Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа
Экономический кризис – это фаза экономического цикла, характеризующаяся снижением производства и продолжающаяся от пика до низшей точки падения. В основе экономических кризисов лежат кризисы производственных отношений и обусловленные ими общие кризисы производительных сил. Несмотря на то, что экономический кризис может охватить все сферы общественной жизни тем самым увеличив разрушающий эффект, он прежде всего избавляет, "оздоравливает" экономику от нежелательных элементов.
Данная работа посвящена вопросам развития экономического кризиса в России 2008-2009 гг. Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих пар
Глава 1 Понятие экономического цикла
1.1 Экономическая цикличность
1.2 Экономический кризис
Глава 2 Экономический кризис в России 2008 - 2009 годов
2.1 Ход и причины экономического кризиса в России
2.2 Влияние кризиса на Российскую экономику
Глава 3 Антикризисная политика правительства Российской Федерации
3.1 Анализ антикризисной политики правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы:
Во-вторых, из-за высокого уровня монополизма в российской экономике снижалась эффективность бюджетных стимулов. Опыт докризисных лет убедительно свидетельствовал, что расширение бюджетного спроса приводило к росту цен, а не инвестиций в инфраструктуру и строительство) не могла быть существенной. Скорее, определенную стимулирующую роль могло сыграть снижение налогов, что и было реализовано в конце 2008 г.
В-третьих, слабость политико-правовых институтов (особенно обеспечивающих исполнение законодательства) еще больше снижала эффективность мер бюджетной поддержки[18, c. 15].
В-четвертых, текущий глобальный кризис наглядно продемонстрировал (хотя это было понятно и раньше) структурную уязвимость российской экономики, ее однобокость и неэффективность. Нынешний кризис не только циклический, но и структурный. Для России проблема модернизации в кризисных условиях стала еще более актуальной, что требует сочетания в экономической политике антикризисных и модернизационных мер.
Сказанное объясняет, почему в России в числе антикризисных мер значительную роль играли социальная поддержка населения (увеличение пенсий, создание института общественных работ, организуемых по месту основной занятости) и поддержка отдельных предприятий [23, c. 45].
| План | Факт |
Всего | 2244,0 | 2412,0 |
Отраслевые меры | 1625,8 | 1734,9 |
В том числе поддержка банковской системы | 280,0 | 280,0 |
Поддержка населения | 593,7 | 652,6 |
Взнос в антикризисный фонд ЕврАзЭс | 24,5 | 24,5 |
Расходы на антикризисные меры в 2009г.(млрд руб.) по данным журнала "Вопросы экономики" №5 2009г.
В марте 2009 г. федеральные власти представили россиянам свою антикризисную программу. В основном антикризисные меры были направлены на решение следующих задач:
- расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем представления субсидий по процентным ставкам госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
- снижение нагрузки на бизнес ( налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки; ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий);
- смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
- стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
- поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка),развитие конкуренции.
Многообразие антикризисных мер, принятых в 2008 - 2009 гг. и направленных на поддержку финансового и реального секторов, а также населения, - по данным Правительства России, в рамках реализации антикризисной программы было принято 379 актов (решений).
В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что в некоторых случаях привело к "рассинхронизации" практической реализации мер. Можно отметить существенную задержку с размещением госзаказа. Но самое главное - возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер. Возможно по указанной причине усилилось стремление принимать дополнительные меры. Все это привело к своеобразным догоняющим друг друга "волнам"[21, c. 39].
Российский бюджет оказался одним из наиболее социально ориентированных. Этому есть не только политическое, но и экономическое объяснение. Спрос, генерируемый социальной помощью, исходит прежде всего от бедных слоев населения и концентрируется преимущественно на товарах отечественного производства, которые в основном производятся в более конкурентных секторах экономики.
