Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа
Экономический кризис – это фаза экономического цикла, характеризующаяся снижением производства и продолжающаяся от пика до низшей точки падения. В основе экономических кризисов лежат кризисы производственных отношений и обусловленные ими общие кризисы производительных сил. Несмотря на то, что экономический кризис может охватить все сферы общественной жизни тем самым увеличив разрушающий эффект, он прежде всего избавляет, "оздоравливает" экономику от нежелательных элементов.
Данная работа посвящена вопросам развития экономического кризиса в России 2008-2009 гг. Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих пар
Глава 1 Понятие экономического цикла
1.1 Экономическая цикличность
1.2 Экономический кризис
Глава 2 Экономический кризис в России 2008 - 2009 годов
2.1 Ход и причины экономического кризиса в России
2.2 Влияние кризиса на Российскую экономику
Глава 3 Антикризисная политика правительства Российской Федерации
3.1 Анализ антикризисной политики правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы:
Именно по такой схеме развивался кризис в России. Острая фаза финансового кризиса в США и Европе пришлась на конец августа – начало сентября 2008 г., в то время как промышленный спад в России начался еще в июне июле. А уже в январе 2009 г. индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности относительно января 2008 г. составил 87,5 %, индекс промышленного производства по СФО составил 90,4 % к январю 2008 г. и 82,1 % к декабрю 2008 г. Причем по скорости, стремительности нынешний спад не сопоставим ни с 98-м, ни с 94-м, ни с 92-м. По отношению к пику падения в июне 2008 г. отечественное промышленное производство упало на 13 % – подобного не наблюдалось с военного 1942 г.
Можно выделить общие факторы кризиса для всех стран и для РФ.
1 . Беспрецедентные темпы экономического роста, позволившие за 5 лет на четверть увеличить мировой ВВП. В эти годы начался крупный приток капитала в развивающиеся страны. По данным Всемирного банка, каждые два года здесь приток капитала удваивался и в 2007 г. превысил 1 трлн долларов. В России до 2004 г. наблюдался отток капитала, а с 2005 г. начался чистый приток капитала, который в 2006 г. составил 42 млрд долларов, а в 2007 г. – 83 млрд долларов. Такой подъем неизбежно накапливает системные противоречия, невидимые из-за роста благосостояния [19, c. 15].
Темпы роста ВВП по отдельным странам и России в 2000-20010 гг.(прирост в процентах к предыдущему году).
Высокие темпы роста развитых стран во многом были связаны с потребительским бумом и бурным жилищным строительством и продажей жилья.
В значительной мере этот бум осуществлялся за счет все возрастающей массы кредитов населению при увеличивающемся их долге финансовым институтам. И в развитых, и в развивающихся странах нарастал перегрев экономики. Этот перегрев в большей мере подпитывался небывало быстрым увеличением финансового оборота, который все больше перемещался в сторону производных финансовых инструментов. Размер ипотечных кредитов в развитых странах приблизился к величине ВВП. Активы банков в европейских странах в 2–3 раза превзошли объем ВВП.
2 . Избыточная ликвидность, сформировавшаяся в экономиках развитых стран, привела к возникновению рыночных «пузырей» (искаженной, завышенной оценки различных видов активов) на рынках– фондовом, недвижимости, товарном и т. д.
3. Отрыв финансового сектора от реальной экономики производства товаров и услуг:
- Доходы от финансовых операций стали превышать прибыль, получаемую в реальном секторе.
- Сформировался рынок производных инструментов – деривативов (прежде всего структурированных производных облигаций). Использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Их объемы стали превышать размеры реальной экономики в 5-10 раз. По некоторым оценкам, общий объем деривативов в мире превысил 600 трлн долларов при объеме мирового ВВП примерно в 60 трлн.
Быстро рос фондовый рынок, достигнув астрономических размеров. Даже в России, где число эмитентов фондового рынка составляет около 500 компаний, в последние годы объем рынка рос по 40–80 % в год и превысил 1,35 трлн долларов, оказавшись на 8-м месте в мире[2, c. 33].
- В связи с произошедшей глобализацией международных финансов (либерализация движения капиталов, перевод финансовых систем на международную электронную систему связи, обработки, хранения и передачи информации) большинство действующих на рынках капитала финансовых институтов вышли из-под государственного контроля (хедж-фонды, инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций).
Финансовая сфера в значительной степени утратила свою главную функцию — способность обслуживать реальный сектор. Начавшаяся экономическая рецессия, таким образом, носит для реального сектора вынужденный характер: производство не может опереться на необходимые для его развития финансовые ресурсы.
