Экономические реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Банки являются одними из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - нужное условие настоящего сотворения рыночного механизма. Устойчивость банков значительно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играется важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - нужные функции. Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....4
Банковская система в условиях командно- административной экономики СССР….5
Реформирование банковской системы в кон. 80х – 90е годы и создание двухуровневой структуры (основные этапы)….8
Кризис банковской системы в 1998 и 2008 гг.: причины и особенности…..11
Банковская система в России и в развитых странах (основные отличия)….16
Заключение………………………………………………………………………...20
5. Приложение…………………………………………………………………….21
Библиографический список………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат эк.реформы.docx

— 65.53 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

   Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономической теории и мировой экономики» 
 

Реформирование  банковской системы 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Экономические реформы 
в России
»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил  

Доцент  кафедры Экономической теории

 и  мировой экономики Сигатова Н.А

2011 год. 

Авторы  работы

 

студенты  группы ЭиУ-136

Глушко  Ольга Игоревна

Чурина  Ксения Андреевна

2011 год. 

Реферат защищен 

с оценкой 

________________________

________________2011 год.  
 
 

Аннотация

   Тема реферата - изучение банковской системы государства и ее реформирования; является весьма актуальной в условиях реформирования банковской системы России.

   Цель  реферата - изучить строение и развитие банковской системы России.

В соответствии с выбранной темой поставлены и решены следующие задачи:

    - Изучение  банковской системы в условиях командно - административной экономики СССР.

    - Изучение  уровней банковской системы России и ее реформирование в кон. 80х – 90е годы.

    - Рассмотрение  банковских кризисов 1998 и 2008 года и их последствий.

    - Анализ текущего  состояния банковского сектора  России и развитых стран. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....4

  1. Банковская система в условиях командно- административной экономики

СССР………………………………………………………………………………...5

  1. Реформирование банковской системы в кон. 80х – 90е годы и создание двухуровневой структуры (основные этапы)………………………………....8
  2. Кризис банковской системы в 1998 и 2008 гг.: причины и особенности…..11
  3. Банковская система в России и в развитых странах (основные отличия)….16

Заключение………………………………………………………………………...20

5.  Приложение…………………………………………………………………….21

Библиографический список………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Банки являются одними из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - нужное условие настоящего сотворения рыночного механизма. Устойчивость банков значительно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играется важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - нужные функции. Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом. 

   Актуальность  в условиях перехода к рынку приобретают  перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее  время в России на страницах экономической  печати, в дискуссиях на научных  и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс  создания новых, реорганизации действующих  банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что  механическое изменение структуры  банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а, следовательно, и оказать положительное  воздействие на экономику страны. Исторический опыт свидетельствует, что  та или иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно-экономических  условий. На практике используются различные  модели построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка. Количественная характеристика элементов банковской системы - вопрос не формальный для любой страны. Возможность проведения единой государственной  политики в денежно-кредитной сфере  и жесткий контроль за ее реализацией - важнейшее преимущество любой банковской системы. Отсутствие рыночных начал в экономике и межбанковской конкуренции тормозят поступательное движение банковских систем. В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. 
 
 
 

Банковская  система в условиях командно-административной экономики СССР

   В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы.  Представлена она,  однако,  была только  двумя главными ярусами:  Госбанком в качестве ЦБ и довольно разветвленной сетью  акционерных  коммерческих  банков, кооперативных,  коммунальных банков,  сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.  Все они базировались на кредитно-золотой основе и деньги обслуживали потребности рыночного хозяйства.

   В 30-е годы  произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали чрезмерное укрупнение и  централизация.  По  существу, остался только один Центральный ярус, который включал в себя Госбанк,  Строительный банк и банк для внешней  торговли. Такая  структура  кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного  хозяйства, сколько политизацию экономики,  выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась  под  политические установки,  лишенные в большинстве своем экономической основы.  Она стала заложницей политической системы.

   Результатом такой реорганизации стало лишение смысла  понятия "кредитная система",  оно было заменено понятием "банковская система".  Экономическая же сущность кредита, суть его рыночного механизма была утеряна. Банковская система оказалась органически встроена в командно-административную модель управления.

   Административно-командная система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: 

  • жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности;
  • использование внеэкономических, идеологических методов управления;
  • господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Основополагающей  чертой командно-административной системы  является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков” и т. д.

Следующей чертой командно-административной системы  является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства - предприятиям, организациям народного хозяйства. Именно поэтому централизованную экономику называют также плановой. Вообще, у понятия централизованной экономики существует целый ряд синонимов - командно-административная система, иерархическая система, директивная система, командная экономика

 Находясь в полном административном подчинении у правительства,  прежде всего  у  министра финансов, между тем как деятельность Центробанка должна иметь долговременные цели, а не служить эмиссионным источником для покрытия дефицита госбюджета и финансирования государственных проектов.  

 Вместо разветвленной  системы  остались  3  банка и система  гострудсберкасс.  Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в то же  время  являлся  центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение  эмиссионных  функций  и функции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентуры,  монопольное закрепление их  за  одним банком превращало Госбанк в орган государственного управления и контроля.  Кредитные отношения стали носить формальный  характер.  Госбанк обладал практически полной монополией на кредитные ресурсы.  На его счетах аккумулировались все свободные денежные  средства,  образуя  общегосударственный  ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда  централизованно  в  соответствии  с утвержденными кредитными планами.  Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению  кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими органами, а не клиентами.   

 За рамки  кредитной системы была вынесена система страхования. Эти преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в самом широком смысле слова и переход на административную систему управления.    

  Основные недостатки  банковской системы,  существовавшей  до реформы 1987г: 

  1) Отсутствие вексельного обращения.

   2) Выполнение  банками  роли  госбюджета,  на долю которого приходилось списание долгов  предприятий,  особенно  сельского хозяйства.  

3) Бесчисленные  операции по кредитованию всех сфер  хозяйства.  

4) Потеря банковской  специализации.  

5) Монополизм вследствие отсутствия у предприятий альтернативных источников кредита.  

6) Низкий  уровень  процентных ставок.  

7) Слабый контроль  банков (контроль на базе кредита) за деятельностью  сфер  экономики.  

8) Неконтролируемая  эмиссия кредитных и бумажных  денег.

Вывод по первой главе

   В условиях командно-административной системы  роль и функции банков были весьма ограниченны. Они сводились к  осуществлению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому  обслуживанию, а также финансирование капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных  целевых фондов. Как составляющая государственного аппарата банки при  централизованном общегосударственном  планировании осуществляли кредитные  операции в рамках строго регламентированных направлений использования и  лимитированных фондов кредитования. Внеплановые операции допускались  только с разрешения партийно-правительственных  органов. Для руководителей предприятий  и банковских работников фактически не было существенного различия между  бюджетным и кредитным финансированием; кредитования осуществлялось из того же бюджета по условным процентам. Такая  банковская система могла лишь тормозить  развитие товарно-денежных отношений. 

   Надо  иметь в виду, что банки - не просто хранилища и кассы для выдачи денег и предоставление кредитов. Они составляют мощный инструмент структурной  политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения  финансов, капитала в форме банковского  кредитования инвестиций, необходимых  для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут  направлять средства, финансовые ресурсы  в виде кредитов в отрасли, сферы, регионы, где капиталу будет лучшее применение. 
 

  Реформирование банковской  системы в кон. 80х  – 90е годы и  создание двухуровневой  структуры (основные  этапы)

Информация о работе Экономические реформы в России