Государство приняло целый ряд важных решений, связанных с регулированием рынка труда: повышение МРОТ, повышение на 30% заработной платы работников бюджетной сферы, сокращение численности вооруженных сил, сокращение квот на привлечение труда мигрантов, повышение максимального размера пособий по безработице, фактическое повышение пособий безработным, уволившимся с последнего места работы по собственному желанию, создание общероссийского банка вакансий, ужесточение трудового законодательства и усиление его инфорсмента, обязательное информирование ГСЗ о применении нестандартных режимов работы. Как ни парадоксально, но в большинстве случаев действия государства скорее разгоняли безработицу, нежели способствовали ее снижению [10, c. 117].
Так же были проведены дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда: опережающая профессиональная подготовка, создание временных рабочих мест и организация общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, временная передислокация работников, находящихся под угрозой увольнения, в другие регионы, содействие малому предпринимательству безработных. На их реализацию было выделено 43 млрд. рублей[10, c. 189].
Правительство стало оказывать поддержку ряду предприятий, сформировав список «системообразующих». Основным ее инструментом выступили государственные гарантии по кредитам. Данный механизм долго разрабатывался и начал функционировать только с середины 2009 г. С одной стороны, это позволило стабилизировать социальную ситуацию, а с другой – препятствовало реструктуризации и обновлению, поскольку многие системообразующие предприятия – на самом деле системообразующие банкроты, и их спасение не поможет решить задачи модернизации.
В отличие от ряда других стран в России собственники и менеджеры компаний, спасенных государством, не были заменены и пострадали в минимальной степени. Это имеет негативный социально-психологический эффект, демонстрируя, что крупные предприятия могут себе позволить шантажировать власть. Стимулирование спроса осуществлялось также при помощи межбюджетных трансфертов [21, c. 41].
Макроэкономического стимулирования экономики в классическом виде в России еще не было. Антикризисный бюджет был принят только в конце апреля 2009 г., причем вливание ликвидности в экономику через бюджетный канал стерилизовалось через денежно-кредитный: коммерческие банки возвращали Банку России кредиты времен девальвации в объеме, практически равном денежной эмиссии, связанной с бюджетными расходами. В результате ликвидность оставалась до последнего времени в дефиците, что привело к снижению запасов готовой продукции до 7,5% ВВП, а инфляция во втором полугодии 2009 г. упала почти до нуля. В 2010 г. ситуация должна измениться, так как банки практически полностью расплатились по беззалоговым кредитам, а Банк России снижал процентные ставки по залоговым операциям, что приводило к росту спроса на них.
В денежной политике Россия пошла по пути девальвации, завершившейся в январе 2009г., и отказа от таргетирования валютного курса. это было очень важное и сложное решение. Предпринимаются попытки выстроить антиинфляционную политику, сглаживая колебания валютного курса. Впрочем 2009 год показал, что девальвация не служит универсальным лекарством от низкой конкурентоспособности. Многие ожидали повторения чуда десятилетней давности - начала бурного импортозамещающего роста благодаря снижению рубля, но этого не произошло [23, c. 48].
В период кризиса Банк России пытался проводить, по сути, традиционную для периодов экономического спада политику смягчения денежной политики, используя методы количественного ослабления (правда, не определяя принципы ее проведения и не устанавливая количественных ограничений на свои операции, В отличие от ФРС, Банка Англии или ЕЦБ). Однако в силу возникшего до кризиса перекоса в сторону внешних и валютных обязательств банковского и корпоративного секторов смягчить денежную политику Банку России удалось только во взаимоотношениях российской экономики с внешним миром, так как вся предоставляемая им банковской системе рублевая ликвидность уходила на приобретение иностранной валюты, погашение внешнего долга и наращивание валютных резервов. Вместе с тем массированное выделение ликвидности банковскому сектору не решало проблем кредитования реального сектора, не отразилось на его динамике и, следовательно, не уменьшило масштабы падения российской экономики. Более того, Банк России хотя и не очень сильно, но повышал уровень процентных ставок, что делало кредитование еще менее доступным для реального сектора экономики [3, c. 43].
