнеторговый баланс РФ продолжает сводиться с положительным сальдо, курс рубля отличается сравнительной стабильностью, отношения между правительством, думой и регионами характеризуются развитием конструктивного сотрудничества. Что касается Турции, то на ее долю приходится только 2,5% внешнеторгового оборота РФ. Правда, данный показатель не учитывает "челночный" бизнес. В январе-ноябре2000 г. российский экспорт в Турцию составил 2,2 млрд.долл., импорт оттуда - 245млн.долл. По оценкам группы "Re-naissanse Capital", "челноки" закупили в Турецкой Республике товары примерно на3,5 млрд.долл.

Турция готова перейти на евро. Министр экономики Турецкой Республики К.Дервиш заявил, что его страна может объявить евро своей валютой даже до вступления в ЕС. Если Турция в течение пяти лет сумеет добиться низкого уровня инфляции (в настоящее время оценивается в 60% в год) и выполнить другие критерии, предъявляемые к кандидатам в члены ЕС, то не исключается, считает министр, принятие решения о "привязке" курса турецкой лиры к курсу евро или односторонний переход на евро без предварительного согласия ЕС.

В ходе своей лекции в Европейском университете во Флоренции К.Дервиш подробно остановился на возможном сценарии развития событий, при котором может наступить такой момент, когда Турция решит, что достаточно долго практиковала использование гибкого курса национальной валюты и готова отказаться от варианта непрерывного "печатания денег" в соответствии с перманентным падением стоимости лиры. Министр считает, что переход на евро равнозначен созданию валютного совета, который должен обеспечивать дисциплину в валютной сфере страны и имеет реальный смысл, поскольку 65% всех сделок, осуществляемых Турцией в сфере внешней торговли, трансграничного туризма и денежных переводов граждан, временно работающих за рубежом, реализуется с партнерами из ЕС.

          К.Дервиш рекомендовал использовать более прагматичный и гибкий подход к решению проблемы вступления Турции в ЕС. Он призвал ЕС предоставить его стране место в основных структурах этой группировки, в которых обсуждаются вопросы, непосредственно затрагивающие интересы Турции. Турецкой Республике не следует беспокоиться о сроках приема в данную организацию, а целесообразно последовательно добиваться модернизации экономики, социальной сферы и приведения судебно-правовой системы в соответствие с нормами ЕС. Экономические реформы должны способствовать повышению уровня жизни турецких граждан и облегчить трудности переходного периода, неизбежные, например, в социальной сфере. [3, стр.16].

Управляющий ЦБ Турции 15 мая сообщил о поступлении в страну в оставшуюся часть года заемных средств на общую сумму 15,7 млрд.долл. Сюда входят займы, предоставляемые МВФ (8 млрд.долл.)и МБРР (2 млрд.долл.) в рамках пакета экстренной помощи Турецкой Республике. Кроме того, обе международные организации намерены продолжить кредитование в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями: по предыдущему пакету помощи Турция недополучила от МВФ и МБРР 5-6 млрд.долл. Приостановка финансирования была связана с экономическим кризисом, разразившимся в феврале текущего года, и переходом Турции к плавающему курсу национальной валюты.

          Глава ЦБ сообщил, что 2,4 млрд.долл. от МВФ пойдут на пополнение официальных валютных резервов, которые существенно сократились (на 10млрд.долл. - до 18 млрд., по состоянию на4 мая) из-за ажиотажной скупки населением долларов.

          С 1958 г. МВФ 18 раз разрабатывал программы для Турции, причем последние3 раза - в течение менее двух лет. Реализация намеченных мер сопровождалась предоставлением значительной финансовой помощи. Не станет исключением и последняя программа. Западные банки заинтересованы в поддержании Турции "наплаву", поскольку ее обязательства перед ними, по данным "Economist", превышают 40 млрд.долл.

           Среднесрочные перспективы турецкой экономики остаются недостаточно ясными. В текущем году, скорее всего, произойдет сокращение ВНП примерно на3% по сравнению с увеличением на 6% в2000 г. Разобщенная взаимными противоречиями правящая коалиция медлит с проведением реформ. Государственная банковская система обременена безнадежными долгами на 30 млрд.долл. Курс лиры относительно доллара снизился в общей сложности на 40% (первоначальный спад составил 50%, однако позднее имело место некоторое восстановление ее позиций). Уровень инфляции в2001 г. ожидается в 57%, тогда как в 2000 г. он не превысил 35%. С февраля текущего года ликвидировано 500 тыс. рабочих мест, причем прогнозируется дальнейший рост этого показателя.[2,стр.16].

          Как отмечает газета "Wall Street Journal", кризисные явления в Турции, а также в Аргентине вызвали падение доверия к странам с формирующимся рынком. В то же время президент США Дж. Буш заявил о готовности его администрации оказать поддержку стратегическим союзникам и , в первую очередь, Турции в деле преодоления экономического кризиса, хотя основную роль в содействии этой стране играет МВФ. Не считая США, Турция имеет самую большую армию в НАТО и выполняет важные функции на ближне-восточном направлении деятельности этой организации, что требует крупных финансовых затрат.

           Преодоление последствий экономического кризиса в Турции будет осуществляться в основном за счет собственных сил и средств. Под руководством министра экономики К.Дервиша разработана антикризисная программа. Среди новых инициатив, одобренных экспертами МВФ, - реструктуризация банковской сферы, отказ от политического давления на ЦБ, ликвидация государственной монополии в сахарной промышленности и газораспределительной системе, повышение эффективности государственных компаний "Turkish Airlines" и "Turk Telekom" с целью усиления их привлекательности для частных инвесторов. Специалисты фирмы "Merrill Lync" считают, что в результате реализации намеченной программы доверие потребителей и деловых кругов к функционированию экономики Турции будет постепенно восстанавливаться. Уже в 2002 г. появиться возможность доведения экономического роста до 5%. В то же время процесс приватизации государственной собственности вряд ли активизируется, поскольку щедрая помощь из-за рубежа ослабляет заинтересованность в радикальных преобразованиях, сопровождающихся утратой государством важнейших рычагов влияния на экономическую жизнь страны.

Информация о работе Экономическое досье Турции