Быстрый экономический рост последних лет в значительной мере был связан с наличием дешевых ресурсов на мировом рынке, которые охотно занимали отечественные компании. Однако дешевизна денег не способствует их эффективному инвестированию, особенно если речь идет о компаниях, связанных с государством, которым дают понять деньги тем охотнее, что понимают: государство в случае чего не даст им погибнуть.
Теперь ситуация изменилась. Доступных кредитов нет, а заложенные в обеспечение кредитов бумаги быстро дешевеют. До конца 2008 года предстояло выплатить по этим долгам около 43 млрд долл. Государство выразило готовность предоставить через ВЭБ средства в размере 50 млрд долл. на "расшивку" ситуации.
4. Серьезную проблему представляет также то, что в условиях спекулятивной «перегретости» финансовых рынков многие западные компании реального сектора фактически переориентировали большую часть своей деятельности на финансовый сектор в связи с тем, что ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации. За последние полтора-два десятилетия целевая функция бизнеса претерпела серьезную трансформацию. Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации. Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по нему оценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление к максимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основанием социально-экономического прогресса — повышением производительности труда. Рост капитализации с ней, конечно, связан, но лишь в конечном счете. Однако перед акционерами надо отчитываться ежегодно, а для получения красивых годовых отчетов, для поддержания текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое, что обеспечивает рост производительности. Для хорошей отчетности нужны слияния и поглощения, поскольку увеличение объема активов способствует росту капитализации. И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, так как в текущем периоде это ведет к снижению капитализации. В результате в составе многих крупных промышленных корпораций сохраняются старые неэффективные производства [9, c. 17].
5. Отсутствие надежных международных инструментов регулирования и контроля на финансовых рынках, надзора за банками и финансовыми институтами, а также единых стандартов и практики оценки рисков. Государственные органы, институты инфраструктуры рынка не способны адекватно оценивать совокупность рисков, отслеживая частичные риски, а так же видеть системных угроз.
Кризис финансового регулирования формирует и кризис доверия к финансовым регуляторам в самом широком смысле слова.
В то же время существуют и специфические причины кризиса в РФ, которые были сформированы в предыдущие годы экономического роста 1999-2008 гг:
1. Двойной профицит (бюджета и платежного баланса) становился фактором привлечения иностранного капитала, который активно притекал сюда, расширяя «плечо» заимствований. Естественно, при начале кризиса эффект получился противоположный – сжатие «плеча», что немедленно привело к сжатию фондового рынка и усилению кризиса ликвидности.
В 2008 г., по данным Центрального банка России, отток капитала составил 129,9 млрд долларов. Отток за октябрь – за один кризисный месяц отток составил 50 млрд долларов.
2. Доминирование сырьевых товаров в экспорте ставит платежный баланс страны в более тяжелую зависимость от циклических колебаний, чем в экономике диверсифицированной. Замедление роста и спад инвестиционной активности в странах-импортерах при мультипликативном эффекте привели к резкому торможению российской экономики. : внешний долг фирм составил предприятий и организаций России (внебюджетных) превысил 500 млрд долларов, что составило более 50 % их суммарного ВВП.
Страны с наибольшей долей нефтяного сектора | % |
Россия | -14,0 |
Ангола | -13,6 |
Азербайджан | -12,5 |
Ливия | -11,9 |
Казахстан | -10,0 |
Нигерия | -7,7 |
Кувейт | -7,0 |
Саудовская Аравия | -6,5 |
Венесуэла | -6,1 |
Иран | -6,1 |
ОАЭ | -5,2 |
Норвегия | -5,1 |
Туркменистан | -4,6 |
Алжир | -4,4 |
Катар | 0,5 |
Отклонение фактического от прогнозного роста ВВП за 2008-2009 гг. (%)
Значительное снижение цены на нефть и газ, а также на металлы, суммарная доля которых в экспорте России составляет более 75 %, привело к абсолютному сокращению размеров экспорта. Экспорт товаров в 2009г. сократился по сравнению с 2008 г. на 35,5% и составил 303,98 млрд. долл.
3. Кризис банковской системы в 2006 -2008 гг. Серьезнейшей проблемой стал рост корпоративных внешних заимствований [9, c. 5]. Кредиты, полученные группой О. Дерипаски ("Русалом" под залог 25% акций "Норильского никеля", ГАЗом под залог 20% акций канадского автопроизводителя Magna, "Базовым элементом" под залог 9,99% пакета немецкого строительного холдинга Hochtief), "Альфа-груп" от Deutsche Bank и BNP-Paribas - на 1,5 млрд. долл. под залог 44% акций "ВымпелКома" и на 1 млрд. долл. под залог 41% акций X5 Retail Group, А. Занадворовым от Deutsche Bank на сумму 560 млн. долл. под залог 75% акций "Седьмого континента"[3, c. 38].
