Экономические реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Банки являются одними из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - нужное условие настоящего сотворения рыночного механизма. Устойчивость банков значительно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играется важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - нужные функции. Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....4
Банковская система в условиях командно- административной экономики СССР….5
Реформирование банковской системы в кон. 80х – 90е годы и создание двухуровневой структуры (основные этапы)….8
Кризис банковской системы в 1998 и 2008 гг.: причины и особенности…..11
Банковская система в России и в развитых странах (основные отличия)….16
Заключение………………………………………………………………………...20
5. Приложение…………………………………………………………………….21
Библиографический список………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат эк.реформы.docx

— 65.53 Кб (Скачать)

   - нормативы  достаточности капитала (предельное  соотношение общей суммы собственных  средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);

   - максимальный  размер привлеченных денежных  вкладов (депозитов) населения;

   - размеры  валютного, процентного и иных  рисков;

   - минимальный  размер резервов, создаваемых под  высокорисковые активы;

   - нормативы  использования собственных средств  банков для приобретения долей  (акций) других юридических лиц;

   - максимальный  размер кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных банком своим  участникам (акционерам). Не может  превышать 20% собственных средств  банка.

   При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска  по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими  ассоциациями и союзами.

   Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции по отношению к нарушителям.

   Проверки  могут осуществляться уполномоченными  Советом директоров представителями  Банка России или по его поручению  аудиторскими фирмами. 

   Основные  функции центральных банков ведущих  мировых держав в целом идентичны, однако в силу особой специфики реформационного  периода в России функции и  полномочия центрального банка нашего государства в области регулирования  денежного обращения, проведения денежно-кредитной  политики и упорядочивания денежно-кредитной  системы более законодательно детализированы, создан специальный аппарат для  их осуществления.

   Так, в  целях совершенствования денежно-кредитной  системы Российской Федерации при  Банке России организуется Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Заседания  Национального банковского совета проходят не реже чем один раз в  три месяца. 

   Национальный  банковский совет  выполняет следующие  функции:

   - рассматривает  концепцию совершенствования банковской  системы Российской Федерации;

   - рассматривает  проекты основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики, политики валютного регулирования  и валютного контроля, дает по  ним заключения и анализирует  итоги их выполнения;

   - осуществляет  экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных актов в  области банковского дела;

   - рассматривает  наиболее важные вопросы регулирования  деятельности кредитных организаций;

   - участвует  в разработке основных принципов  организации системы расчетов  в Российской Федерации.

   Особо отметим, что в отличие от ЦБ Англии Банк России не вправе предоставлять  кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда  это предусматривается федеральным  законом о федеральном бюджете.

   Банк  России не вправе предоставлять кредиты  на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

   Данные  положения теперь полностью законодательно урегулированы, дабы исключить возможность  инфляционного покрытия расходов государственного бюджета, которая имела место  в прошлом.

   Для проверки деятельности ЦБ в нашем государстве  создана сложная многоуровневая система, включающая контроль центрального банка со стороны Государственной  Думы, ежемесячную отчетность, внешний  и внутренний аудит. За несколько  лет своего существования данная система уже оправдала свою эффективность. Новым важным звеном в ней стало  привлечение независимых международных  аудиторов для осуществления  проверки отчетности Банка России, положительные результаты которой, несомненно, повышают привлекательность  страны для иностранных инвесторов. Однако существует также необходимость  ее постоянного совершенствования: например, сокращение периодов между  публикациями отчетности, так как  отчетность месячной давности может  уже не отражать настоящего состояния  в динамичной российской экономике. 

   Вывод по четвертой главе 

   Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования  банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный  орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен  применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции  лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более  серьезные нарушения относится  к компетенции Министерства экономики  и финансов Испании. Но одних санкций  недостаточно, важна своевременная  организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Банки образуют одно из центральных звеньев в  системе рыночных отношений, и развитие их деятельности - необходимое условие  создания реального рыночного механизма.

Банковская  система в рыночной экономике исполняет  три главные роли:

   1. Развитая  структура коммерческих банков  управляет системой платежей, которая  обеспечивает выполнение предприятиями  и частными лицами обязательств друг перед другом.

   2. Банки  наряду с другими финансовыми  посредниками направляют сбережения  населения к фирмам и коммерческим  предприятиям. Эффективность осуществления  процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования.

   3. Коммерческие  банки, действуя в соответствии  с кредитно-денежной политикой  Центрального банка Российской  Федерации, регулируют количество  денег, находящихся в обращении.  Стабильный и умеренный рост  денежной массы при соответствующем  росте объема производства обеспечивает  постоянство уровня цен. Задача  кредитно-денежной политики сводится  еще и к обеспечению, по возможности,  полной занятости и роста реального  объема производства.