В период экономического роста государству не удалось создать «модернизационную коалицию», сформировать сильные группы интересов, стремящиеся решать задачи обновления экономики. Не была выстроена эффективная система согласования интересов и выработки согласованных решений. Общение с бизнесом часто ограничивалось встречами с представителями крупного и сверхкрупного бизнеса, сохранялось общее взаимное недоверие между властью и бизнесом, остался невостребованным механизм государственно-частного партнерства. Было бы несправедливым возлагать вину за неудачу в формировании такой коалиции исключительно на государство. Слабость и неэффективность организаций самого бизнеса, неразвитость институтов и организаций гражданского общества во многом определяли низкую эффективность механизмов коммуникаций.
Множественность антикризисных мер и селективный характер значительной их части (предполагающий опору на деятельность различных межведомственных групп) существенно ограничивали эффективность имеющегося административного ресурса и усиливали дефицит возможностей для выработки, обсуждения и реализации целостной, «эшелонированной» антикризисной политики. В результате повышаются риски лоббирования, принятия оппортунистических решений.
Меры предпринятые правительством на рынке труда дали понять, что оно готово платить за сокращение занятости. Это стало причиной того, что кризис лишь в слабой степени способствовал реструктуризации российской экономики, то есть перетоку рабочей силы из менее эффективных в более эффективные сектора экономики.
Располагая значительными финансовыми ресурсами, государство не было мотивировано к повышению эффективности инструментов реализации государственной политики и обеспечению прозрачности результатов их применения, к созданию качественной системы мониторинга процессов, происходящих в экономике. До кризиса существовал временной ресурс для постепенной дороботки отдельных механизмов, повышения качества их администрирования, прежде всего за счет реакции бизнеса. В условиях кризиса это стало невозможно. Нам представляется, что резервы повышения результативности антикризисной политики лежат в области не столько выработки все новых предложений, сколько совершенствования используемых для реализации этих мер инструментов.
Сравнивая антикризисные программы, реализованные в 2008 - 2010 гг. в разных странах, с российскими антикризисными мероприятиями, можно сделать несколько выводов.
1. Хотя российская экономика очень сильно пострадала во время кризиса, она была в определенной мере подготовлена к возникшим проблемам. Безусловно, положительную роль сыграли принятые в 2004 - 2006 гг. решения о формировании резервных фондов Минфина за счет отчисления в них сверхдоходов от экспорта нефти и газа. Согласно оценке МВФ, падение доходов федерального бюджета Россия в 2009 г. в результате снижения цен на нефть составило около 8% ВВП. Россия в период кризиса оказалась в гораздо лучшей фискальной позиции, чем большинство стран - членов G20, которым для финансирования своих антикризисных пакетов пришлось резко наращивать государственный долг. Очевидно, в отсутствие резервных фондов ситуация в бюджетной сфере и российской экономике в целом оказалась бы намного хуже.
2. Практически все страны - члены G20 в период кризиса столкнулись с необходимостью массированно поддерживать ликвидность финансового сектора. Согласно оценке МВФ, такая помощь составила в среднем по группе 9,7% ВВП, в том числе для развивающихся стран-членов - 13,5% ВВП. На этом фоне аналогичные меры российских денежных властей (11,4% ВВП) были сопоставимыми по масштабу хотя из-за длительности сроков предоставления средств на поддержку ликвидности банков существенная их часть (до 60%) может быть реклассифицирована как поддержание капитализации банковского сектора.
3. Россия оказалась единственной страной с развивающейся экономикой из числа членов G20, которой пришлось реализовывать программу поддержки (рекапитализации) финансового (банковского) сектора, а объем прямых расходов на эти цели (3,2% ВВП) был выше, чем в среднем по группе развитых стран - членов G20 (2%). Помощь российских властей банковскому сектору носит хотя и возвратный, но долгосрочный характер (в отличие, например, от США, где через два года после начала реализации программы TARP, которая стала главным инструментом поддержки банковской системы, в бюджет вернулось около 50% выделенных средств и еще 8% было получено в виде инвестиционных доходов). С учетом вклада российского финансового сектора в ВВП (около 4%) следует признать, что средства, затраченные на его поддержку, были чрезмерными. Иными словами, российская банковская система вошла в кризис, будучи гораздо менее устойчивой, чем банковские системы других стран - членов G20, а объем накопленных ею рисков оказался существенно выше, чем в других странах "большой двадцатки".