Особой проблемой было то, что большинство этих заимствований фактически были квазигосударственными. Сформировалось недобросовестное поведение: российские корпорации безответственно занимали деньги, а иностранные кредиторы давали их без достаточных для того оснований. Поэтому в условиях кризиса фирмы столкнулись с быстрым падением стоимости своих залогов и с реальной угрозой лишиться своих активов [23, c. 36].
В России кризис был сконцентрирован в тех же отраслях, что и в мире: металлургия, строительные материалы, автомобильная, химическая промышленность Тяжелый финансовый кризис (включая инфляцию и падение курса рубля) вызвал несколько дополнительных негативных эффектов на ранней стадии спада. Это не только свертывание ипотеки, которое шло с 2007 г. и было весьма заметно еще до старта финансового шока в сентябре 2008 г. Речь идет о подрыве потребительского кредита, бегстве от национальной валюты. В частности в России осенью 2008 г. это проявилось в форме бегства в товары – потребители сохранили на определенный период времени уровень покупок при явном серьезном снижении дохода. Этот эффект продолжался короткое время, пока семьи пытались использовать обесценившиеся сбережения для реализации покупок до старта инфляции.
Снижение спроса на главные экспортные товары России( нефть, газ и металлы), а так же снижение промышленного производства и строительства привели к падению ВВП, которое составило 7,9% в 2009 г. по отношению к сентябрю 2008г. При этом за аналогичный промежуток времени Китай продемонстрировал лишь падение темпов роста, США-страна экономическая политика которой привела к кризису продемонстрировала падение ВВП на 2,6% в 2009г. по отношению к 2008г.
Замедление темпов экономического роста на протяжении 2008 г. и спад в 2009 г. были вызваны одновременным сокращением и внешнего, и внутреннего спроса. Если по итогам трех кварталов 2008 г. прирост внутреннего спроса составил 11,1% против 13,6% в 2007 г. и существенно опережал динамику внешнего спроса, что позволяло купировать негативное влияние факторов изменения мировой конъюнктуры на товарных и финансовом рынках, то с ноября – декабря 2008 г. ситуация меняется кардинальным образом. Резкое падение мировых цен на сырьевые товары и сужение спроса мирового рынка начиная с III квартала 2008 г. сопровождалось уменьшением объемов экспорта товаров и по физическому, и по стоимостному объемам. В IV квартале 2008 г. Экспорт товаров по стоимости снизился на 10,5% и на 8,3% (в методологии СНС) относительно аналогичного периода предыдущего года. Падение экспорта при почти троекратном замедлении темпов внутреннего спроса определило замедление темпов ВВП в IV квартале до 1,2% относительно аналогичного периода предыдущего года. Ситуация осложнилась масштабным оттоком капитала. Если в 1-м полугодии 2008 г. сохранялась тенденция притока иностранного капитала в размере 17,4 млрд долл., то во 2-м полугодии отток капитала достиг 149,8 млрд долл. Кумулятивное влияние этих факторов определило инерционный спад в начале 2009 г. Под воздействием сжатия инвестиционного, производственного и потребительского спроса в I квартале 2009 г. ВВП сократился на 9,8% при примерно одинаковых темпах сужения внутреннего и внешнего спроса на уровне 14%. Отток капитала в I квартале оставался на достаточно высоком уровне и составил 35,1 млрд долл. при среднем значении 43,5 млрд долл. в октябре – декабре 2008г.
Со II квартала 2009 г. на фоне постепенного восстановления мировых рынков сырья и адаптации финансово-кредитных институтов к кризисным явлениям наблюдалось такое же ослабление темпов экономического спада. После сокращения ВВП в 1-м полугодии 2009 г. на 10,4% и в III квартале – на 8,9% в IV квартале спад замедлился до 2,6% относительно аналогичного периода предыдущего года [23, c. 229].
Снижение экономической активности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2008 г. наблюдалась тенденция к постепенному замедлению темпов роста инвестиций, которая с усилением финансового кризиса с ноября 2008 г. сменилась резким переломом динамики: темпы роста инвестиций впервые с 2000 г. Перешли в область отрицательных значений. В IV квартале 2008 г. инвестиции в основной капитал составили 97,7% от аналогичного показателя предыдущего года. В 2009 г. сужение масштабов инвестиций в основной капитал протекало в более острой форме: инвестиции в основной капитал сократились на 17,0% при падении ВВП на 7,9%, в сегменте малых предприятий снижение инвестиций в основной капитал за год превысило 25%. Изменение уровня инвестиций определило особенности технологической и воспроизводственной активности в целом по экономике и по видам экономической деятельности, а также процесса финансирования инвестиционных расходов.