Деятельность  банков, действующих сегодня на российском рынке, в отличие от банков в странах  с развитой рыночной экономикой ориентирована  в основном на получение прибыли. Участие же кредитных ресурсов в  реальном инвестиционном процессе ограничено, так как инвестиции капитала в  производство связаны со значительным снижением оборачиваемости средств  и большими кредитными рисками. Поэтому  из-за ограниченности инвестиций современная  двухъярусная структура банковской системы России не в полной мере отвечает потребностям сегодняшнего дня. Слабость производственного капитала лишает всю совокупность экономических  отношений надежного фундамента и не дает оснований назвать капитал  действительно доминирующей категорией современной российской экономики.

Важными факторами, воздействующими на банковскую систему  в настоящее время, остаются негативные социально-экономические последствия  резкого инфляционного всплеска, последовавшего в 1998 году после трехкратной  девальвации рубля, а также кризис внутренней и внешней задолженности. Операции, которые достаточно долгое время предопределяли относительно более благоприятные по сравнению с другими секторами российской экономики финансовые результаты банковской системы, включая интенсивное использование возможностей рынков государственных бумаг, международных кредитных ресурсов, а также средств населения, оказали в период кризиса разрушительное воздействие на финансовое состояние подавляющего большинства банков.

Кризис финансовой системы в России обострил споры  по поводу выбора оптимальной модели ее дальнейшего развития. Банкротство  многих банков стало весомым аргументом в пользу отстранения банков от активного  участия в корпоративном управлении. Однако решая стратегически важные вопросы судьбы национальной финансовой системы и роли банков в ней, исходить, следует, прежде всего, из интересов  реального сектора экономики, потребностей его развития и задач интеграции в мировую экономическую систему.

Условиям российской экономики переходного типа в  наибольшей степени соответствует  такая структура финансовой системы, в которой доминирующую роль в  финансировании экономики играли бы крупные банки, принимающие участие  в корпоративном управлении и  контроле. 
 

Приложение 

Таблица 1.

Реформы банковской системы в 1987 - 90 гг. 

Состояние банковской системы  к 1987г Первый  этап 1987 - 88гг Второй  этап

1988 - 90гг.

Третий  этап

Начало 90 гг.

1. Госбанк СССР, включая систему государственных трудовых сберегательных касс СССР.

2.Стройбанк СССР

3. Внешторгбанк СССР.

1.Реорганизац. банковской системы: госбанк СССР

Специал.госбанки: Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сберегательный банк СССР.

2. Создание новых коммерческих банков.

Принятие законов  о банках и банковской деятельности.

Первый  уровень банковской системы: Госбанк  СССР и центральные банки республик.

Второй  уровень

Коммерческие  банки.

1. Создание собственных банковских систем на территории бывших республик. В России ЦБ РФ и коммерческие банки.

2. принятие решений о создании Межреспубликанского банка государств СНГ для координации денежной политики.


 

Таблица 2.

Период становления  банковской системы

Важнейшие события 

1665 г. Первая попытка  создания ссудного банка для “маломочных  купцов”.
1733 г. Возникновение в Петербурге монетной канцелярии.
1754 г. Учреждены два  сословных банка: Дворянский и Коммерческий.
1769 г. В Петербурге и  Москве создаются банки “для вымена государственных ассигнаций”.
1788 г. В г. Вологде  основан городской общественный банк.
1818 г. Вместо городских  общественных банков был открыт “Государственный коммерческий банк”.
1841 г. Появление первых сберегательных касс.
1864 г. Открыт первый акционерный Санкт-Петербургский  частный банк.
1876 – 1879 г.г. Первый крупный  банковский кризис, приведший к ликвидации 7 коммерческих банков.
1883 – 1884 г.г.  
Появление законодательных актов, регулирующих порядок открытия и ликвидации коммерческих банков.
1890 – 1897 г.г. Активное возникновение  новых коммерческих банков и увеличение их значимости в экономике.
1917 г. Правительством  большевиков принят декрет “О национализации банков”.
1925 – 1986 г.г. Становление системы  государственных банков, подчиненных  главному государственному банку.
1990 – 1991 г.г. Появление коммерческих и кооперативных банков.

 
 
 
 

Библиографический список 

1.Ткачев, В. 
Реформирование банковской системы 
Финансовый бизнес. - 1999. - N 7.-С. 17-21. 
 
2.Кузьмин, О. 
Банковские системы: проблемы выбора 
Банковские технологии. - 1997. - Июль-август.-С. 38-39. 
 
3.Парамонова, Т. В. 
Проблемы развития банковскойсистемы России 
Деньги и кредит. - 1999. - N 7.-С. 3-8. 
 
4.Парамонова, Т. В. 
Проблемы развития банковскойсистемы России 
Деньги и кредит. - 2000. - N 11.-С. 3-9. 
 
5.Попков, В. В. 
О концептуальных основах развития банковской системы России 
Деньги и кредит. - 2000. - N 5.-С. 3-7. 
 
6.Меликьян, Г. Г. 
Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы 
Деньги и кредит. - 2006. - N 1.- С. 3-7. 
 
7.Рева И.А.  
Реформирование банковской системы России  
«Банковские услуги» 2000 - №9 стр 8-10
 

Информация о работе Экономические реформы в России